КОПИЯ
ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
<адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Красноуральский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Карташова О.В.,
с участием:
государственного обвинителя, помощника прокурора <адрес> ФИО3,
защитника, адвоката Пашуковой С.М., представившей ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющей удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ,
защитника, адвоката ФИО5, представившей ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющей удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ,
подсудимого Ноговицына С.В.,
при секретарях Батраковой С.В., Солобоевой О.А.,
а также потерпевшего ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда уголовное дело по обвинению:
Ноговицына ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, имеющего неполное среднее образование, проживающего в городе Красноуральска по <адрес>А <адрес>, <данные изъяты> у <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, военнообязанного, судимого:
в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.163 Уголовного кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В феврале 2010 года (точное время и дата следствием не установлены) Ноговицын С.В., имея корыстный умысел на завладение денежными средствами ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, пришёл в указанную квартиру и, реализуя задуманное высказал ФИО1 требование отдать ему деньги в размере 30 000 рублей, в два этапа по 15 000 рублей. ФИО1 отказался отдавать деньги, после чего Ноговицын С.В., с целью подавления воли ФИО1 к сопротивлению, высказал в его адрес угрозу того, что в случае отказа выполнить его требование, ФИО1, и всю его семью увезут в лес и закопают. Подавив таким образом волю ФИО1 к сопротивлению, Ноговицын С.В. попытался ударить потерпевшего, но так как тот отходил от него, то Ноговицын С.В. не смог ударить его. Осознавая физическое превосходство Ноговицына С.В. над ним, учитывая попытку применения в отношении него физического насилия, ФИО1 высказываемые Ноговицыным С.В. угрозы о расправе над ним и его семьёй, в сложившейся обстановке воспринял реально и опасаясь за своё здоровье, вынужден был отдать Ноговицыну С.В. деньги, в сумме 3 000 рублей, пояснив, что у него денег больше нет. После чего, Ноговицын С.В. с полученными деньгами из квартиры ФИО1 ушёл.
Затем, в марте 2010 года (точное время и дата следствием не установлены) Ноговицын С.В., продолжая свои противоправные действия, направленные на завладение денежными средствами ФИО1, действуя единым умыслом, вновь пришёл в квартиру ФИО1, расположенную по адресу: <адрес>, где реализуя задуманное высказал ФИО1 незаконное требование отдать ему деньги, в сумме 27 000 рублей. Однако ФИО1 отдавать деньги Ноговицыну С.В. отказался. Тогда Ноговицын С.В., с целью подавления воли потерпевшего ФИО1 к сопротивлению, высказал в его адрес угрозу того, что если тот не отдаст деньги, то он убьёт всю семью ФИО1 Подавив таким образом волю ФИО1 к сопротивлению, Ноговицын С.В. замахнулся на ФИО1 рукой, как бы пытаясь его ударить. Действия Ноговицына С.В. были восприняты потерпевшим как попытка запугать его и оказать на него моральное давление. После чего, Ноговицын С.В. продолжал сопровождать свои незаконные требования угрозами в адрес ФИО1 и его семьи, а именно сказал, что семью ФИО1 увезут в лес, и будут избивать, или вообще убьют.
Осознавая физическое превосходство Ноговицына С.В. над ним, учитывая попытку применения в отношении него физического насилия, ФИО1 высказываемые Ноговицыным С.В. угрозы о расправе над ним и его семьёй, в сложившейся обстановке воспринял реально и опасаясь за своё здоровье, вынужден был отдать Ноговицыну С.В. деньги, в сумме 4 000 рублей. После чего, Ноговицын С.В. с полученными деньгами из квартиры ФИО1 ушёл.
В судебном заседании подсудимый Ноговицын С.В. свою вину не признал и показал, что находясь на работе они играли в карты и ФИО8 проиграл ему 7 500 рублей. Поэтому он пришёл домой к ФИО8 за долгом. Но ФИО8 сказал, что ему самому должен сосед ФИО1 10 000 рублей. И предложил Ноговицыну С.В. взять с ФИО1 эти 10 000 рублей долга, из них Ноговицын С.В. может забрать себе 7 500 рублей, а оставшиеся 2 500 передать ФИО8 Находившийся в квартире ФИО1 согласился отдать этот долг и написал расписку. При этом Ноговицын С.В. никакого давления на ФИО1 не оказывал, и не угрожал ему. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, находясь в подъезде своего дома отдал Ноговицыну С.В. 3 000 рублей. При этом на первом этаже подъезда находился ФИО8 При передаче денег ФИО1 сказал Ноговицыну С.В., что остальные деньги передаст в следующем месяце. Когда Ноговицын С.В. пришёл за долгом второй раз, то ФИО1 отдал ему всего 4 000 рублей, пожаловавшись ему, что у него только, что ФИО13 забрали за компьютер 15 000 рублей. В связи с чем, Ноговицын С.В. пришёл домой к ФИО13 и сказал, чтобы они больше никаких денег у ФИО1 не забирали.
Свидетель защиты ФИО18. показала, что является супругой Ноговицына С.В., и он ей рассказал, что ФИО8 проиграл ему в карты 3 000 рублей. Но у ФИО8 денег не было и он передал долг ФИО1 перед ним Ноговицыну С.В. В связи с чем, Ноговицын С.В. и ходил ДД.ММ.ГГГГ за долгом к ФИО1 Узнав про это, она сходила к ФИО1 и запретила ему отдавать какие-либо деньги Ноговицыну С.В.
К показаниям свидетеля ФИО19 относительно карточного долга ФИО1, суд относится критически, поскольку данный свидетель является супругой подсудимого, <данные изъяты>, и вся их семья живёт только за счёт заработной платы Ноговицына С.В. Соответственно свидетель ФИО20. заинтересована в исходе данного уголовного дела, и пытается помочь своему супругу избежать ответственность за совершённое деяние.
Виновность подсудимого подтверждается совокупностью следующих исследованных в судебном заседании доказательств.
Так, согласно показаний потерпевшего ФИО1, данных им в ходе предварительного следствия /л.д.19-20/ и с согласия сторон оглашенных в судебном заседании: он занял у своего соседа ФИО8 деньги, в сумме 1 000 рублей, но о данном долге забыл. Зимой 2010 года ФИО8 пригласил его к себе домой выпить. Во время застолья кто-то напомнил ему о долге перед ФИО8 Затем Ноговицын ему дал подписать какую-то бумагу, что в ней было написано, ФИО1 не помнит, так как был пьян. В начале февраля 2010 года, ближе к пенсии, к нему в квартиру пришёл Ноговицын С.В., который стал требовать выдать ему 30 000 рублей, в два этапа по 15 000 рублей. При этом Ноговицын С.В. называл разные причины указанного долга. Однако ФИО1 отказывался отдать ему деньги. Тогда Ноговицин С.В. стал угрожать ФИО1, что его семью увезут в лес и закопают, если он не отдаст деньги, и попытался ударить ФИО1 Испугавшись угроз ФИО1 передал Ноговицину С.В. деньги в сумме 3 000 рублей. В начале марта 2010 года Ноговицын С.В., опять к пенсии, пришёл к ФИО1 и потребовал у него 27 000 рублей, угрожая, что если он не отдаст деньги, то он убьёт всю семью ФИО1 На отказ ФИО1 выдать деньги, Ноговицын С.В. замахнулся ударить его, стал опять угрожать, что всю семью увезут в лес и будут избивать, или вообще убьют. Все угрозы ФИО1 воспринял реально, опасаясь их осуществления, и поэтому снова отдал Ноговицыну С.В. 4 000 рублей. В следующий раз, уже в конце апреля 2010 года Ноговицын С.В. пришёл к ФИО1, но он решил денег больше тому не давать и поэтому не открыл двери. На следующий день Ноговицын С.В. опять с друзьями приехал к нему, но ФИО1 с семьёй, спрятались и не открыли двери. С тех пор ФИО1 боится расправы Ноговицына С.В., он и члены его семьи практически перестали выходить на улицу.
Свидетель обвинения ФИО8 показал, что сидели у него в квартире с Ноговицыным С.В., распивали спиртное, в это время пришёл ФИО1, которому ФИО8 напомнил про долг в 1 000 рублей. Но ФИО1 сказал, что не помнит про этот долг. Тогда Ноговицын С.В. сказал, что долги надо отдавать. После чего ФИО11 согласился отдать ФИО8, за просрочку возврата долга, 5 000 рублей. О чём подписался в расписке, написанной дочерью ФИО8 В ходе судебного следствия свидетель ФИО8 частично подтвердил свои показания, данные им на предварительном следствии /л.д.24-26/, где он показал, что: он сам намекал Ноговицыну С.В. помочь ему забрать у ФИО1 долг, в сумме 1 000 рублей. На что Ноговицын С.В. предложил взять с ФИО1 10 000 рублей. Но ФИО8 сказал, что ему нужна только 1 000 рублей. В феврале 2010 года также в ходе распития спиртных напитков Ноговицын С.В. предложил позвать ФИО1, и ФИО8 пригласил того в гости. Когда ФИО1 пришёл, то ФИО8 напомнил ему про долг, но он ответил, что не помнит про такой долг. Тогда в разговор вмешался Ноговицын С.В. который на тюремном жаргоне стал оказывать на ФИО1 моральное давление. После чего, ФИО1 сказал, что отдаст долг, в сумме 10 000 рублей. Чтобы он не забыл про свои обязательства, Ноговицын С.В. отобрал у него расписку о долге. ДД.ММ.ГГГГ к ФИО8 снова пришёл Ноговицын С.В., который спросил, почему он не забралу ФИО1 5 000 рублей. На что ФИО8 ответил, что, так как Ноговицын С.В. сам вёл разговор о деньгах, то пусть сам и разбирается. При этом разговоре Ноговицын С.В, сказал, что ФИО1 отдал ему вместо 5 000 рублей, всего 3 000 рублей. Со слов ФИО1 он знает, что через месяц после этого к нему приходил Ноговицын С.В., которому отдал 4 000 рублей. Но Ноговицын С.В. стал требовать ещё 20 000 рублей, при этом угрожал ФИО1 По внешнему виду ФИО1, ФИО8 понял, что тот реально боится Ноговицына С.В. В апреле, перед первомайскими праздниками, к ФИО8 пришёл Ноговицын С.В., который рассказал, что приходил к ФИО1, забрать 15 000 рублей, так как ФИО1 вовремя не отдал 10 000 рублей. Но двери квартиры ему никто не открыл. При разговоре с ФИО1, Ноговицын С.В. говорил, что если тот не отдаст деньги, то его увезут на автомобиле, побьют. ФИО8 сказал ФИО1, что Ноговицын С.В. может выполнить свои угрозы.
В ходе судебного следствия свидетель ФИО8 стал утверждать, что дознаватель неправильно его понял и неправильно указала в протоколе допроса, что он слышал, как Ноговицын С.В. сказал ФИО1, что если тот не отдаст деньги, то его увезут на автомобиле, побьют. Кроме того, свидетель ФИО8 стал утверждать, что в ходе распития спиртных напитков ФИО8 проигрался в карты Ноговицыну С.В. и поэтому долг ФИО1 передал Ноговицыну С.В.
Между тем, показания ФИО8, данные им на предварительном следствии /л.д.24-26/, признаёт более достоверными, поскольку они даны ФИО8 сразу же после совершения преступления. Изменение ФИО8 в последующем своих первоначальных показаний, рассматривается судом, как желание помочь своему приятелю Ноговицыну С.В. избежать ответственности за совершённое преступление.
Свидетель обвинения ФИО12 показала, что зимой 2010 года вечером у них дома находились в гостях ФИО1 и Ноговицын С.В., которые с её отцом распивали спиртные напитки и играли в карты, «просто так», то есть не на деньги. Через некоторое время ФИО12, находясь на кухне слышала, как ФИО1 сказал Ноговицыну С.В.: «да, да, я согласен». После чего ФИО1, так как был не в состоянии сам чего-либо написать, попросил её записать под диктовку расписку. И она написала по диктовку текст, следующего содержания: «Я ФИО21 должен отдать 5 000 рублей Ноговицыну Сергею ко ДД.ММ.ГГГГ». Эту расписку затем себе забрал Ноговицын С.В.
Свидетель обвинения ФИО13 полностью подтвердил свои показания, данные им в ходе предварительного расследования /л.д.29-30/, согласно которым: в это день, он со своей женой пришёл к ФИО8, чтобы по просьбе его жены проверить его. В квартире находились ФИО8, ФИО1 и Ноговицын С.В. В ходе распития спиртных напитков, ФИО8, ФИО1 и Ноговицын С.В. стали играть в карты. Всё время выигрывал Ноговицын С.В., которому ФИО8 проиграл 3 000 рублей, сколько проиграл ФИО1, он не знает. Затем Ноговицын С.В, заставил ФИО1 написать расписку о возврате долга. Через месяц после этого, ФИО1 пришёл к ФИО13 и рассказал, что Ноговицын С.В. приходил к нему и предупредил, что если он не отдаст деньги, то долг удвоиться. Из разговора он понял, что ФИО1 сильно боится Ноговицына С.В., просил помочь защитить его. Но ФИО13 посоветовал ему обратиться в милицию.
Свидетель обвинения ФИО14 полностью подтвердил свои показания, данные им в ходе предварительного расследования /л.д.27-28/, согласно которым: зимой или весной 2010 года она со своим мужем ФИО13 пришли в квартиру к ФИО8, где кроме хозяина также находились ФИО1 и Ноговицын С.В., которые играли в карты. Находясь на кухне она слышала как Ноговицын С.В. сказал ФИО1 написать расписку, а затем вслух продиктовал текст этой расписки. При этом была озвучена сумма долга, по её мнению, она составляла 30 000 рублей. Затем ДД.ММ.ГГГГ Ноговицын С.В. приехал домой к ФИО13 с претензиями относительно того, что ФИО1 отдал им за компьютер деньги, в связи с чем, ему ФИО1 отдал вместо 10 000 рублей, всего 6 000 рублей. В этот же день она видела ФИО1, который был не в себе и рассказал ей, что к нему должен ещё раз прийти придти Ноговицын С.В. за деньгами, и если он не отдаст деньги, то ФИО1 не поздоровиться. По его виду она поняла, что ФИО1 боится Ноговицына С.В. И она с мужем посоветовали ФИО1 обратиться в милицию.
Свидетель обвинения ФИО15 полностью подтвердила свои показания, данные им в ходе предварительного расследования /л.д.21-22/, согласно которым: зимой её муж ФИО1 находился в гостях у ФИО8, где вместе с ним и Ноговицыным С.В. распивал спиртные напитки. Уже вернувшись от ФИО8, ФИО1 рассказал ей, что занимал у ФИО8 деньги, в сумме 1 000 рублей, но забыл их вернуть, поэтому сейчас должен уже 10 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ, в день получения пенсии, вечером к ним домой пришёл Ноговицын С.В., и стал требовать деньги в сумме 10 000 рублей. Она с мужем отказывались отдать указанную сумму. После того как она ушла в комнату, через некоторое время муж сказал ей отдать Ноговицыну С.В. 3 000 рублей. Затем ДД.ММ.ГГГГ днём к ним опять пришёл Ноговицын С.В. и стал требовать денег. ФИО1 предложил Ноговицыну С.В. 2 000 рублей, но тот сказал, что этого мало, и стал требовать отдать ему все деньги, которые у него есть. ФИО15 заплакала и ушла на кухню. Ноговицын С.В. ушёл от них после того, как ФИО1 отдал ему 3 000-4 000 рублей. Ей ФИО1 рассказал, что Ноговицын С.В. угрожал ему, что если он не отдаст деньги, то всю их семью увезут в лес, где их закопают. И ФИО1 говорил ей, что боится Ноговицына С.В., что тот действительно может увезти их и убить. В конце апреля 2010 года Ноговицын С.В. пришёл к ним снова, но они не открыли ему двери и убежали к соседке, откуда позвонили в милицию. Но на следующий день Ноговицын С.В. снова с друзьями приехал к ним, и они также, не открыв ему двери сидели притаившись, боясь, что он выполнит свои угрозы. Они из страха практически перестали выходить на улицу.
Свидетель обвинения Лычёва И.В. полностью подтвердил свои показания, данные им в ходе предварительного расследования /л.д.23/, согласно которым: в начале марта 2010 года она увидела встревоженную ФИО15, которая пожаловалась, что Ноговицын С.В. забрал у них 3 000 рублей, пояснив, что это неустойка за то, что ФИО1 отказался покупать кровать. Она предложила им обратиться в милицию, на что ФИО15 сказала, что им пригрозили этого не делать или в противном случае отрежут голову ФИО1 Затем в конце апреля 2010 года к ней домой пришли ФИО1 и рассказали, что Ноговицын С.В., общаясь с ними на тюремном жаргоне, требует отдать ему 15 000 рублей. Если они не отдадут деньги, то им будет плохо, их увезут. Тогда она предложила им сообщить о случившимся в милицию. В течение трёх ночей ФИО1 ночевали у неё в квартире. ФИО1 были очень напуганы, реально опасались угроз Ноговицына С.В.
Из имеющегося в материалах уголовного дела рапорта оперативного дежурного /л.д.2/, протокола принятия устного заявления о преступлении /л.д.3/ следует, что Ноговицын С.В. под угрозой физической расправы систематически у ФИО1 вымогает деньги, в сумме 30 000 рублей. И под угрозой физической расправы ФИО1 отдал Ноговицыну С.В. 7 000 рублей.
Таким образом, вина подсудимого доказана. Действия Ноговицына С.В. следует квалифицировать по ч.1 ст.163 Уголовного кодекса Российской Федерации - как вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества, под угрозой применения насилия.
Непризнание подсудимым Ноговицыным С.В. своей вины суд расценивает как способ защиты.
Ноговицын С.В., угрожая применением физического насилия в отношении потерпевшего ФИО1 и его семьи, убить всю его семью или вывезти их в лес и закопать, предъявлял потерпевшему незаконное требование о передаче ему денег. При этом ФИО1 реально опасался исполнения угроз Ноговицына С.В., прячась от него и не открывая двери квартиры. Что нашло своё подтверждение также в показаниях свидетелей обвинения.
При назначении подсудимому наказания, судом учитываются характер и степень общественной опасности совершённого им преступление (которое относятся к категории преступлений средней тяжести), и данные о его личности, в том числе обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание.
Обстоятельством, отягчающим Ноговицыну С.В. наказание, суд учитывает рецидив преступлений, предусмотренный ч.1 ст.18 Уголовного кодекса Российской Федерации, так как он, имея непогашенную судимость по приговору от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе за совершение тяжких преступлений, вновь совершил умышленные преступления средней тяжести.
На основании ч.2 ст.68 Уголовного кодекса Российской Федерации наказание ему должно быть назначено не менее одной третьей части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.
Обстоятельством, смягчающим подсудимому наказание, суд учитывает наличие у него на иждивении несовершеннолетнего ребёнка.
Учитывая, что подсудимый совершил преступление, имея непогашенную судимость, совершив рецидив преступлений, и на путь исправления не встал, суд считает необходимым назначить ему реальное наказание в виде лишения свободы со штрафом в 30 000 рублей (принимая во внимание доход подсудимого в 15 000 рублей), и с учетом требований п. «в» ч.1 ст.58 Уголовного кодекса Российской Федерации, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Руководствуясь ст.303, 304, и 307-310 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать Ноговицына ФИО25 виновным в совершении преступления предусмотренного ч.1 ст.163 Уголовного кодекса Российской Федерации и назначить ему наказание в виде трех лет лишения свободы со штрафом в размере тридцати тысяч рублей с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбывания наказания исчислять Ноговицыну С.В. с ДД.ММ.ГГГГ.
Меру пресечения Ноговицыну С.В., до вступления приговора в законную силу, изменить на заключение под стражу, взяв осуждённого под стражу в зале суда, с дальнейшим содержанием в СИЗО № г. Н. Тагила.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденными, содержащимися под стражей, в тот же срок со дня вручения им копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденные вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья: О.В. Карташов