Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судья Красноуфимского городского суда <адрес> Галкина И.В., с участием представителя истца- помощника Крансоуфимского межрайонного прокурора Бугрина С.М., представителя ответчика – Баранова Д.С., представителя третьего лица Трифановой И.А., при секретаре Дунаевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц к Государственному областному учреждению социального обслуживания населения <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» о признании бездействия по выполнению квоты для трудоустройства инвалидов незаконными и понуждению к выполнению квоты,
УСТАНОВИЛ:
Красноуфимский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением указав, что Красноуфимской межрайонной прокуратурой проведена проверка по факту неисполнения ГОУ СОН «Комплексный центр социального обслуживания» <адрес> законодательства о занятости инвалидов в Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что согласно штатного расписания среднесписочная численность работников ГОУ СОН «Комплексный центр социального обслуживания» <адрес> составляет 171,25 человека.
В силу ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям численность работников, которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Организациям, расположенным на территории <адрес>, с численностью работников более 100 человек установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 % от среднесписочной численности работников - п. 1 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории <адрес>».
При изложенных обстоятельствах квота для трудоустройства инвалидов в ГОУ СОН «Комплексный центр социального обслуживания» <адрес> составляет 5 рабочих мест.
Вместе с тем как установлено в ходе проверки указанная квота в ГОУ СОН «Комплексный центр социального обслуживания» <адрес>, не исполняется.
Так по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в счет установленной квоты на предприятии трудоустроен 1 инвалид, иные специальные рабочие места для инвалидов в ГОУ СОН «Комплексный центр социального обслуживания» <адрес>, в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не созданы.
Указанные действия ГОУ СОН «Комплексный центр социального обслуживания» <адрес> являются незаконными и ущемляют права и законные интересы инвалидов в области занятости гарантированные законодательством Российской Федерации. При этом установить конкретный круг лиц, чьи права нарушены, не представляется возможным по причине возможного изменения социального статуса граждан, их занятости.
Учитывая, вышеизложенное прокурор обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц и просит признать действия ГОУ СОН «Комплексный центр социального обслуживания» <адрес> по невыполнению квоты для приема инвалидов в количестве не менее 3% от среднесписочной численности штата, незаконными. Обязать ГОУ СОН «Комплексный центр социального обслуживания» <адрес> в месячный срок после вступления решения суда в законную силу создать на предприятии рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее 3 % от среднесписочной численности штата предприятия и направить указанную информацию в Государственное учреждение занятости населения <адрес> «Красноуфимский центр занятости».
В судебном заседании Красноуфимский межрайонный прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований, уточнив их, просил признать бездействие ГОУ СОН «Комплексный центр социального обслуживания» <адрес>» по выполнению квоты для приема на работу инвалидов в апреле- мае 2010 года незаконными, обязать ответчика в течение 1 месяца создать рабочие места, то есть указать в штатном расписании предприятия рабочие места для инвалидов в количестве не менее 2% от средне списочной численности штата предприятия, провести аттестацию созданных рабочих мест применительно к организации условий труда для инвалидов и направить информацию о создании рабочих мест в службу занятости.
Представитель ответчика Государственное областное учреждение социального обслуживания населения <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» Баранов Д.С. исковые требования прокурора не признал и пояснил, что по итогам отчета о проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенного ООО «Уральский центр безопасности труда», более 50 % рабочих мест Центра имеют класс условий труда по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса выше 3, т. е. противопоказаны для трудоустройства инвалидов.
В этом случае согласно п. 2 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории <адрес>», устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников.
Таким образом, согласно подсчетам ответчика, квота для трудоустройства инвалидов в Центре составляет 3 рабочих места.
Специалист Центра по кадрам регулярно подает заявки в ГУ «Красноуфимский ЦЗ» о наличии вакансий. По заявкам о наличии вакансий - ДД.ММ.ГГГГ - уборщик служебных помещений - 2 человека; ДД.ММ.ГГГГ - социальный работник в район - 2 человека, поданным в ГУ «Красноуфимский ЦЗ», кандидаты центром занятости не направлялись. Направляемые ранее ГУ «Красноуфимский ЦЗ» кандидаты направлялись в Центр без учета их профессиональной и квалификационной пригодности (в противоречие пп. 2 п. 3 ПостановленияПравительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП указанного выше). На ДД.ММ.ГГГГ в Центре трудоустроены 2 инвалида. 3 группы: Иванов Е.В. работает сторожем, ФИО6 работает уборщиком служебных помещений.
Представитель третьего лица- Красноуфимского центра занятости населения Трифанова И,А. в судебном заседании пояснила, что в апреле, мае 2010г. ответчик квоту для трудоустройства инвалидов не выполнял, однако в настоящее время это нарушение устранено, квота выполняется. По закону ответчик может создать новое рабочее место для инвалида или выделить его в уже имеющемся штате, однако порядка создания или выделения рабочего места ни один документ не предусматривает.
Выслушав объяснения участников судебного процесса, изучив материалы дела, суд находит основания для удовлетворения иска, при этом руководствуется следующим.
В силу ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям численность работников, которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Согласно п. 1 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории <адрес>» организациям, расположенным на территории <адрес>, с численностью работников более 100 человек установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 % от среднесписочной численности работников.
В соответствии с п. 2 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории <адрес>» организациям, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50 процентов признаны условно аттестованными, а условия труда - противопоказанными для трудоустройства инвалидов, установить квоту для приема на работу инвалидов в размере 2 процента от среднесписочной численности работников.
По результатам аттестации рабочих мест работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты для приема на работу инвалидов в размере 2 процента от среднесписочной численности работников и в течение трех рабочих дней в письменном виде информирует органы службы занятости населения по месту расположения организации.
В судебном заседании установлено, что в апреле и мае 2010г. ответчик квоту для приема на работу инвалидов не выполнил, о чем свидетельствует справка Красноуфимского центра занятости от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривается ответчиком, о чем свидетельствует его письмо прокурору от ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку ст.24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» обязывает работодателей создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов, неисполнение указанных обязанностей ответчиком является незаконным бездействием.
Разрешая требование прокурора об обязании ответчика создать рабочие места, суд принимает во внимание, что ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» указывает на равнозначность создания или выделения рабочих мест для инвалидов, поскольку тем самым достигается одна и та же цель.
Вместе с тем, по мнению суда, создание рабочего места подразумевает совершение действий, направленных на образование нового рабочего места, включения его в штатное расписание предприятия, его аттестацию и т.д.
Выделение рабочего места подразумевает определение в уже существующем штатном расписании предприятия рабочего места для трудоустройства инвалидов, его аттестации и контроле за трудоустройством на данное рабочее место только лиц из числа инвалидов.
Поскольку в соответствии с Уставом ответчика Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства социальной защиты населения <адрес>, которое является главным распорядителем средств областного бюджета для Центра, а определение численности работников определяется в пределах выделяемых центру ассигнований, суд находит правильным обязать ответчика выделить в штатном расписании предприятия рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
В свою очередь, с целью избежания формального выделения рабочего места, оно должно быть подтверждено аттестацией указанного рабочего места и предоставление о нем сведений в службу занятости. Данное обстоятельство послужит также осуществлению контроля за исполнение решения суда ответчиком.
Из справки ответчика от ДД.ММ.ГГГГ среднесписочная численность работающих составляет 149 человек, соответственно, под квоту ответчиком должно быть выделено не менее 3 рабочих мест.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие юридического лица- <адрес> учреждения социального обслуживания населения <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» по выполнению квоты для приема на работу инвалидов в апреле-мае 2010г. незаконными.
Обязать юридическое лицо - Государственное областное учреждение социального обслуживания населения <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу выделить в штатном расписании предприятия рабочие места для инвалидов в количестве не менее 2 (Двух) процентов от среднесписочной численности штата предприятия, провести аттестацию выделенных рабочих мест применительно к организации условий труда для инвалидов и направить указанную информацию в Государственное учреждение занятости населения <адрес> «Красноуфимский центр занятости».
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения суда- ДД.ММ.ГГГГ
Судья – подпись
Копия верна: судья И.В. Галкина.