2-969/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2010 года гор. Красноуфимск
Красноуфимский городской суд Свердловской области в лице судьи Серебренниковой Л.И., при секретаре Токманцевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Баранникова Александра Григорьевича о признании недействительным решения исполняющего обязанности главы администрации Муниципального образования Красноуфимский округ об отказе в изменении условно разрешенного вида использования земельных участков,-
У С Т А Н О В И Л :
Баранников А.Г. просит суд признать недействительным решение исполняющего обязанности главы муниципального образования <адрес>, выраженное в письме № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков и обязать главу администрации муниципального образования <адрес> принять решение об изменении вида разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства» принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровым номером
<данные изъяты> площадью 52977 кв.м, находящегося примерно в 2,5 км по направлению на запад от ориентира д. <адрес>; с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 52875 кв.м, находящегося примерно в 2500 м по направлению на северо-запад от ориентира <адрес>
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником названных земельных участков, разрешенное использование которых: для сельскохозяйственного производства.
В июне 2010 года обратился к главе администрации муниципального образования <адрес> с заявлением об изменении условно разрешенного вида использования указанных земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства».
ДД.ММ.ГГГГ и.о.главы администрации МО <адрес> в письме на его имя сообщил, что по результатам проведения публичных слушаний, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ, администрация МО <адрес> отказывает в изменении разрешенного вида использования земельных участков с кадастровыми номерами №
Считает, что данное решение нарушает его права и законные интересы, ограничивает его право в выборе вида разрешенного использования земельного права, отказ основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с ч.2 ст. 36 Конституции РФ владение и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется собственником свободно, если это не наносит ущерб окруждающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. В соответствии со ст. 43 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом, федеральными законами. Реализуя названные права на земельные участки, он в установленном законом порядке обратился к главе местной администрации с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельных участков. В соответствии со ст. 39 Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Публичные слушания были проведены с нарушением порядка их проведения, установленный Градостроительным кодексом РФ:
- нарушены сроки проведения публичных слушаний, в соответствии с п.7 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца. Объявление о проведении публичных слушаний опубликовано в газете «Вперед» от ДД.ММ.ГГГГ, отказ администрации МО <адрес> об изменении вида разрешенного использования земельных участков опубликован в газете «Вперед» от ДД.ММ.ГГГГ;
В соответствии с п.6 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ и в соответствии с п.2.6 Порядка организации и проведения публичных слушаний на территории МО <адрес>, утвержденного решением Думы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № заключение о результатах публичных слушаний, позиции и мнения, высказанные субъектами обсуждения относительно проекта муниципального правового акта подлежат официальному опубликованию. Заключение по результатам публичных слушаний в средствах массовой информации опубликовано не было.
- отсутствует надлежащее решение главы МО <адрес>, принятое в форме постановления об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков и не опубликовано в средствах массовой информации;
- в представленном администрацией МО <адрес> для ознакомления протоколе рабочей группы по учету предложений и по проекту распоряжения проведения публичных слушаний есть ссылки на поступившие от жителей возражения об изменении разрешенного использования земельных участков, указано количество подписей в заявлениях, однако данные лиц (фамилии, имена, отчества, адреса), подписавших заявления не указаны. Анонимные заявления не могут считаться надлежащими и не могут служить достоверным доказательством выражения мнения населения.
Статья 39 Градостроительного кодекса РФ и Порядок организации и проведения публичных слушаний на территории МО <адрес>, утвержденный решением Думы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № не содержит положений о том, что глава муниципального образования руководствуется исключительно результатом голосования на публичных слушаниях и количеством высказанных «за» и «против» мнений.
Конституционный Суд РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О указал, что «к мерам, призванным обеспечить реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний, публичное обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний и закрепил перечень вопросов, по которым оно является обязательным, то есть не зависит от усмотрения органов публичной власти или их должностных лиц.
Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, публичные слушания по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения – выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта».
Суть доводов граждан, высказавшихся против изменения вида разрешенного использования земельных участков, сводится к тому, что «на этих земельных участках мы не сможем пасти скот, косить траву и отдыхать», «не будет доступа к реке Уфа».
Градостроительный кодекс РФ и Порядок организации и проведения публичных слушаний на территории МО <адрес>, утвержденный решением Думы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № говорят о рекомендательном характере процедуры публичных слушаний, и решение главой муниципального образования об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования должно приниматься на основе всестороннего и полного исследования вопроса, вынесенного на публичные слушания, соответствующей комиссией, обладающей познаниями в данном вопросе, а не на голословных заявлениях граждан.
По итогам публичных слушаний комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования или об отказе в его предоставлении. Таким образом, комиссия должна была учесть высказанные гражданами возражения и дать им анализ и обоснованные ответы, принимая во внимание, в первую очередь, законодательство Российской Федерации.
Статья 6 Водного кодекса РФ декларирует право граждан на доступ к водным объектам общего пользования и возможность их бесплатного использования для личных и бытовых нужд. Соответственно граждане не могли и не могут быть ограничены в доступе к реке Уфе. Кроме того, комиссии необходимо учитывать, что земельные участки находятся в частной собственности и не могут быть использованы другими лицами в любых целях (для выпаса скота, покоса и пр.) без разрешения собственника. Таким образом доводы, высказанные гражданами в заявлениях не могут быть признаны состоятельными и безусловно учитываться при решении комиссией вопроса о возможности или невозможности изменения вида разрешенного использования земельных участков.
В процессе проведения публичных слушаний комиссией не было выявлено, установлено и подтверждено какими-либо доказательствами, что смена вида разрешенного использования земельных участков с «сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства» негативно отразится на окружающей среде, нарушит права жителей на благоприятные условия жизнедеятельности.
В свою очередь, необоснованный и незаконный отказ Главы администрации МО <адрес> в изменении вида разрешенного использования земельных участков нарушает закрепленное Конституцией РФ и Земельным кодексом РФ право гражданина использовать принадлежащие ему на праве собственности земельные участки по своему усмотрению.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО4, действующая на основании доверенности, полностью поддержала заявленные Баранниковым А.Г. требования, просит суд признать недействительным решение и.о.главы администрации муниципального образования <адрес>, выраженное в письме № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков, и обязать главу администрации муниципального образования <адрес> принять решение об изменении вида разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства» принадлежащих Баранникову Александру Григорьевичу на праве собственности земельных участков: с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 52977 кв.м, находящегося примерно в 2,5 км по направлению на запад от ориентира д. <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 52875 кв.м, находящегося примерно в 2500 м по направлению на северо-запад от ориентира д. Русский <адрес> Заявленные Баранниковым А.Г. требования обосновала доводами, изложенными в заявлении. Полагает, что публичные слушания проведены с нарушениями, отказ в изменении вида использования земельных участков не может быть основан только на мнении населения, а должен был быть принят на основании федеральных законов.
Представитель заинтересованного лица – администрации Муниципального образования <адрес> – Ахмадеев В.Ф., действующий на основании доверенности, в судебном заседании указал, что оснований для удовлетворения заявления Баранникова А.Г. не имеется, поскольку решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков принято в соответствии с действующим законодательством и в пределах имеющихся полномочий. Также при принятии решения учитывалось то обстоятельство, что в случае изменения вида разрешенного использования земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства» возможно строительство садового домика, разрешение на строительство которого не требуется, и администрация МО <адрес> не сможет проконтролировать загрязнение водного объекта – реки Уфы; в настоящее время строительство каких-либо объектов на этих земельных участках невозможно, поскольку они имеют вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». Заявитель не лишен возможности использовать земельные участи по целевому назначению. Земли сельскохозяйственного назначения относятся государством к наиболее ценным землям. Но основным фактором, повлиявшим на принятие решения, явилось мнение населения, к которому органы местного самоуправления не могут не прислушиваться.
Из представленного письменного отзыва следует, что в соответствии с п.3 ч.3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на публичные слушания должны выноситься вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки. Пунктом 4 указанной статьи установлено, что Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. При этом федеральным законодательством не оговорено, что указанный порядок не распространяется на какие-либо случаи, прямо предусмотренные законом. На основании изложенных требований Федерального закона № 131-ФЗ подпунктом 11 части 3 статьи 16 Устава Муниципального образования <адрес> определено, что на публичные слушания выносятся, в числе прочих вопросов, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
Публичные слушания проведены в соответствии с законом, в сроки, установленные п.2.3 Порядка организации и проведения публичных слушаний на территории МО <адрес>, утвержденного решением Думы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: сроки обсуждения населением муниципального образования проектов муниципальных правовых актов не могут быть менее двух недель и более трех месяцев.
Информация о проведении публичных слушаний была размещена в газете «Вперед» от ДД.ММ.ГГГГ, публичные слушания состоялись ДД.ММ.ГГГГ. Обсуждение населением муниципального образования проектов муниципального правового акта производилось в ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Заседание рабочей группы по учету предложений и по проекту распоряжений состоялось ДД.ММ.ГГГГ. Письмо с отказом в изменении разрешенного вида использования земельных участков было направлено Баранникову А.Г. ДД.ММ.ГГГГ за №. Информация по результатам проведения публичных слушаний была размещена в газете «Вперед» от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом решения могут быть приняты как в письменной форме, так и в устной форме. Письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной, например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина. Градостроительным кодексом РФ не установлена форма отказа.
Заявителю были отправлены не только протоколы и приложения к ним заседания рабочей группы, но и копии заявлений граждан, в которых указаны фамилии и инициалы жителей, не согласных с изменением условно разрешенного вида использования земельных участков. Рабочая группа рассматривала заявления граждан, при этом заявления граждан не были анонимными.
Учитывая, что по результатам проведения публичных слушаний количество граждан, высказавшихся против изменения условно разрешенного вида использования земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства» значительно больше, чем граждан, высказавшихся за изменение условно разрешенного вида использования земельных участков, и.о. главы АМО <адрес> отказал Баранникову А.Г. в изменении условно разрешенного вида использования земельных участков.
Заявитель сам ссылается на Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, где отмечено, что выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности, относится к мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление. При этом преследуется цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях. Публичные слушания предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям.
Рабочая группа по учету предложений, и.о.глав администрации выявили и учли коллективное мнение населения по вопросу изменения условно разрешенного вида использования земельного участка, входящего в состав сельскохозяйственных угодий и принадлежащего Баранникову А.Г. на праве собственности, и на основании коллективного мнения населения ему было отказано в изменении условно разрешенного вида использования земельного участка.
Доводы, изложенные в заявлении Баранникова А.Г., не свидетельствуют о неправомерности отказа по вопросу изменения условно разрешенного вида использования земельного участка. Законные основания удовлетворить требование Баранникова А.Г. «обязать главу администрации МО <адрес> принять решение об изменении вида разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства» также отсутствуют.
Поскольку оспариваемый нормативный акт издан в соответствии с нормами действующего законодательства и в пределах компетенции органа местного самоуправления, просит в удовлетворении заявленных Баранниковым А.Г. требований отказать.
Представитель заинтересованного лица – администрации муниципального образования <адрес> ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании указал, что публичные слушания проведены в полном соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и нормативными правовыми актами органа местного самоуправления. Требование о возложении на главу администрации обязанности о принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков противоречит нормам действующего законодательства. Просит в удовлетворении заявления Баранникову А.Г. отказать.
Суд, выслушав доводы представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ ДД.ММ.ГГГГ) для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
На публичные слушания должны выноситься: вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
Статья 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
Глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимает глава местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Это правило неприменимо к случаям изменения вида разрешенного использования земельных участков на другой вид, предусматривающий жилищное строительство. Кроме того, оно не распространяется на случаи, предусмотренные п. 5 ч. 1 ст. 4 и ст. 4.1 Закона N 191-ФЗ. Данное правило установлено п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 4 названного закона вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до ДД.ММ.ГГГГ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.
Статья 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" устанавливает, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона.
Орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов не допускается.
Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного заявления: подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении; проводит публичные слушания по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Публичные слушания по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи в части соответствующих требований.
Решение о проведении публичных слушаний принимается в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявления в орган местного самоуправления.
Извещение о проведении публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Срок проведения публичных слушаний со дня опубликования извещения об их проведении до дня опубликования заключения о результатах таких публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления и не может быть более чем один месяц.
Орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи.
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
Отказ в принятии решения об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка может быть обжалован в суд.
На основании ст.ст. 7 и 8 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения.
Земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;
земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относит резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Частью 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Права на земельные участки в силу пункта 1 статьи 26 Кодекса удостоверяются документами в соответствии с тем же Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Такими документами, в частности, являются свидетельства о государственной регистрации, которые выдаются правообладателю земельных участков (ст. 14 ФЗ N 122).
Статьей 2 Областного закона от 20.02.2009 N 5-ОЗ "О подготовке и принятии решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков на территории Свердловской области" (принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 27.01.2009) установлено, что подготовка решений об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков на территории Свердловской области осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере территориального планирования на основании мотивированных заявлений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков, подлежащих согласованию в случаях, указанных в части первой пункта 6 настоящей статьи, и с учетом заключений, указанных в части первой пункта 5 настоящей статьи.
Орган местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законом в течение сорока пяти дней с даты поступления от субъектов, указанных в федеральном законе, мотивированного заявления об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка:
1) подготавливает и направляет в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере территориального планирования заключение о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении;
2) проводит публичные слушания по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.
Орган местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законом направляет в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере территориального планирования необходимые документы, в том числе, заключение о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в заявлении; заключение о результатах публичных слушаний - в случае их проведения.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере территориального планирования в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Правительством Свердловской области, не позднее чем через пять дней со дня поступления документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, направляет копии этих документов в иные областные исполнительные органы государственной власти Свердловской области для подготовки заключений, в которых должен содержаться вывод о возможности или невозможности принятия решения о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
На основании ч.1 ст. 3 названного областного закона Свердловской области, Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере территориального планирования в срок не более чем тридцать дней с даты поступления документов, указанных в пункте 3 статьи 2 настоящего Закона, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления этих документов в органы, указанные в части первой пункта 6 статьи 2 настоящего Закона, отказывает в принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка или направляет эти документы для рассмотрения в Правительство Свердловской области либо принимает решение об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере территориального планирования отказывает в принятии решения об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка исключительно в случаях, установленных федеральным законом.
В соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 1, пунктом 3 статьи 8 Земельного кодекса РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Из материалов дела следует, что Баранников А.Г. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>
Решением Думы Городского <адрес> Муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок организации и проведения публичных слушаний на территории Муниципального образования <адрес>.
В соответствии с положениями указанного Порядка на публичные слушания должны выноситься вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства. При этом публичные слушания могут проводиться в форме массового обсуждения населением муниципального образования проектов муниципальных правовых актов. Информация о проектах муниципальных правовых актов, выносимых на массовое обсуждение населения муниципального образования, а также тексты указанных актов, подлежат обязательному обнародованию в средствах массовой информации, также могут доводиться до сведения населения городского округа иным способом не позднее, чем за 10 дней до начала обсуждения. Сроки обсуждения населением муниципального образования проектов муниципальных правовых актов не могут быть менее двух недель и более трех месяцев. Результаты обсуждения населением проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения в течение месяца со дня окончания обсуждения рассматриваются соответствующим органом местного самоуправления муниципального образования. Позиции и мнения, высказанные субъектами обсуждения относительно проекта муниципального правового акта, вынесенного на обсуждение, подлежат официальному обнародованию (опубликованию) в городской общественно-политической газете «Вперед» в течение 10 дней со дня окончания данного рассмотрения, в обобщенном виде, с указанием их автора.
Постановлением Главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № постановлено провести публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства», принадлежащих на праве собственности Баранникову А.Г. земельных участков, расположенных на территории <адрес> (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения), проект распоряжения опубликовать в газете «Вперед», публичные слушания провести ДД.ММ.ГГГГ в 16:00 в здании школы по адресу д. <адрес> организации и проведения публичных слушаний на территории МО <адрес>, утвержденных решением Думы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Проект распоряжения администрации муниципального образования <адрес> об изменении условно разрешенного вида использования земельных участков, находящихся в собственности Баранникова А.Г., расположенных на территории <адрес>, западнее и северо-западнее д. Русский Усть-Маш опубликован в газете «Вперед» ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ рабочая группа по учету предложений и по проекту распоряжения проведения публичных слушаний решила: 93 заявления, всего подписей 183 – признать действительными, (поступило заявлений за изменение разрешенного использования земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства»- от 66 жителей, против изменения разрешенного использования земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства» - от 117 жителей). 10 заявлений признаны недействительными.
Суду представлены копии заявлений жителей д. <адрес>, принявших участие в публичных слушаниях.
ДД.ММ.ГГГГ и.о.главы администрации Муниципального образования <адрес> ФИО7, действующим на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-к «Об исполнении полномочий главы администрации Муниципального образования <адрес>», Баранникову А.Г. направлено письменное решение за исходящим номером 2082 о том, что по результатам проведения публичных слушаний, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ, администрация Муниципального образования <адрес> отказывает в изменении разрешенного вида использования земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> в связи с тем, что за изменение разрешенного вида использования земельных участков поступило заявлений от 66 жителей Усть-Машского территориального отдела администрации Муниципального образования <адрес>, против изменения вида разрешенного использования земельных участков – от 117 жителей указанной территории.
Решение опубликовано в газете «Вперед» от ДД.ММ.ГГГГ.
Анализ приведенных выше норм законодательства и исследованных судом материалов дела приводит к выводу о том, что публичные слушания по вопросу изменения условно разрешенного вида использования земельных участков, принадлежащих на праве собственности Баранникову А.Г., администрацией МО <адрес> были проведены в соответствии с нормами действующего законодательства, Порядка организации и проведения публичных слушаний на территории Муниципального образования <адрес>, утвержденного решением Думы Муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в установленные им сроки.
В то же время, решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков принято и.о.главы администрации Муниципального образования <адрес> ФИО7 незаконно, поскольку полномочий на принятие какого-либо решения по заявлению Баранникова А.Г. он не имел: учитывая, что земельные участки, в отношении которых Баранниковым А.Г. было подано заявление об изменении вида разрешенного использования, находятся в его частной собственности, а земли, на которых расположены эти участки, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, такое решение мог принять Уполномоченный исполнительный орган государственной власти <адрес> в сфере территориального планирования, а орган местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории <адрес>, каковым является администрация Муниципального образования <адрес>, в соответствии с федеральным и областным законом должна была направить в уполномоченный исполнительный орган государственной власти <адрес> в сфере территориального планирования необходимые документы, в том числе, заключение о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка и заключение о результатах публичных слушаний.
Следовательно, требование заявителя Баранникова А.Г. о признании недействительным решения и.о. главы администрации муниципального образования <адрес>, выраженное в письме № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков подлежит удовлетворению, поскольку нарушает права и свободы гражданина, в частности, право на свободное владение и распоряжение землей ее собственником, установленное ст. 36 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
В то же время, заявленное Баранниковым А.Г. требование о возложении на главу администрации муниципального образования <адрес> обязанности принять решение об изменении вида разрешенного использования принадлежащих ему на праве собственности земельных участков не может быть удовлетворено, поскольку, как уже было указано выше, принятие такого решения не отнесено к полномочиям органа местного самоуправления, а является полномочием Уполномоченный исполнительный орган государственной власти <адрес> в сфере территориального планирования.
Администрация Муниципального образования <адрес> может устранить допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод путем направления необходимых документов в Уполномоченный исполнительный орган государственной власти <адрес> в сфере территориального планирования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные Баранниковым Александром Григорьевичем требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования <адрес> ФИО7, выраженное в письме № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> площадью 52977 кв.м, находящегося примерно в 2,5 км по направлению на запад от ориентира д. <данные изъяты> площадью 52875 кв.м, находящегося примерно в 2500 м по направлению на северо-запад от ориентира д. <данные изъяты>, и обязать главу администрации муниципального образования <адрес> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина Баранникова Александра Григорьевича путем направления необходимых документов в Уполномоченный исполнительный орган государственной власти <адрес> в сфере территориального планирования.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ, изготовлено с использованием компьютера.
Судья Серебренникова Л.И.