Решение по иску Красноуфимского межрайонного прокурора к Администрации МО ГО Красноуфимск, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения



№ 2-129/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2011 года г. Красноуфимск

Судья Красноуфимского городского суда Свердловской области Галкина И.В., при секретаре Гудковой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Администрации муниципального образования ГО Красноуфимск, министерству строительства и архитектуры Свердловской о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Красноуфимский межрайонный прокурор в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования ГО Красноуфимск и Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма, указав, что Красноуфимской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО1 о нарушении жилищного законодательства администрацией муниципального образования ГО Красноуфимск. В ходе проверки установлено, что ФИО1 относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, согласно Федеральному закону от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Из информации, представленной администрацией муниципального образования ГО Красноуфимск следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в вооруженных силах РФ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди ФИО1 в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по муниципальному образованию ГО Красноуфимск -6.

До настоящего времени жилого помещения ФИО1 по договору социального найма администрацией муниципального образования ГО Красноуфимск не предоставлено, чем нарушены его жилищные права.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В целях реализации положения Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ в начале календарного года Правительством Свердловской области утверждается порядок обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Порядок обеспечения указанной категории лиц в 2010 году утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010г. №464-ПП, которым установлено, что ведение учёта и предоставление по договорам социального найма жилых помещений, осуществляется органами местного самоуправления. Главным распорядителем в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009г. №1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое в соответствии со ст.ст. 6,158 Б РФ, распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и(или) получателями бюджетных средств.

В соответствии с законом Свердловской области от 16.12.2008г. №119-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов, в соответствии с которым, на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, как главному распорядителю бюджетных средств бюджетных ассигнований на 2010 год предусмотрено 229370 тыс. рублей.

Согласно ст. 13 Областного закона от 14.11.1995г. №31-ОЗ « О правительстве Свердловской области» Правительство Свердловской области в данной сфере обеспечивает составление проекта областного бюджета, предоставляет в Областную Думу Законодательного собрания Свердловской области отчёт об исполнении областного бюджета за отчётный финансовый год.

Статьёй 15 закона Свердловской области от 10.04.1995г. № 9-ОЗ «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» уполномоченный орган по управлению средствами областного бюджета выступает от имени Свердловской области в качестве истца и ответчик в суде при рассмотрении споров, связанных с использованием средств областного бюджета, если иное не установлено федеральными законами, принимает меры по изъятию средств, выделенных из областного бюджета, случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства от 27.03.2007 года №241-ПП «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Свердловской области», Министерство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет функции по организации исполнения областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, ведёт бюджетный учёт, готовит отчёт об исполнении областного и консолидированного бюджетов Свердловской области, осуществляет доведение до главных распорядителей, распорядителей получателей средств областного бюджета показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и объёмов финансирования. Более того, согласно п.п.4 п.3 ст.12 Областного закона от 10.04.1995г. № 9-ОЗ «О управлении государственной собственностью Свердловской области» основной уполномоченный орган по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет в порядке, предусмотренном федеральными и областными законами, передачу объектов государственной собственности Свердловской области в государственную собственность Российской Федерации и в муниципальную собственность. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.1999г. № 499-ПП «Об уполномоченных органах по управлению государственным имуществом Свердловской области» функции основного уполномоченного органа по управлению государственным и казенным имуществом Свердловской области возложены на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.

В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивал, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении и уточнил, что истец просит обязать ответчиков исполнить свои обязательства по предоставлению жилья ФИО1 в срок до 31.12.2011г.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, указал, что является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения и нуждается в получении жилья, с сентября ДД.ММ.ГГГГ года состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении по Муниципальному образованию ГО Красноуфимск.

Представитель ответчика администрации муниципального образования ГО Красноуфимск, действующий по доверенности, исковые требования не признал и пояснил, что ФИО1 признан в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его очередь по списку дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - №. Данной категории граждан жилые помещения предоставляются не муниципальным образованием, а Министерством строительства и архитектуры Свердловской области. Органы местного самоуправления представляют лишь предложения по распределению жилых помещений детям –сиротам. В 2011г. Министерство строительства и архитектуры разместило средства областного бюджета для обеспечения жильем детей-сирот в объектах нового строительства, заключив соответствующий контракт. После завершения строительства дома по ул. Ленина -42 в г. Красноуфимске десять человек из указанной категории, в том числе и Шишкин И.В. получат жилье. Администрации МО город Красноуфимск не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку контроль за муниципальным имуществом осуществляет комитет по управлению имуществом МО город Красноуфимск, который является самостоятельным органом местного самоуправления, а договоры социального найма заключает МАУ ЖКУ.

Ответчик Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя. В письменном отзыве иск не признал, просил отказать в иске, заявленном к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, ссылаясь на то, что обеспечение жильём ФИО1 при условии постановки его на учёт в администрации муниципального образования, будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством.

В обоснование доводов указано, что в соответствии с постановлением правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1469-1Ш «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма 2 «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Данная программа содержит план поэтапного обеспечения жильем данной категории граждан с 2011 по 2015 годы, а ее реализации позволит приобретать не менее 400 жилых помещений ежегодно для указанной категории лиц. Заказчиком - координатором программы является Министерство социальной защиты населения Свердловской области, заказчиком - исполнителем Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей - сирот жилыми помещениями.

На сегодняшний день разработан и находится на согласовании проект постановления Правительства Свердловской области об утверждении порядка обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному проекту постановления, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей - сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей -сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей - сирот, нуждающихся в жилье, в 2011 году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям - сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям - сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Красноуфимского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации гарантируется, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан РФ на жилище обеспечивается путём предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), включая детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют в силу п.1 ст.148, п.1 ст.155.3 Семейного кодекса Российской Федерации право, в том числе на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения, имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу абз. 2 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом, в соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст. 5 этого Федерального закона являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право указанных категорий граждан на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма.

В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009г. №1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» с 2010 года Министерство строительство и архитектуры является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей- сирот жилыми помещениями.

Согласно областному закону от 26.11.2010 N 100-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" на текущий год на приобретение жилья для детей-сирот выделено 381894 тыс. руб., из них 40024 тыс. руб., из федерального бюджета.

Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010г. № 646-ПП утверждён порядок обеспечения с 2010 года жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно данному постановлению, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, детей и числа лиц, оставшихся без попечения родителей, пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей- сирот с учётом расчётной стоимости жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, установленной органом местного самоуправления МО в Свердловской области на территориях муниципальных образований в Свердловской области.

В соответствии с указанным постановлением на органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области возлагается обязанность по формированию списков принятых на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот.

Как следует из отзыва ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств.

Материалами дела установлено и сторонам не оспаривается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в ДД.ММ.ГГГГ году остался без попечения родителей, поскольку решением Красноуфимского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ его мать ФИО3 была лишена родительских прав; постановлением Главы администрации муниципального образования «г.Красноуфимск» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; решением районной жилищной комиссии ГО Красноуфимска от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учет по улучшению жилищных условий; ФИО1 не обучается в федеральном государственном образовательном учреждении и не имеет закрепленного за ним жилого помещения, имеет статус из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ. состоит на учёте в списке под №6, как нуждающийся в жилом помещении по Муниципальному образовании ГОКрасноуфимск, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, то есть в соответствии с изложенными доказательствами и нормами закона имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Проанализировав указанные норма права, представленные доказательства суд приходит к выводу, что неисполнение своей обязанности Министерством строительства и архитектуры Свердловской области, предусмотренной постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009г. №1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» согласно которому Министерство строительство и архитектуры является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей- сирот жилыми помещениями, не позволяет и МО « ГО Красноуфимск» обеспечить жилым помещением вне очереди ФИО5

Обеспечение вне очереди жилым помещением граждан указанной категории не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий (отсутствие муниципального жилья, отсутствие денежных средств на его приобретение, невозможность строительства нового жилья), поэтому исковые требования ФИО5 подлежат удовлетворению.

При этом суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика – администрации муниципального образования городской округ Красноуфимск в той части, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу, так как договор социального найма заключает Муниципальное автономное учреждение «Жилищно-коммунальное управление», поскольку из приведенных выше положений Постановления Правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 84-ПП следует, что договоры социального найма жилых помещений с детьми-сиротами заключаются органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.

В соответствии со ст. 21 Устава муниципального образования городской округ Красноуфимск, на территории города Красноуфимск одним из органов местного самоуправления является администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) городского округа. Муниципальное автономное учреждение «Жилищно-коммунальное управление» в структуру органов местного самоуправления не входит.

Администрация городского округа – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, обладает правами юридического лица и имеет собственную структуру, в которую входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации городского округа, которые также могут наделяться правами юридического лица.

К полномочиям администрации городского округа, в соответствии со ст. 31 Устава муниципального образования городской округ Красноуфимск отнесено, в том числе, учет муниципального жилищного фонда, ведение в установленном законом Свердловской области порядке учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущим гражданам, признанных таковыми в установленном законом Свердловской области порядке, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства предоставление в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущим гражданам, признанных таковыми в установленном законом Свердловской области порядке, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Муниципальное автономное учреждение «Жилищно-коммунальное управление» органом местного самоуправления не является, а наделено имеющимися полномочиями по заключению договоров социального найма администрацией муниципального образования городской округ Красноуфимск. Кроме того, требование о возложении обязанности по заключению договора социального найма истцом не заявлялось, а вопросы предоставления жилья отнесены к полномочиям администрации муниципального образования городской округ Красноуфимск.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 –199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования городского округа Красноуфимск и Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет областного бюджета с целью передачи в муниципальную собственность жилое помещение не менее нормы предоставления, действующей на территории муниципального образования городской округ Красноуфимск, для предоставления по договору социального найма и распределить жилое помещение ФИО1 ДД.ММ.ГГГГг.р. в срок до 31 декабря 2011г.

Обязать администрацию муниципального образования городской округ Красноуфимск предоставить переданное в муниципальную собственность жилое помещение ФИО1 ДД.ММ.ГГГГг.р. по договору социального найма в срок до 31 декабря 2011г

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский городской суд в течение 10 дней.

Судья- подпись:

Копия верна Судья: И.В.Галкина