2-397/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ гор. Красноуфимск 12 мая 2011 года Красноуфимский городской суд Свердловской области в лице судьи Серебренниковой Л.И., с участием помощника прокурора Красноуфимской межрайонной прокуратуры Турышевой Е.А., при секретаре Токманцевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Урал» о возложении обязанности по проведению аттестацию рабочих мест по условиям труда, приобретении и выдаче средств индивидуальной защиты и проведении медицинских осмотров рабочих У С Т А Н О В И Л : Красноуфимский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Строитель-11», просит обязать ответчика в срок до 01.07.2011 года провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, приобретении и выдаче средств индивидуальной защиты и проведении медицинских осмотров рабочих. В обоснование заявленных исковых требований указал, что Красноуфимской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства ООО «Урал», юридический адрес: <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства Российской Федерации: работники и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, не проходят периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации; отсутствует «заключительный акт» по результатам периодического медицинского осмотра работников в 2010 году; работники не обеспечиваются спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных факторов в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами; юридическим лицом производственный контроль за условиями труда работников не осуществляется – с начала осуществления деятельности и по настоящее время не проведены лабораторные исследования и испытания факторов производственной среды на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье; программа (план) производственного контроля не составлена. ООО «Урал» не выполняет требования ст. 37 Конституции РФ, ст. 22, ч.12 ст. 209, абз. 6, 10,11 ч.2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 1 Приказа Министерства Здравоохранения и социального развития РФ № 569 от 31.08.2007 года «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Полагает, что нарушение требований трудового законодательства в области охраны труда (отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда и не обеспечение рабочих специальной одеждой и специальной обувью) создает угрозу повышенного производственного травматизма. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с ч.4 ст. 353 ТК РФ. Согласно ст. 21 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе руководителями коммерческих организаций. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц, граждан, которые работают на предприятии в настоящее время и поступят на работу в будущем. Просит суд обязать ООО «Урал» в срок до 01.08.2011 года провести аттестацию рабочих мест по условиям труда; обязать ООО «Урал» не позднее месяца с момента вступления решения в законную силу приобрести и выдать за счет собственных средств специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты; обязать ООО «Урал» не позднее месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести медицинские осмотры рабочих. В судебном заседании прокурор Турышева Е.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, уточнив их: просит суд обязать ООО «Урал» в срок до 01.08.2011 года провести аттестацию рабочих мест по условиям труда; обязать ООО «Урал» не позднее месяца с момента вступления решения в законную силу приобрести и выдать за счет собственных средств специальную одежду, специальную обувь и рукавицы; обязать ООО «Урал» не позднее месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести медицинские осмотры рабочих. Также указала, что на предприятии ООО «Урал» числится 19 работающих. На момент проверки в феврале 2011 года, которая была проведена в присутствии представителя ООО «Урал» Уварова С.Б., на территории предприятия работали работники в своей повседневной одежде, спецодежды у них не было; работники ООО «Урал» медицинские осмотры в 2010 году не проходили, заключительного акта на предприятии нет. К представленным суду копиям ведомостей на выдачу спецодежды предлагает отнестись критически, поскольку списочный состав по ведомости от ДД.ММ.ГГГГ полностью соответствует списочному составу в ведомости от ДД.ММ.ГГГГ, хотя представители ответчика в судебном заседании пояснили, что на предприятии имеется постоянная текучесть кадров, и списочный состав обновляется практически каждый месяц. Документов, подтверждающих факт приобретения спецодежды, суду не представлено. Аттестация рабочих мест, проведенная в ООО «Утес», не имеет никакого отношения к ООО «Урал»; документов о наличии аттестации рабочих мест по условиям труда в ООО «Урал» суду не представлено. ООО «Урал» является действующим юридическим лицом, свою деятельность не приостановило и не прекратило, из Единого государственного реестра юридических лиц не исключено. Представитель ответчика ООО «Урал» - директор Устьянцева Е.Г., действующая на основании Устава ООО «Урал» и решения от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные и уточненные прокурором исковые требования признала в части возложения обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, в остальной части не признала, пояснив, что счета ООО «Урал» были закрыты ДД.ММ.ГГГГ, на предприятии сложилась сложная финансовая обстановка, в связи с чем оно фактически приостановило свою деятельность. Между ООО «Урал» и ООО «Утес» заключен договор о предоставлении персонала, все работники ООО «Урал» работают на рабочих местах в ООО «Утес». В ООО «Утес» аттестация рабочих мест по условиям труда проведена. Медицинские осмотры в ООО «Урал» работники не проходили, так же по причине отсутствия денежных средств на предприятии; у ООО «Утес» заключены договоры на прохождение медицинских осмотров. Спецодежда работникам ООО «Урал» выдается, в том числе и рукавицы. Работники ООО «Урал» продолжают числиться в штате ООО «Урал», они никуда не переведены; в штате числится 16 человек, им начисляется заработная плата, а фактически они работают по договору о предоставлении персонала в другой организации. Из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Урал» не исключено. По штатному расписанию в ООО «Урал» имеется около 25 рабочих мест, аттестация ни одного из этих рабочих мест в ООО «Урал» не проведена. Основным видом деятельности ООО «Урал» является лесозаготовка и переработка древесины. Текучесть кадров в ООО «Урал» большая, ежемесячно увольняются одни работники и принимаются на работу другие. Доказательств приобретения ООО «Урал» спецодежды и средств индивидуальной защиты нет. В случае удовлетворения исковых требований прокурора, просит установить срок для исполнения обязанностей до 01.11.2011 года, так как все они требуют финансовых затрат. Представитель ответчика ООО «Урал» Уваров С.Б., действующий на основании доверенности, в судебном заседании в судебном заседании заявленные и уточненные прокурором исковые требования признал в части обязанности выдачи специальной одежды, специальной обуви и рукавиц, так как эти требования ООО «Урал» выполняются, в остальной части исковые требования не признал, пояснив, что при проверке, которая проводилась в феврале 2011 года в его присутствии, на территории ООО «Урал» находились трое человек в своей одежде, так как они заготавливали дрова для себя, о том, являются ли они работниками ООО «Урал», его никто не спрашивал. В ООО «Урал» рабочие обеспечиваются зимней и летней спецодеждой. В связи с закрытием счетов в 2010 году ООО «Урал» вынуждено было приостановить свою деятельность. Предприятие ООО «Урал» находится в сложном финансовом положении, в связи с чем его работники направлены для работы в ООО «Утес», где рабочие места аттестованы, в связи с чем не видит необходимости проведения аттестации рабочих мест в ООО «Урал». Рабочих, занятых на вредных и опасных условиях труда, в ООО «Урал» нет, в связи с чем периодичность медицинских осмотров должна быть 1 раз в 3 года, в 2009 году работники ООО «Урал» проходили медицинские осмотры, но заключения в ООО «Урал» нет, так как медосмотры работники, работающие по совместительству, проходили в ООО «Утес». На 2011 год по штату в ООО «Урал» 25 человек. В 2010 году медицинские осмотры работников в ООО «Урал» не проводились. Аттестация рабочих мест в ООО «Урал» не проведена. В ООО «Урал» большая текучесть кадров, каждый месяц списочный состав меняется, это связано с контингентом работающих. Не каждый рабочий обеспечивается в ООО «Урал» спецодеждой, так как на работу люди принимаются с испытательным сроком, на период которого спецодежда не выдается, после окончания испытательного срока спецодежда выдается. При оформлении на работу не со всех они требуют справки о прохождении медицинского осмотра, это так же связано с контингентом работающих, кроме того, рабочие должности не связаны с тяжелыми условиями труда, в связи с чем особых требований к состоянию их здоровья не предъявляется. Доказательств приобретения ООО «Урал» спецодежды и средств индивидуальной защиты нет. В случае удовлетворения исковых требований прокурора, просит установить срок для исполнения обязанностей до 01.11.2011 года, так как все они требуют финансовых затрат. Суд, выслушав доводы прокурора и возражения представителей ответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам. Статья 37 Конституции Российской Федерации гарантирует право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан, в том числе, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Согласно ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации, средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения; аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе, соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований). Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569 утвержден «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», в соответствии с которым аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ). Оценка обеспеченности работников СИЗ осуществляется посредством сопоставления фактически выданных средств с нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим сертифицированной специальной одежды, специальной обуви, а также смывающих и обезвреживающих средств и правилами, утвержденными в установленном порядке, а также путем проверки соблюдения правил обеспечения СИЗ (наличие личной карточки учета, заполненной в установленном порядке). При оценке обеспеченности работников СИЗ одновременно производится оценка соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте и проверка наличия сертификата соответствия СИЗ при условии включения СИЗ в Номенклатуру продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, и номенклатуру продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утвержденной Постановлением Госстандарта России от 30 июля 2002 г. N 64 (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается - письмо Минюста России от 3 сентября 2002 г. N 07/8285-ЮД). Оценку обеспеченности работников СИЗ следует проводить при наличии результатов гигиенической оценки условий труда и факторов травмобезопасности рабочего места. Оценка соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда производится путем сравнения параметров условий труда с маркировкой СИЗ, предусмотренной требованиями их классификации по защитным свойствам. Оценка обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте оформляется протоколом согласно приложению N 5 к Порядку, за исключением случаев, когда выдача средств индивидуальной защиты не предусмотрена нормами и не требуется по фактическому состоянию условий труда. Рабочее место считается соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ при условии соблюдения требований п. п. 36, 37 Порядка. При наличии одного и более несоответствий рабочее место считается не соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н (ред. от 27.01.2010) утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты", которые устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ). Требования настоящих Правил распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В целях настоящего Приказа под СИЗ понимаются средства индивидуального пользования, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. СИЗ, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы. Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам. Работникам, совмещающим профессии или постоянно выполняющим совмещаемые работы, в том числе в составе комплексных бригад, помимо выдаваемых им СИЗ по основной профессии, дополнительно выдаются в зависимости от выполняемых работ и другие виды СИЗ, предусмотренные соответствующими типовыми нормами для совмещаемой профессии (совмещаемому виду работ). Работодатель обеспечивает обязательность применения работниками СИЗ. Работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ. В соответствии со статьей 21 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (в ред. Федерального закона от 28.09.2010 N 243-ФЗ) в целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств, предприятий и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры. Работодатели несут ответственность за выделение средств на проведение обязательных и периодических медицинских осмотров работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации. Приказом Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90 (ред. от 06.02.2001) утвержден Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии"). Целью предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу является определение соответствия состояния здоровья работников поручаемой им работе. Целью периодических медицинских осмотров является динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников в условиях воздействия профессиональных вредностей, профилактика и своевременное установление начальных признаков профессиональных заболеваний; выявление общих заболеваний, препятствующих продолжению работы с вредными, опасными веществами и производственными факторами, а также предупреждение несчастных случаев. В соответствии с ч.3 ст.353 Трудового кодекса Российской Федерации на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а на основании положений ст.210 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда. Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, такая аттестация проводится по условиям труда и призвана способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. Поэтому на основании ч.1 ст.45 ГПК РФ, п.4 ст27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при предъявлении настоящего иска прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах. В судебном заседании установлено, что ООО «Урал» является действующим юридическим лицом, зарегистрировано в налоговом органе в качестве такового ДД.ММ.ГГГГ; основным видом деятельности является распиловка и строгание древесины, пропитка древесины; юридическим адресом предприятия является <адрес>; имущество, расположенное по адресу <адрес>, принадлежит на праве собственности ООО «Лессервис» и находится в пользовании у ООО «Урал» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства подтверждены: копией свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ, копией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ, копией выписки из Единого государственного реестра юридических лиц № от ДД.ММ.ГГГГ; копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ; копией справки филиала «Красноуфимское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» № от ДД.ММ.ГГГГ; копией договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ; копией Устава ООО «Урал». У ООО «Урал» имеется в штате 19 человек работающих, что подтверждено, в частности, справкой ООО «Урал», имеющейся в материалах дела, а также дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к договору № на оказание услуг по предоставлению персонала от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ООО «Утес» и ООО «Урал», по которому последнее предоставляет имеющийся персонал ООО «Утес». Указанное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании и представителями ответчика. Из письма филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском районе и Ачитском районе» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование ООО «Утес» по адресу <адрес> и ООО «Урал», зарегистрированного по адресу <адрес>, в ходе обследования последнего выявлены нарушения требований санитарных норм и правил: СП 2.2.2.1327-03 Гигиенические требования к организации технологических процессов. Производственному оборудованию и рабочему инструменту – п. 2.13 – работники рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, не проходят периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации, отсутствует «Заключительный акт» по результатам периодического медицинского осмотра работников в 2010 году; п.2.11 – работники не обеспечиваются спецодеждой и спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных факторов в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами. СП 1.1.1058-01 Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий – п.2.4 (б) – юридическим лицом производственный контроль за условиями труда работников не осуществляется: с начала осуществления деятельности и по настоящее время не проведены лабораторные исследования и испытания факторов производственной среды на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье; п. 2.6 – юридическим лицом программа (план) производственного контроля не составлен (на момент проверки отсутствует). Доказательств обеспечения работников средствами индивидуальной защиты представителями ООО «Урал» в судебное заседание не представлено, так же как не представлено доказательств прохождения работниками медицинских осмотров и проведения на предприятии аттестации рабочих мест по условиям труда, не смотря на то, что предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица и осуществляет свою деятельность с 1999 года. Изложенное свидетельствует о том, что заявленные и уточненные прокурором в интересах неопределенного круга лиц исковые требования к ООО «Урал» являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. Учитывая представленные стороной ответчика доказательства приостановления расходных операций по счетам в банковских организациях (решения МРИ ФНС России № по <адрес> № и № от ДД.ММ.ГГГГ), а также то, что исполнение обязанностей, заявленных в исковых требованиях прокурора, требует финансовых затрат, при этом требование о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда непосредственно взаимосвязано в требованием о возложении на ответчика обязанности приобрести и выдать за счет собственных средств специальную одежду, специальную обувь и рукавицы (средства индивидуальной защиты), суд считает возможным согласиться с доводами ответчика в этой части и предоставить ему срок для исполнения обязанностей по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, приобретении и выдаче средств индивидуальной защиты и проведении медицинских осмотров рабочих, до 01.11.2011 года. В связи с удовлетворением иска с ответчика должна быть взыскана государственная пошлина на основании ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Красноуфимского межрайонного прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Урал», удовлетворить. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Урал» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок до 01.11.2011 года, а также приобрести и выдать за счет собственных средств специальную одежду, специальную обуви и рукавицы (средства индивидуальной защиты) в указанный срок. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Урал» в срок до 01.11.2011 года провести медицинские осмотры рабочих. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Урал» госпошлину в доход государства 8000 руб. (Восемь тысяч рублей). Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней через Красноуфимский городской суд. Судья Серебренникова Л.И.