Решение по иску прокурора к Смирнову А.С., Белослудцеву В.А. о возмещении ущерба, причиненного лесному хозяйству



2-527/2011

Заочное Решение

Именем Российской Федерации

24 июня 2011 года гор. Красноуфимск

Красноуфимский городской суд Свердловской области в лице судьи Серебренниковой Л.И., с участием прокурора Турышевой Е.А., при секретаре Токманцевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации в лице ГУ СО «Красноуфимское лесничество» к Смирнову А.С. о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду,-

Установил:

Красноуфимский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации в лице Государственного учреждения Свердловской области «Красноуфимское лесничество» к Смирнову А.С. и Белослудцеву В.А., с которых просит взыскать солидарно в пользу Российской Федерации сумму причиненного ущерба в размере 89382 руб.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что в августе 2010 года Смирнов А.С. и Белослудцев В.А. в лесном массиве на расстоянии 25 м от <адрес> на станции <адрес> на территории квартала <адрес> участкового лесничества Государственного учреждения Свердловской области «Красноуфимское лесничество» произвели незаконную рубку: 10 деревьев породы сосна объемом 4,69 куб.м, 2 деревьев породы пихта объемом 1,49 куб.м, 2 деревьев породы ель объемом 0,48 куб.м, расположенных в защитных лесах, чем причинили ущерб Государственному учреждению Свердловской области «Красноуфимское лесничество» в размере 89382 руб.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст. 19, 100, 111 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 22, 28, 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просит взыскать солидарно со Смирнова А.С. и Белослудцева В.А. в пользу Российской Федерации сумму причиненного ущерба в размере 89382 руб.

В судебном заседании прокурором Турышевой Е.А. заявленные исковые требования поддержаны в полном объеме, с уточнением о необходимости взыскания заявленной в иске к суммы ущерба в федеральный бюджет Российской Федерации с ответчика Смирнова А.С., поскольку ответчик Белослудцев В.А. умер.

Представитель истца – Государственного учреждения Свердловской области «Красноуфимское лесничество» Новоселов А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные прокурором к Смирнову А.С. исковые требования о взыскании в федеральный бюджет суммы причиненного ущерба в размере 89382 руб. поддержал в полном объеме и пояснил, что расчет причиненного Российской Федерации ущерба произведен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 273, с учетом незаконной рубки деревьев в защитных лесах.

Ответчик Смирнов С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, не представил суду доказательств наличия уважительных причин неявки в суд и не просил об отложении слушания дела, в связи с чем, учитывая мнение истца и представителя третьего лица, суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося ответчика, в порядке заочного производства.

Производство по делу в отношении ответчика Белослудцева В.А. прекращено судом на основании ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи со смертью последнего.

Суд, выслушав доводы прокурора Турышевой Е.А. и представителя истца Новоселова А.С., изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Приговором Красноуфимского городского суда от 03.11.2010 года, вступившим в законную силу 15.11.2010 года, установлена вина Смирнова А.С. и Белослудцева В.А. в совершении незаконной рубки лесных насаждений, в крупном размере, а именно в том, что в августе 2010 года в лесном массиве на расстоянии 25 м от <адрес> на станции <адрес> на территории квартала <адрес> участкового лесничества ГУ СО «Красноуфимское лесничество» Белослудцев В.А. совместно со Смирновым А.С., согласно достигнутой между ними договоренности, действуя умышленно, с корыстной целью, произвели самовольную незаконную рубку 10 деревьев породы сосна объемом 4,69 куб.м, 2 деревьев породы пихта объемом 1,49 куб.м, 2 деревьев породы ель объемом 0,48 куб.м, расположенных в защитных лесах. Лесным насаждениям вследствие нарушения лесного законодательства Смирновым А.С. и Белослудцевым В.А. был причинен ущерб в крупном размере на общую сумму 89382 руб.

Вопрос о возмещении материального ущерба в приговоре не разрешен, так как гражданский иск об этом в уголовном деле заявлен не был.

Вещественное доказательство по уголовному делу – сруб – передан Смирнову А.С. и Белослудцеву В.А.

Размер причиненного в результате незаконной порубки деревьев в защитных лесах материального ущерба произведен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 года № 273 (в редакции от 28.11.2007 года) и подтвержден справкой (л.д.3,4).

На основании ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

В соответствии с ч.1 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Статья 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относит, в том числе: установление порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора) и осуществление в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственного лесного контроля и надзора; утверждение такс или методик исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства; отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ.

Статьей 83 Лесного кодекса предусмотрена передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в области государственного лесного контроля и надзора.

Указом Губернатора Свердловской области от 3 декабря 2007 г. N 1208-Г "О создании государственных учреждений Свердловской области в области лесных отношений" в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса в целях совершенствования системы управления лесами на территории Свердловской области созданы государственные учреждения - лесничества. Согласно их уставам целью деятельности лесничеств является обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства в интересах Российской Федерации и Свердловской области. Лесничествам предоставлено право предъявлять иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного лесам в результате нарушения лесного законодательства.

На основании ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль и надзор осуществляются путем охраны лесов от нарушений лесного законодательства (лесной охраны) и проведения проверок соблюдения лесного законодательства органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

В соответствии со ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды" установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии со ст. 78 названного Закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 (ред. от 26.11.2007) "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (вместе с "Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства" ) в соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается; методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам.

В соответствии с настоящей методикой определяется размер вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.

Под упущенной выгодой понимаются не полученные в результате нарушения лесного законодательства доходы от использования лесов.

Размер ущерба определяется в соответствии с таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, таксами для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, и таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам (далее - таксы).

При исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится. В этом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности.

Для определения объема уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, кустарников и лиан на площади более 1 гектара используются материалы лесоустройства.

Размер ущерба исчисляется с точностью до 1 рубля.

Размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается: в 2 раза, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах (за исключением особо охраняемых природных территорий) и на особо защитных участках эксплуатационных лесов.

Исходя из доказанности факта лесонарушения, наличия причинно - следственной связи между действиями ответчиков Смирнова А.С. и Белослудцева В.А. и наступившими последствиями в виде причинения ущерба лесным насаждениям в крупном размере, а также наличия вины Смирнова А.С. и Белослудцева В.А. в совершении незаконной рубки лесных насаждений в крупном размере на сумму 89382 руб., суд считает заявленные прокурором исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с положениями ст. 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.

В то же время, ответчик Белослудцев В.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу в отношении Белослудцева В.А. прекращено на основании ст. 220 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Следовательно, взыскание всей суммы причиненного лесным насаждениям материального ущерба должно быть произведено со Смирнова А.С.

Поскольку судом удовлетворяются заявленные прокурором в интересах Российской Федерации исковые требования, на основании ст.88, 91, ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в сумме 2881 руб. 46 коп., от уплаты которой истец при обращении в суд был освобожден.

Руководствуясь ст. 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,-

Решил:

Исковые требования Красноуфимского межрайонного прокурора удовлетворить.

Взыскать со Смирнова А.С. в пользу Российской Федерации (в доход федерального бюджета) сумму причиненного материального ущерба 89382 руб. 00 коп. (Восемьдесят девять тысяч триста восемьдесят два рубля 00 копеек).

Взыскать со Смирнова А.С. государственную пошлину в доход государства в сумме 2881 руб. 46 коп. (Две тысячи восемьсот восемьдесят один рубль 46 копеек).

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано,- в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Серебренникова Л.И.