2-526/2011 Решение Именем Российской Федерации 23 июня 2011 года гор. Красноуфимск Красноуфимский городской суд Свердловской области в лице судьи Серебренниковой Л.И., с участием прокурора Турышевой Е.А., при секретаре Токманцевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации в лице ГУ СО «Красноуфимское лесничество» к Яволова С.А. о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду,- Установил: Красноуфимский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации в лице Государственного учреждения Свердловской области «Красноуфимское лесничество» к Яволову С.А., с которого просит взыскать в пользу Российской Федерации сумму причиненного ущерба в размере 250804 руб. В обоснование заявленных исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ в дневное время в лесном массиве, расположенном на расстоянии 1,7 км от д. <адрес> в направлении к <адрес> на территории квартала № выдела 8 ТОО «Криулинское» Пригородного участкового лесничества ГУ СО «Красноуфимское лесничество» Яволов С.А. произвел самовольную незаконную рубку 16 деревьев породы сосна объемом 7,13 куб.м, относящиеся к защитным лесам, чем причинил ущерб ГО СО «Красноуфимское лесничество» в размере 98600 руб. В конце апреля 2009 года в дневное время в лесном массиве, расположенном на расстоянии 1,7 км от д. <адрес> в направлении е <адрес> на территории квартала № выдела 8 ТОО «Криулинское» Пригородного участкового лесничества ГУ СО «Красноуфимское лесничество» Яволов С.А. произвел самовольную незаконную рубку 19 деревьев породы береза объемом 15,53 куб.м, относящихся к защитным лесам, чем причинил ущерб ГУ СО «Красноуфимское лесничество» в размере 107204 руб. В соответствии со ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст. 19, 100, 111 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 22, 28, 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просит взыскать с Яволова С.А. в пользу Российской Федерации сумму причиненного ущерба в размере 250804 руб. В судебном заседании прокурором Турышевой Е.А. заявленные исковые требования поддержаны в полном объеме, с уточнением о необходимости взыскания заявленной в иске к Яволову С.А. суммы ущерба в федеральный бюджет. Представитель истца – Государственного учреждения Свердловской области «Красноуфимское лесничество» Новоселов А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные прокурором к Яволову С.А. исковые требования о взыскании в федеральный бюджет суммы причиненного ущерба в размере 250804 руб. поддержал в полном объеме и пояснил, что расчет причиненного Российской Федерации ущерба произведен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №, с учетом незаконности рубки деревьев в защитных лесах. Ответчик Яволов С.А. в судебном заседании заявленные прокурором исковые требования не признал и пояснил, что действительно ДД.ММ.ГГГГ осужден Красноуфимским городским судом, приговор не обжаловал, в настоящее время отбывает наказание по приговору, выплачивает 15% заработка в доход государства. Ущерб возмещать не согласен, так как сруб собрал из деревьев, которые сгорели при пожаре, который он сам тушил, при этом привлек на тушение пожара 70 человек, которым оплатил работу. Не согласен с размером причиненного ущерба. Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом. Приговором Красноуфимского городского суда от 27.04.2010 года, вступившим в законную силу 11.05.2010 года, установлена вина Яволова С.А. в совершении незаконной рубки лесных насаждений, в крупном размере, а именно в том, что ДД.ММ.ГГГГ в дневное время в лесном массиве, расположенном на расстоянии 1,7 км от д. <адрес> в направлении к <адрес> на территории квартала № выдела 8 ТОО «Криулинское» Пригородного участкового лесничества ГУ СО «Красноуфимское лесничество» Яволов С.А. произвел самовольную незаконную рубку 16 деревьев породы сосна объемом 7,13 куб.м, относящиеся к защитным лесам. В результате противоправных действий Яволова С.А. лесным насаждениям причинен ущерб в крупном размере на сумму 98600 руб. В конце апреля 2009 года в дневное время в лесном массиве, расположенном на расстоянии 1,7 км от д. <адрес> в направлении е <адрес> на территории квартала № выдела 8 ТОО «Криулинское» Пригородного участкового лесничества ГУ СО «Красноуфимское лесничество» Яволов С.А. произвел самовольную незаконную рубку 19 деревьев породы береза объемом 15,53 куб.м, относящихся к защитным лесам. В результате противоправных действий Яволова С.А. лесным насаждениям причинен ущерб в крупном размере на сумму 107204 руб. (уголовное дело №, справка по уголовному делу, л.д. 190-196). Вопрос о возмещении материального ущерба в приговоре не разрешен, так как гражданский иск об этом в уголовном деле заявлен не был. Размер причиненного в результате незаконной порубки деревьев в защитных лесах материального ущерба произведен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 года № 273 (в редакции от 28.11.2007 года) и подтвержден справками (л.д.14, 26). На основании ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. В соответствии с ч.1 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами. Статья 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относит, в том числе: установление порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора) и осуществление в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственного лесного контроля и надзора; утверждение такс или методик исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства; отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ. Статьей 83 Лесного кодекса предусмотрена передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в области государственного лесного контроля и надзора. Указом Губернатора Свердловской области от 3 декабря 2007 г. N 1208-Г "О создании государственных учреждений Свердловской области в области лесных отношений" в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса в целях совершенствования системы управления лесами на территории Свердловской области созданы государственные учреждения - лесничества. Согласно их уставам целью деятельности лесничеств является обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства в интересах Российской Федерации и Свердловской области. Лесничествам предоставлено право предъявлять иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного лесам в результате нарушения лесного законодательства. На основании ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль и надзор осуществляются путем охраны лесов от нарушений лесного законодательства (лесной охраны) и проведения проверок соблюдения лесного законодательства органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред. В соответствии со ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации. Статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды" установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. В соответствии со ст. 78 названного Закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет. Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 (ред. от 26.11.2007) "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (вместе с "Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства" ) в соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается; методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам. В соответствии с настоящей методикой определяется размер вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду. Под упущенной выгодой понимаются не полученные в результате нарушения лесного законодательства доходы от использования лесов. Размер ущерба определяется в соответствии с таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, таксами для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, и таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам (далее - таксы). При исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится. В этом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности. Для определения объема уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, кустарников и лиан на площади более 1 гектара используются материалы лесоустройства. Размер ущерба исчисляется с точностью до 1 рубля. Размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается: в 2 раза, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах (за исключением особо охраняемых природных территорий) и на особо защитных участках эксплуатационных лесов. Исходя из доказанности факта лесонарушения, наличия причинно - следственной связи между действиями ответчика Яволова С.А. и наступившими последствиями в виде причинения ущерба лесным насаждениям в крупном размере, а также наличия вины Яволова С.А. в совершении незаконной рубки лесных насаждений в крупном размере на сумму 98600 руб. и 107204 руб., суд считает заявленные прокурором исковые требования подлежащими удовлетворению. При этом, сумма подлежащего взысканию материального ущерба составит 205804 руб. (98600 + 107204 = 205804). Поскольку судом удовлетворяются заявленные прокурором в интересах Российской Федерации исковые требования, на основании ст.88, 91, ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в сумме 5258 руб. 40 коп., от уплаты которой истец при обращении в суд был освобожден. Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,- Решил: Исковые требования Красноуфимского межрайонного прокурора удовлетворить. Взыскать с Яволова С.А. в пользу Российской Федерации (в доход федерального бюджета) сумму причиненного материального ущерба 205804 руб. 00 коп. (Двести пять тысяч восемьсот четыре рубля 00 копеек). Взыскать с Яволова С.А. государственную пошлину в доход государства в сумме 5258 руб. 40 коп. (Пять тысяч двести пятьдесят восемь рублей 40 копеек). Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 27.06.2011 года. Судья Серебренникова Л.И.