2-220/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Красноуфимск 03 марта 2011 года Красноуфимский городской суд Свердловской области в лице судьи Серебренниковой Л.И., с участием прокурора Калинина Э.И., при секретаре Токманцевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования Красноуфимский округ, Муниципальному общеобразовательному учреждению «Усть-Машская средняя общеобразовательная школа», управлению образованием муниципального образования Красноуфимский округ, о понуждении к совершению действий, У С Т А Н О В И Л : Красноуфимский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования Красноуфимский округ, Муниципальному общеобразовательному учреждению «Усть-Машская средняя общеобразовательная школа», управлению образованием муниципального образования Красноуфимский округ, о понуждении к совершению действий, указав, что Красноуфимской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства, направленных на охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, обеспечения гарантий доступности, бесплатности и безопасности учебного процесса в образовательных учреждениях муниципального образования городской округ Красноуфимск и Красноуфимский округ. Проверкой установлено, что в нарушение ст. 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 года, муниципальным общеобразовательным учреждением «Усть-Машская средняя общеобразовательная школа» не в полном объеме созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Так, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение требований Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в МОУ «Усть-Машская СОШ» и структурном подразделении МОУ «Усть-Машская СОШ» - Усть-Машский детский сад должностными лицами не исполняются требования санитарных норм и правил: СанПиН 2.4.5.2409-08 – в МОУ «Усть-Машская СОШ», расположенном по адресу <адрес>, <адрес> не оборудована моечная ванна, с подводкой холодной и горячей воды для мытья фруктов, включая цитрусовые; СанПиН 2.4.1.1249-03 – в структурном подразделении МОУ «Усть-Машская СОШ», расположенном по адресу <адрес> – в пищеблоке не обеспечена отделка стен; в буфетной младшей группы стена не облицована глазурованной плиткой; не подобрана мебель для детей с учетом антропометрических показателей; не обеспечено достаточное количество горячей воды, не оборудована подводка воды через смесители; в пищеблоке раковина для мытья рук и моечная ванна для обработки сырья не обеспечена подводкой горячей воды; медицинский кабинет, прачечная, туалетные младшей группы, старшей группы и персонала не обеспечены подводкой горячей воды; не заменены моечные ванны для мытья кухонной посуды, которые впоследствии необходимо оборудовать подводкой воды через смесители. Указанные нарушения подтверждаются актом проверки соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, постановлением о назначении административного наказания, отчетом директора МОУ «Усть-Машская СОШ» и его объяснением. В соответствии со ст. 11, 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; а в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, также организация отдыха детей в каникулярное время. Согласно ст. 17 названного закона к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа. Частью 4 ст. 41 закона «Об образовании» предусмотрено, что финансирование муниципальных образовательных учреждений органами местного самоуправления осуществляется за счет местных бюджетов путем установления нормативов финансирования. Следовательно, финансирование деятельности МОУ «Усть-Машская СОШ» по устранению нарушений санитарных норм и правил, указанных в предписании, должно осуществляться из местного бюджета. Согласно п. 1.3 Устава МОУ «Усть-Машская СОШ» учредителем данного учреждения от имени муниципального образования Красноуфимский округ является муниципальный отдел управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ. В силу п. 1.5 Устава МОУ «Усить-Машская СОШ» имущество учреждения находится в муниципальной собственности муниципального образования Красноуфимский округ и закреплено за учреждением на праве оперативного управления. В соответствии с ч.2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Учитывая отсутствие денежных средств у МОУ «Усть-Машская СОШ», а также наличие субсидиарной ответственности учредителя по содержанию имущества, а именно муниципального отдела управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ, и то, что финансирование осуществляется из местного бюджета, обязанность по финансированию устранения нарушений санитарных правил и норм следует возложить на муниципальный отдел управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ и администрацию муниципального образования Красноуфимский округ. МОУ «Усть-Машская СОШ» и входящее в его состав структурное подразделение Усть-Машский детский сад являются учреждениями с массовым пребыванием неопределенного круга лиц, поэтому определить точный круг лиц, чьи права и законные интересы нарушаются, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Согласно ст. 206 ГПК РФ установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий до 01.09.2011 года. В судебном заседании прокурор Калинин Э.И. поддержал заявленные исковые требования в части: просит исключить из иска требования к МОУ «Усть-Машская СОШ» в части оборудования моечной ванны с подводкой холодной и горячей воды для мытья фруктов, включая цитрусовые; по детскому саду требования поддерживает в полном объеме, просит обязать МОУ «Усть-Машская СОШ» принять надлежащие меры по устранению нарушений СанПиН 2.4.1.1249-03 в структурном подразделении МОУ «Усть-Машская СОШ», расположенном по адресу <адрес>, а именно: обеспечить отделку стен в пищеблоке; облицевать глазурованной плиткой стены в буфетной младшей группы; обеспечить наличие подобранной мебели для детей с учетом антропометрических показателей; обеспечить достаточное количество горячей воды, в том числе оборудовать подводку воды через смесители; в пищеблоке раковину для мытья рук и моечную ванну для обработки сырья обеспечить подводку горячей воды, медицинский кабинет, прачечная, туалетные младшей группы, старшей группы и персонала обеспечить подводкой горячей воды; заменить моечные ванны для мытья кухонной посуды, которые впоследствии необходимо оборудовать подводкой воды через смесители. Обязать администрацию муниципального образования Красноуфимский округ и Муниципальный отдел управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ профинансировать указанные выше мероприятия. На основании ст. 206 ГПК РФ установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика - Администрации муниципального образования Красноуфимский округ Полежаев В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Красноуфимского межрайонного прокурора не признал в полном объеме, считает, что ответственность по иску должен нести муниципальный отдел управления образованием МО Красноуфимский округ, который является главным распорядителем бюджетных средств в отношении МОУ «Усть-Машская СОШ» и собственником его имущества, а администрация муниципального образования Красноуфимский округ является ненадлежащим ответчиком по иску, поскольку наравне с муниципальным отделом управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ является самостоятельным органом местного самоуправления, который входит в структуру городского округа. Представитель МОУ «Усть-Машская СОШ» - директор Лапухин Н.А., действующий на основании Устава и приказа о назначении на должность№ 30к от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования прокурора признал в полном объеме и пояснил, что нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства по МОУ «Усть-Машская СОШ» полностью устранены. Принимаются меры к устранению нарушений, выявленных в структурном подразделении МОУ «Усть-Машская СОШ» - детском саду, приобретены две моечные ванны, установлен сливной бачок в туалетной для сотрудников, закуплена спецодежда для персонала. Для устранения выявленных нарушений в полном объеме нет денежных средств. Финансирование МОУ «Усть-Машская СОШ» осуществляет муниципальный отдел управления образование, который обращается непосредственно в администрацию МО Красноуфимский округ для выделения денежных средств. Представитель Муниципального отдела управления образованием МО Красноуфимский округ Макарова А.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора в целом признала и пояснила, что МОУО МО Красноуфимский округ действительно является учредителем МОУ «Усть-Машская СОШ», но сам отдел не является распорядителем денежных средств. В бюджете на 2010 год средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленных в МОУ «Усть-Машская СОШ», заложено не было, бюджет на 2011 год еще не принят. Финансирование МОУ «Усть-Машская СОШ» осуществляет муниципальный отдел управления образованием, для чего он обращается в финансовый отдел администрации МО Красноуфимский округ, то есть администрация имеет непосредственное отношение к финансированию. Просит установить срок для устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель третьего лица – Управления Роспотребнадзора Свердловской области по городу Красноуфимск, Красноуфимскому и Ачитскому районам Кимаев А.С., действующий на основании доверенности, заявленные прокурором исковые требования поддержал, указав при этом, что ДД.ММ.ГГГГ проведена повторная проверка МОУ «Усть-Машская СОШ», информация об устранении нарушений по школе отсутствует; по детскому саду – часть нарушений устранена. Суд, выслушав объяснения сторон, принимая признание иска ответчиками, выслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковое заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения определены в ст. 28 названного закона: в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам. Согласно лицензии серии А № регистрационный номер 9641 от ДД.ММ.ГГГГ, МОУ «Усть-Машская СОШ» имеет право на осуществление образовательной деятельности. В соответствии с ч.3 ст.32 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266, образовательное учреждение несет ответственность за жизнь, здоровье детей и работников образовательного учреждения. Статьей 51 названного закона установлено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников; ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. В соответствии с Уставом МОУ «Усть-Машская СОШ» (п.1.3) учредителем Учреждения от имени муниципального образования Красноуфимский округ является муниципальный отдел управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ, который непосредственно осуществляет организацию и координацию деятельности Учреждения. Имущество Учреждения находится в муниципальной собственности МО Красноуфимский округ и закреплено за учреждением на праве оперативного управления (п.1.5). Учреждение является юридическим лицом и имеет в своем составе структурное подразделение Усть-Машский детский сад (п.п. 1.6, 1.8 Устава). Из п.1.13 Устава следует, что Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а также учитываемым на отдельном балансе имуществом, приобретенном от доходов предпринимательской деятельности. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет собственник имущества. Организация питания обучающихся и воспитанников осуществляется общеобразовательным учреждением. Ответственность за создание, соблюдение и выполнение необходимых условий в соответствии с требованиями законодательства и действующих нормативно-правовых документов для организации питания обучающихся и воспитанников возлагается на администрацию образовательного учреждения (п. 1.8 Устава). Администрация Учреждения обязуется соблюдать законодательство РФ по защите здоровья и жизни учащихся (п. 1.22, 2.2.5). Обучающиеся имеют право на условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья; удовлетворение физиологических потребностей (в питании, сне, отдыхе и др.) в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями развития (п.п.5.1.13, ДД.ММ.ГГГГ Устава). К компетенции Учредителя пунктом 7.2 Устава отнесено, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений Учреждения, обустройство прилегающих к ним территорий. Непосредственное руководство Учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор, назначенный Учредителем (п.7.17 Устава). Директор Учреждения отвечает за обеспечение выполнения санитарных норм, несет ответственность за жизнь и здоровье участников образовательного процесса, и его безопасность (п.7.18, 7.21 Устава). В соответствии с п. 8.3, 8.5, 8.6 Устава, деятельность Учреждения финансируется Учредителем в соответствии с действующим законодательством. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. Финансирование Учреждения осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством. ДД.ММ.ГГГГ директору МОУ «Усть-Машская СОШ» Лапухину Н.А. выдано предписание № по устранению нарушений санитарных правил в МОУ «Усть-Машская СОШ» и структурном подразделении «Усть-Машский детский сад». Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ директор МОУ «Усть-Машская СОШ» Лапухин Н.А. привлечен к административной ответственности по ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за допущенные нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения в МОУ «Усть-Машская СОШ». В соответствии со ст. 16 ч.1 п. 13 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Статья 17 названного закона определяет полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа. В соответствии с ч.2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Из Устава МОУ «Усть-Машская СОШ» следует, что учредителем школы от имени муниципального образования Красноуфимский округ является Муниципальный отдел управления образованием Муниципального образования Красноуфимский округ. Имущество учреждения находится в муниципальной собственности МО Красноуфимский округ и закреплено за учреждением на праве оперативного управления. В соответствии с Положением о муниципальном отделе управления образованием Муниципального образования Красноуфимский округ Учредителем отдела является Администрация МО Красноуфимский округ (п.1.4), которая делегирует Отделу права учредителя образовательных учреждений в части управления и расходования бюджетных ассигнований и комитету по управлению имуществом МО Красноуфимский округ в части управления имуществом (п. 1.5 Положения). Таким образом, суд считает, что исковые требования прокурора о понуждении к совершению действий МОУ «Усть-Машская СОШ» подлежат удовлетворению, так же как подлежит удовлетворению и требование прокурора о возложении обязанности по финансированию этих работ на Администрацию Муниципального образования Красноуфимский округ и Муниципальный отдел управления образованием Муниципального образования Красноуфимский округ, поскольку МОУ «Усть-Машская СОШ» является получателем средств бюджета МО Красноуфимский округ; учредителем МОУ «Усть-Машская СОШ» является ответчик: МОУО МО Красноуфимский округ, учредителем которого, в свою очередь, является Администрация МО Красноуфимский округ; муниципальному отделу управления образованием МО Красноуфимский округ Администрацией МО Красноуфимский округ делегированы полномочия в части управления и расходования бюджетных ассигнований. Прокурором предложен необходимый и достаточный срок исполнения обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности, с учетом реальной возможности исполнения возложенной обязанности, а также соблюдения интересов обучающихся и воспитанников в части непрерывности образовательного процесса. В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и госпошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, с учетом положений ст. 333.19 Налогового кодекса РФ. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.39, 173, 194-198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Требования Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Усть-Машская средняя общеобразовательная школа» принять надлежащие меры по устранению нарушений СанПиН 2.4.1.1249-03 в структурном подразделении МОУ «Усть-Машская СОШ» - Усть-Машский детский сад, расположенном по адресу <адрес>Маш, <адрес>, а именно: обеспечить отделку стен в пищеблоке; облицевать глазурованной плиткой стены в буфетной младшей группы; обеспечить наличие подобранной мебели для детей с учетом антропометрических показателей; обеспечить достаточное количество горячей воды, в том числе оборудовать подводку воды через смесители; в пищеблоке раковину для мытья рук и моечную ванну для обработки сырья обеспечить подводку горячей воды, медицинский кабинет, прачечная, туалетные младшей группы, старшей группы и персонала обеспечить подводкой горячей воды; заменить моечные ванны для мытья кухонной посуды, которые впоследствии необходимо оборудовать подводкой воды через смесители. Обязать администрацию муниципального образования Красноуфимский округ и Муниципальный отдел управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ профинансировать указанные выше мероприятия. Установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий до ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Усть-Машская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 200 рублей. Взыскать с администрации Муниципального образования Красноуфимский округ государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 200 рублей. Взыскать с Муниципального отдела управления образованием Муниципального образования Красноуфимский округ государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме через Красноуфимский городской суд. В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ, изготовлено с использованием компьютера. Судья Серебренникова Л.И.