Решение по иску прокурора к администрации МО Красноуфимский округ о включении в список



2-55/2011 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 февраля 2011 года. г. Красноуфимск

Судья Красноуфимского городского суда Свердловской области Галкина И.В., с участием представителя истца- помощника Красноуфимского межрайонного прокурора Киприяновой Н.В., представителя ответчика – Полежаева В.В., третьих лиц Струговой Н.П. и Маклаковой Л.В., при секретаре Гудковой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Муниципальному образованию «Красноуфимский округ» о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по МО Красноуфимский округ,

у с т а н о в и л :

Красноуфимский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах ФИО1 указав, что ФИО1 относится к категории детей-сирот, согласно Федеральному закону от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Из информации, предоставленной Администрацией муниципального образования Красноуфимский округ, следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по муниципальному образованию Красноуфимский округ, как ребенок-сирота.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от зашиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из. учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В целях реализации положений Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ в начале календарного года Правительством Свердловской области утверждается порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Порядок обеспечения указанной категории лиц в 2010 году утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010года №464-ПП, которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений, осуществляется органами местного самоуправления.

Кроме того, в п.9. Порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, закреплена обязанность органов местного самоуправления муниципальных Образований Свердловской области формировать списки нуждающихся в жилье детей-сирот.

Согласно ч. 1 ст. 10 Областного закона от 20.02.2006 №3-03 «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования», дела учета граждан, указанных в документах, являющихся основаниями для принятия граждан на учет, в качестве граждан, подлежащих учету для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, ведутся органами местного самоуправления, осуществляющими ведение учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.

В соответствии с п.1 ст. 30 Устава муниципального образования Красноуфимский округ, принятого Решением районного Совета МО "Красноуфимский район" от 24.06.2005 N 133, к полномочиям администрации муниципального образования по решению вопросов местного значения, в том числе относится учет муниципального жилищного фонда; ведение в установленном законом Свердловской области порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Таким образом, учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляемый органами местного самоуправления, в первую очередь связан с необходимостью формирования расходов бюджета, поскольку обеспечение жилыми помещениями детей-сирот является обязательством Свердловской области, следовательно, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Свердловской области от 25.11.1994 года №8-03 «О бюджетном процессе в Свердловской области» должно быть рассчитано на основании методики планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год, разрабатываемой Министерством финансов Свердловской области.

Отсутствие достоверных сведений о фактическом количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, делает невозможным своевременное исполнение Правительством Свердловской области обязательств по своевременному обеспечению указанной категории лиц жилыми помещениями.

Несвоевременное включение органом местного самоуправления муниципального образования Красноуфимский округ детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список нуждающихся в жилом помещении, приводит к невозможности планирования необходимых фактических затрат на приобретение жилья, соответственно денежные средства на обеспечение жильем указанной категории граждан, выделяются не на всех лиц, имеющих право на внеочередное получения жилого помещения, а лишь на часть, что в свою очередь, приводит к ежегодному увеличению количества детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа, имеющих право на внеочередное получение жилого помещение, которые в течение длительного времени не могут данное право реализовать, что влечет нарушение их законных прав.

Прокурор просит суд обязать администрацию муниципального образования «Красноуфимский округ» включить ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по муниципальному образованию Красноуфимский округ.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования, обосновав их доводами, изложенными в заявлении, при этом уточнила, что прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «Красноуфимский округ» включить ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящуюся к категории детей-сирот, не имеющего закрепленного жилого помещения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по муниципальному образованию Красноуфимский округ с целью предоставления данных сведений органами местного самоуправления в органы субъекта РФ для обеспечения в последующем финансирования из бюджета РФ.

В судебном заседании Стругова Н.П.- опекун малолетней ФИО1 на требованиях о включении опекаемой ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по муниципальному образованию Красноуфимский округ настаивала, обосновав свои требования доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации МО «Красноуфимский округ» исковые требования не признал и пояснил, что ответчик не отрицает тот факт, что ФИО1 относится к категории детей-сирот, однако право на внеочередное предоставление жилья появится у ней только по достижении 18-летнего возраста и с этого момента она может быть поставлена на учет в установленном законом порядке. До этого времени ФИО1 не может быть поставлена на учет в качестве нуждаюшейся в жилье. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье и не достигших совершеннолетия, ведет Управление образованием Красноуфимского округа, ФИО1 в этот список включена, этот список направлен в Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства.

Представитель третьего лица – УСЗН в судебном заседании требования истца поддержала, при этом пояснила, что включение детей-сирот в списки, нуждающихся в жилом помещении до достижения ими 18-летнего возраста позволит им своевременно получить жилье по достижении этого возраста.

Выслушав объяснения сторон и третьих лиц, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца, при этом руководствуется следующим.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичные положения закреплены в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Несовершеннолетняя ФИО1 являются ребенком-сиротой, проживает и воспитываются в семье опекуна Струговой Н.П., не имеет закрепленного за ней жилого помещения и в силу вышеприведенной нормы права после прекращения опеки по достижении совершеннолетия имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Данные обстоятельства по существу не оспаривались всеми лицами, участвующими в деле.

Разрешение вопросов социальной поддержки, к которым в силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», относится обеспечение жилой площадью детей -сирот, а также организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу п. 1 ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Согласно п. 3 ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации, отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, относится к полномочиям органов опеки и попечительства, являющихся органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 данного Закона).

Таким образом, вся информация, касающаяся данной категории граждан, собирается и учитывается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании представитель УСЗН пояснил, что учет детей-сирот в целях обеспечения их социальными льготами ведется именно этим органом, однако вопросы обеспечения указанной категории граждан жильем, не входят в компетенцию УСЗН.

Постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, для определения необходимого объема финансирования из бюджета имеют различную правовую природу.

Прокурором были заявлены требования о постановке на учет ФИО1, в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку включение ФИО1 в список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете, в качестве нуждающихся в жилом помещении для обеспечения в последующем финансирования из бюджета, в силу ст. 17 Закона Свердловской области от 20.02.2006г. № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> социального использования» является элементом ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Такой учет в силу п.1-1 ст.3 указанного Закона Свердловской области с 01.04.2010г. относится к ведению органов местного самоуправления и осуществляется в порядке, определенном Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010г. № 464-ПП, п.9 которого списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.

Однако, ФИО1 может быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении только после прекращения в отношении нее опеки (попечительства), по достижении совершеннолетия, поскольку в соответствии с ч.2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются указанные в ст.49 настоящего кодекса категории граждан, к числу которых в силу ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации и абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, при прекращении опеки (попечительства).

В данном случае внеочередное право на предоставление жилого помещения, предусмотренное п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренный ч.1 указанной нормы.

Учет же детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, для определения необходимого объема финансирования из бюджета относится к ведению органов государственной власти субъекта Российской Федерации и в ведение органов местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным п. 6 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", не передавался.

Кроме того, жилищным законодательством формирование таких списков не предусмотрено.

Исходя из изложенного, ссылка истца на то, что список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, необходим для предоставления в орган субъекта Российской Федерации для обеспечения в последующем финансирования из бюджета субъекта РФ, не может быть признана состоятельной и не является основанием для возложения на ответчика обязанностей, выходящих за пределы его полномочий.

Проанализировав изложенное, суд пришел к выводу о том, что законом на органы местного самоуправления обязанность по учету детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, до возникновения у них права на внеочередное предоставление жилого помещения, не возложена.

Данная категория граждан жилыми помещениями в силу закона обеспечивается вне очереди, поэтому их постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях регулируется нормами Закона Свердловской области № 3-ОЗ от 20.02.2006г. и принятыми в соответствии с ним Постановлениями Правительства Свердловской области, а также Постановлением администрации МО Красноуфимский округ от 04.06.2010г. № 447 «О мерах по организации ведения учета для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Муниципальному образованию «Красноуфимский округ» о включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по МО Красноуфимский округ с целью предоставления данных сведений органами местного самоуправления в органы субъекта Российской Федерации для обеспечения в последующем финансирования из бюджета субъекта Российской Федерации, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке В свердловский областной суд через Красноуфимский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения суда – 18.02.2011г.

Судья И.В.Галкина.