Решение по иску Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах Степановой М.Д.



№ 2-193/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2011г. г. Красноуфимск

Судья Красноуфимского городского суда Свердловской области Галкина И.В., с участием представителя истца – помощника Красноуфимского межрайонного прокурора Турышевой Е.А., представителя ответчика Полежаева В.В., при секретаре Гудковой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах Степановой М.Д. к администрации и комиссии по жилищным вопросам муниципального образования Красноуфимский округ о признании отказа комиссии по жилищным вопросам МО Красноуфимский округ в признании Степановой М.Д. нуждающейся в жилом помещении незаконным и возложении обязанности поставить Степанову М.Д. на учет нуждающихся в жилых помещениях,

УСТАНОВИЛ:

Красноуфимский межрайонный прокурор обратился с названным иском в суд в интересах Степановой М.Д., указав, что Степанова М.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы.

Степанова М.Д. с ДД.ММ.ГГГГ проживает по адресу: <адрес>2, площадью 74,3 кв.м.

Совместно со Степановой М.Д. проживают ее дочь-ФИО4, ФИО5 Степанова М.Д. является членом семьи дочери ФИО4

Собственниками <адрес> в <адрес> являются: ФИО4 4/6 доли, ФИО6 1/6 доли и ФИО7 1/6 доли. Доля ФИО4 в <адрес> в <адрес> составляет 49,5 кв.метров из расчета 74,3кв.м х 4/6.

Степанова М.Д. не является членом семьи ФИО6 и ФИО7

Таким образом, в <адрес> в <адрес> на площади 49,5 кв.м.принадлежащих ФИО4 проживает 3 человека, включая Степанову М.Д. и на каждого приходится 16,5 кв.метров.

В соответствии с информацией из филиала "Красноуфимского Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости" СОГУП "Областной центр недвижимости" и из Красноуфимского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Степанова М.Д. и ФИО5 не являются собственниками каких либо жилых помещений, расположенных на территории города Красноуфимска и Красноуфимского района.

Решением Комиссии по жилищным вопросам муниципального образования Красноуфимский округ отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях Степановой М.Д. на основании пункта 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации: обеспечение общей площадью жилого помещение на каждого члена семьи более учетной нормы.

Степанова М.Д. - супруга погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившая в повторный брак, что позволяет ей иметь от государства особое внимание к ней в виде достойных мер социальной поддержки - обеспечения благоустроенный жилым помещением. Кроме того Степанова М.Д. является инвалидом 2 группы и передвигается при помощи коляски.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь»: утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь - отсутствие нижних конечностей или заболевания опорно-двигательной системы, в том числе наследственного генеза, со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок.

В соответствии с частью 5 стать 17 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в российской Федерации»: Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, действия Комиссии по жилищным вопросам муниципального образования Красноуфимский округ об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях Степановой М.Д. незаконны, так как в соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ Степанова М.Д. хотя и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, то есть более 15 квадратных метра на одного человека, однако не принято во внимание то обстоятельство, что Степанова М.Д. является инвалидом 2 группы и передвигается при помощи коляски и ей положена дополнительная площадь в жилом помещении.

            В соответствии с п.1 ст. 40, п.1 ст. 46, п.1 ст. 48 Конституции Российской Федерации, п.3 ч.1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», п.3 ч.1 ст. 2, ч.3 и ч.4 ст. 49, ст. 51, ч.1 ст.52, ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч.4 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», ст.23, ч.2 ст.29, ст.45, 131,132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец просит признать отказ комиссии по жилищным вопросам Муниципального образования Красноуфимский округ в признании Степановой М.Д. нуждающейся в жилом помещении незаконным обязать комиссию поставить ее на учет нуждающихся в жилых помещениях в администрации муниципального образования Красноуфимский округ.

В судебном заседании представитель истца Турышева Е.А. поддержала требования о признании отказа комиссии по жилищным вопросам Муниципального образования Красноуфимский округ в признании Степановой М.Д. нуждающейся в жилом помещении незаконным и одновременно отказалась от иска в части возложения на комиссию обязанности поставить Степанову М.Д. на учет нуждающихся в жилых помещениях в администрации муниципального образования Красноуфимский округ в связи с тем, что ответчик удовлетворил это требование и Степанова ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель Комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Красноуфимский округ» в судебное заседание не явился без уважительных причин, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, возражений против иска в суд не представил.

Представитель ответчика администрации Муниципального образования Красноуфимский округ Полежаев В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные прокурором в интересах Степановой М.Д. исковые требования не признал, указав, что в соответствии с результатами обследования жилищных условий Степановой М.Д. <адрес> признан пригодным для проживания; общая площадь жилого дома составляет 74,3 кв.м, что составляет больше учетной нормы. Следовательно, оснований для постановки Степановой М.Д. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на тот момент не было. После обращения прокурора в суд, вместе с исковым заявлением администрация получила копию справки лечебного учреждения, из которой следует, что Степанова М.Д. по состоянию здоровья передвигается только при помощи инвалидной коляски и после этого в марте 2011г. Степанова М.Д. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя из представленного им отзыва следует, что Федеральным законом РФ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» государство одним из обязательств, взяло на себя обеспечение ветеранов ВОВ и инвалидов ВОВ жильем, но тех граждан кто поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с ЖК РФ. Изменения, внесенные в Федеральный закон «О ветеранах» в части имущественного положения, означают, что при постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий категорию граждан, которые имеют статус ветерана или инвалида ВОВ не учитывать доход семьи на одного человека, но при этом определять нуждаемость в улучшении жилищных условий и осуществлять постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с учетом уже имеющегося жилья у обратившегося гражданина.

            Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 года № 30) постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Учетной нормой площади жилого помещения, согласно п. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Пункт 5 ст. 50 Жилищного кодекса определяет, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления, при этом размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

На территории Красноуфимского района учетные нормы жилого помещения и нормы предоставления жилых помещений установлены постановление главы МО Красноуфимского округа от 11.07.2005г. (в ред. от 22.01.2010г.) № 298 «Об утверждении нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения в МО Красноуфимский район». В соответствии с данным постановлением учетная норма площади жилого помещения на территории Красноуфимского района, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 15 квадратных метров общей площади на одного человека.

Из исковых требований следует, что площадь <адрес> составляет 74,3 кв. м. Собственниками жилого помещения являются ФИО4 4/6 доли, ФИО6 1/6 доли, ФИО7 1/6 доли. Степанова М. Д. является членом семьи дочери ФИО4, которая является собственником 49,5 кв. м. Таким образом, с учетом проживания ФИО5 на каждого приходится 16,5 кв. м., что выше учетной нормы. Значит, Степанова М. Д. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Также межведомственной комиссией сделано заключение, что <адрес> <адрес> соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодно для проживания.

Требования к жилым помещениям установлены постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Согласно акта обследования помещения требуется ремонт фундамента, замена нижних венцов наружных стен, замена оконных блоков. В силу п.3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, и заключение прокурора, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска, при этом руководствуется следующим.

Статьей 40 Конституцией РФ гарантируется, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с п. 4 ч. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 21 ФЗ РФ «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются: супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Удостоверением серии В от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что Степанова М.Д. является женой инвалида Великой Отечественной войны.

Меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны реализуются в форме предоставления жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет бюджетных ассигнований, по договорам социального найма либо в форме предоставления за счет средств федерального бюджета единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений, ветеранов и инвалидов – в форме предоставления жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет бюджетных ассигнований, по договорам социального найма. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма осуществляется в порядке, определенном Жилищным кодексом Российской Федерации (п.п. 6,7 Постановления Правительства Свердловской области от 28.04.2006 года № 357-ПП).

            На основании п. 8 названного выше Постановления жилые помещения, построенные (приобретенные) с использованием единовременной денежной выплаты, оформляются в собственность ветеранов Великой Отечественной войны – получателей единовременных денежных выплат.

            Источниками финансирования строительства (приобретения) жилых помещений для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов являются средства федерального бюджета и средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов (п.12 Постановления).

            В соответствии с п. 13 Постановления Правительства Свердловской области от 28.04.2006 года № 357-ПП средства федерального бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов на территориях муниципальных образований в Свердловской области в зависимости от численности нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья и предусмотренной площади жилого помещения.

            В соответствии с п.3 ч.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу ч.5 ст. 17 ФЗ Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.7 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, отсутствие нижних конечностей или заболевания опорно-двигательной системы, в том числе наследственного генеза, со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок.

В судебном заседании установлено, что подтверждается представленными суду документами, что Степанова М.Д. не имеет в собственности жилого помещения, однако она является членом семьи собственника жилого помещения ФИО4

Согласно заключения ВКК и КЭК от ДД.ММ.ГГГГ МУЗ Красноуфимская ЦРБ Степановой М.Д. поставлен диагноз: деформирующий остеартроз 4 степени, остеопороз 4 степени, костный анкилоз костей запястно -лучевых суставов, болезнь Пертеса, консартроз 4 степени.

ФИО4 на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ является собственником 4/6 доли в <адрес> жилом <адрес> в <адрес>, общей площадью 74,3 кв. м.

В соответствии с положениями ч. 4 и ч. 5 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Постановлением Главы МО Красноуфимский район № 298 от 11 июля 2005 года «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения в Муниципальном образовании Красноуфимский район» утверждена учетная норма жилой площади жилого помещения в Муниципальном образовании Красноуфимский район в размере 15 кв. м общей площади на одного человека.

Справкой от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что в <адрес> жилом <адрес> в <адрес> зарегистрированы: четыре человека - сама Степанова М.Д., ее дочь ФИО4, сожитель ФИО5, внуки ФИО7 и ФИО10, последние выбыли в <адрес>, что на каждого из них приходится по 14,8 кв. м общей площади, так как общая площадь квартиры составляет 74,3 кв.м. Следовательно, Степанова М.Д. являясь членом семьи ФИО4, чья доля составляет 49,5 кв.м., таким образом, площадь на каждого их троих проживающих составляет 16,5 кв.м., то есть Степанова М.Д. обеспечена общей жилой площадью более учетной нормы.

Заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссии, назначенной Постановлением Главы администрации МО Красноуфимский округ № 254 от 23 мая 2006 года, установлено, что <адрес> жилом <адрес> в <адрес>, соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодно для проживания.

Письмом исполняющего обязанности Главы администрации МО Красноуфимский округ от 02.09.2010 года за № 2047 подтверждается, что Степановой М.Д.. было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях в связи с отсутствием оснований, установленных ст. 51 ЖК РФ.

Таким образом, судом установлено, что, несмотря на то, что Степанова М.Д. является женой инвалида Великой Отечественной войны С.С. умершего ДД.ММ.ГГГГ, и имеет право на меры социальной поддержки, которые предоставляются супруге умершего участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак, установленные ФЗ РФ «О ветеранах», ей было обоснованно отказано в признании нуждающейся в жилом помещении и постановке ее на учет нуждающихся в жилых помещениях со ссылкой на отсутствие оснований, установленных ст. 51 ЖК РФ, поскольку на момент принятия решения каких-либо документов, подтверждающих заболевание Степановой М.Д. ответчику не представлено.

Кроме того, требование истца к комиссии по жилищным вопросам МО Красноуфимский округ не может быть удовлетворено, поскольку сама комиссия не является юридическим лицом, не выполняет функции по постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, а потому является ненадлежащим ответчиком.

В силу п.10 ст.31 Устава МО Красноуфимский округ учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относится к полномочиям администрации МО Красноуфимский округ, соответственно и принятие решения о постановке на учет или отказе в постановке на учет является функцией администрации, к которой истец, указавший ее в качестве ответчика, никаких требований не заявил.

При таких обстоятельствах требование истца о признании незаконным отказа комиссии по жилищным вопросам МО Красноуфимскуий округ в постановке Степановой М.Д. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий удовлетворению не подлежат.

Отказ истца от иска в части возложения на комиссию обязанности поставить Степанову М.Д. на учет нуждающихся в жилых помещениях в администрации муниципального образования Красноуфимский округ не противоречат закону, не нарушают права и законные интересы других лиц, поэтому суд, руководствуясь ст.39 ГПК РФ, прекратил производство по делу в этой части отдельным определением суда.       

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Красноуфимского межрайонного прокурора о признании отказа комиссии по жилищным вопросам муниципального образования Красноуфимский округ в постановке Степановой М.Д. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский городской суд в течение 10 дней.

<данные изъяты>

<данные изъяты> Судья: И.В.Галкина