Решение по иску Макарова А.М. к ГУ УПФР РФ о признании права на получение досрочной пенсии по старости и возложение обязанности по доплате недополученной пенсии



2-73/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 февраля 2011 года гор. Красноуфимск

Красноуфимский городской суд Свердловской области в лице судьи Серебренниковой Л.И., при секретаре Токманцевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Макарова А.М. к Государственному Учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Красноуфимске и Красноуфимском районе Свердловской области о признании права на получение досрочной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности по доплате недополученной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л :

Макаров А.М. обратился в суд с названным иском к Государственному Учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Красноуфимске и Красноуфимском районе Свердловской области указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.6 п.1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ».

Полагал, что имеет право на досрочное назначение пенсии, так как в ДД.ММ.ГГГГ году поступил работать электросварщиком на Пудлинговский щебеночный завод, откуда был призван на службу в армию и после демобилизации возвратился на прежне место работы, где проработал до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в районе, приравненном к районам Крайнего Севера.

Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в назначении досрочно трудовой пенсии по старости, отказ был обжалован им в суд.

Решением Красноуфимского городского суда от 26.07.2010 года его исковые требования были удовлетворены и в специальный стаж включен период работы в качестве электросварщика на Пудлинговском щебеночном заводе.

Определением судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда решение Красноуфимского городского суда оставлено в силе.

После того, как решение Красноуфимского городского суда вступило в законную силу, УПФР назначило ему досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, не смотря на то, что право на досрочную пенсию возникло у него уже с ДД.ММ.ГГГГ, учитывая те периоды его работы, которые УПФР обоснованно исключило из специального стажа на соответствующих видах работ. Когда он стал выяснять, почему ему пенсию назначили не с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ, ему ответили, что действительно, его право возникло с ДД.ММ.ГГГГ, но к тому времени еще не было решения суда о включении в специальный стаж для назначения досрочной пенсии периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электросварщика на Пудлинговском щебеночном заводе. Кроме того, он не просил суд указать в своем решении о назначении ему досрочной пенсии с момента появления у него права на пенсию, а УПФР назначило ему досрочную пенсию с момента вступления решения суда в законную силу.

Считает, что УПФР необоснованно не назначило ему пенсию с момента появления права и по вине ответчика он в течение 4 месяцев не получал пенсию, которая ему впоследствии была назначена в сумме 10081 руб. 01 коп., то есть он недополучил 40324 руб. 04 коп.

Просит суд признать за ним право на получение досрочной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, а не с ДД.ММ.ГГГГ, как ее назначило УПФР по г. Красноуфимску и Красноуфимскому району; обязать УПФР доплатить ему недополученную пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и взыскать с ответчика судебные расходы по делу.

В судебном заседании истец Макаров А.М. настаивал на удовлетворении заявленных им исковых требований в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Государственного Учреждения Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Красноуфимске и Красноуфимском районе Свердловской области – Колотнина И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные Макаровым А.М. исковые требования не признала в полном объеме, обосновав свои возражения тем, что ДД.ММ.ГГГГ Макаров А.М. обратился в Управление с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.6 п.1 ст. 28 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, согласно которого трудовая пенсия по старости назначается мужчинам в возрасте 55 лет, если они проработали не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № Макарову А.М. в установлении пенсии было отказано, так как специальный стаж менее требуемого. Макаров А.М. обратился в суд и решением Красноуфимского городского суда от 26.07.2010 года суд обязал Управление включить в его специальный стаж период работы в качестве электросварщика на Пудлинговском щебеночном заводе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом дата назначения пенсии Макарову А.М. судом определена не была. Решение вступило в законную силу 16.09.2010 года и было исполнено Управлением в полном объеме.

Поскольку решением суда от 26.07.2010 года дата назначения пенсии Макарову А.М. не была определена конкретной календарной датой, то пенсия назначается по общим правилам, в соответствии со ст. 19 Закона № 173-ФЗ, то есть пенсия назначается со дня обращения, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию. Днем обращения считается день приема соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Макаров А.М. обратился с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, пенсия назначена ему с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку право на пенсию возникло у него ДД.ММ.ГГГГ: правовым основанием назначения пенсии Макарову А.М. является абз.6 подп.6 п.1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ – как гражданину, проработавшему в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев. Трудового стажа в районах Крайнего Севера истец не имеет, поэтому применению подлежит правило, установленное абз. 2 подп. 6 п.1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ, согласно которому каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Стаж работы Макарова А.М. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составлял 13 лет 03 месяца 16 дней, что соответствует 9 годам 11 месяцам 21 дню работы в районах Крайнего Севера, с учетом периода межвахтового отдыха, который истцом не был подтвержден. Также к периоду работы в районах Крайнего Севера суммирован период работы с тяжелыми условиями труда, который составляет 3 года 05 месяцев 19 дней, итого суммированный специальный стаж истца составил 13 лет 5 месяцев 10 дней. При таком стаже трудовая пенсия по старости за работу на Крайнем Севере при неполном специальном стаже может быть назначена в соответствии с абз. 3 п.6 ст. 28 Закона № 173-ФЗ с уменьшением возраста, установленного ст. 7 закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. Так как истец имеет 13 полных лет специального стажа вместо требуемых 15 лет, то его право на пенсию возникает в возрасте 55 лет 8 месяцев.

На дату обращения за назначением пенсии – ДД.ММ.ГГГГ – Макарову А.М. не исполнилось требуемых 55 лет 8 месяцев, следовательно, он не имел право на назначение пенсии с этой даты, поэтому пенсия была назначена ему с ДД.ММ.ГГГГ – даты возникновения права на ее получение. Законных оснований для назначения истцу пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, также как и выплаты недополученной, по мнению истца, пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, у Управления нет, в связи с чем в удовлетворении заявленных Макаровым А.М. исковых требований просит отказать полностью.

Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы гражданского дела, гражданское дело № 2-568/2010 и пенсионное дело Макарова А.М., приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Сроки назначения трудовой пенсии установлены ст. 19 названного Закона, на основании части первой которой трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Из положений п.6 ч.1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта;

Названным Законом предусмотрено суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: в соответствии с ч.1 ст. 28.1 Закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7 - 14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6 - 9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") установлено, что при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами (п.2), суммируются периоды следующих работ: 2) работы с тяжелыми условиями труда; 11) работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

Суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления:

к периодам работы, указанной в подпункте 11, - периодов работ, указанных в подпунктах 1 - 10, 16 – 18.

На основании п.8. названных Правил, в периоды работы вахтовым методом, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается время выполнения работ на объекте, время междусменного отдыха в вахтовом поселке, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время междувахтового отдыха в данный календарный отрезок времени. При этом общая продолжительность рабочего времени (нормальная или сокращенная) за учетный период (за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год) не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации.

Периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона исчисляются в календарном порядке с включением в них рабочего времени непосредственно на объекте, времени междусменного отдыха в вахтовом поселке, а также периода междувахтового отдыха и времени в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно.

Из исследованных судом материалов следует, что решением Управления Пенсионного фонда в городе Красноуфимске и Красноуфимском районе от ДД.ММ.ГГГГ № Макарову А.М. отказано в установлении досрочной трудовой пенсии по тем основаниям, что отсутствует требуемый стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.6 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом, в соответствии с названным решением, которое не было отменено или изменено, Макарову А.М. исчислен страховой стаж 44 года 05 месяцев 17 дней, специальный стаж – 14 лет 09 месяцев 5 дней – работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (14 лет 02 месяца 15 дней), и работа по Списку № раздел ХХХП, которая суммирована к работе в местностях, приравненных к районами Крайнего Севера в соответствии с п.1 ст. 28.1 Закона № 173-ФЗ (06 месяцев 21 день). Не включен в стаж на соответствующих видах работ период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 года 10 месяцев 28 дней) – Пудлинговский щебеночный завод – электросварщик, а также периоды отпусков без сохранения заработной платы.

Решением Красноуфимского городского суда от 26.07.2010 года, вступившим в законную силу 16.09.2010 года, удовлетворены исковые требования Макарова А.М. и включен в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости Макарову А.М. период его работы в должности электросварщика Пудлинговского щебеночного завода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с заключением по определению продолжительности стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по ст.27.1.2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и для конвертации пенсионных прав по п.5 ст. 30 Закона от 08.10.2010 года, Макарову А.В. к зачету принят стаж на соответствующих видах работ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 03 года 05 месяцев 19 дней.

Таким образом, в специальный стаж Макарову А.М. Управлением ПФР включено 14 лет 09 месяцев 5 дней – работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и работа по Списку № раздел ХХХП, а также 03 года 05 месяцев 19 дней - работа с тяжелыми условиями труда по решению суда.

Поскольку каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера, а Макаровым А.М. отработано в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, 14 полных лет (14 лет 09 месяцев 5 дней – 06 месяцев 21 день = 14 лет 2 месяца 15 дней), с учетом требований п.6 ч.1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (каждый полный год работы за 9 месяцев), получается: 14 лет = 168 мес., - 42 мес. = 126 мес. = 10 лет 06 месяцев, плюс 03 года 05 месяцев 19 дней, ему должно быть исчислено льготного стажа 13 лет 11 месяцев 19 дней.

В соответствии с приведенным выше нормами действующего законодательства в периоды работы вахтовым методом, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается и время междувахтового отдыха.

В то же время, указанные периоды должны быть подтверждены документально.

Из представленной суду выписки из лицевого счета застрахованного лица Макарова А.М. и уточняющих справок, имеющихся в материалах пенсионного дела следует, что частично периоды работы с территориальными условиями труда не подтверждены документально, в связи с чем льготный стаж, исчисленный Макарову А.М. ГУ УПФР и отраженный в решении № от ДД.ММ.ГГГГ, составил 13 лет 05 месяцев 10 дней; указанное решение истцом не обжалуется.

Поскольку истец имеет 13 полных лет специального стажа вместо требуемых 15 лет, в соответствии с ч.1 ст. 28.1 Закона № 173-ФЗ его право на пенсию возникает в возрасте 55 лет 8 месяцев.

С заявлением о назначении пенсии Макаров А.М. обратился ДД.ММ.ГГГГ.

Из паспорта истца следует, что он родился ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, требуемого возраста он достиг ДД.ММ.ГГГГ, именно с этой даты ему назначена пенсия по старости, что следует из решения ГУ УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ и копии пенсионного удостоверения истца.

В судебном заседании истец Макаров А.М. настаивал на удовлетворении заявленных им исковых требований, а именно – признании за ним права на получение досрочной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, а не с ДД.ММ.ГГГГ, возложении на УПФР обязанности доплатить ему полученную пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако, как следует из приведенных выше норм законодательства и представленных суду доказательств, оснований для удовлетворения заявленных им исковых требований у суда нет. Следовательно, не подлежит удовлетворению и требование истца о взыскании с ответчика судебных расходов, поскольку иск разрешен не в его пользу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Макарову А.М. в удовлетворении заявленных к Государственному Учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Красноуфимске и Красноуфимском районе Свердловской области исковых требований о признании права на получение досрочной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности по доплате недополученной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 11.02.2010 года, изготовлено с использованием компьютера.

Судья Серебренникова Л.И.