Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2011 года г. Красноуфимск
Судья Красноуфимского городского суда Свердловской области Терехина Т.А., с участием прокурора Турышевой Е.А., при секретаре Швалёвой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Администрации муниципального образования Красноуфимский округ об обязывании включить в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л:
Красноуфимский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Администрации муниципального образования Красноуфимский округ об обязывании включить в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, указав что Красноуфимской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению директора ГОУ СПО «Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж» о соблюдении жилищных прав несовершеннолетних воспитанников, в том числе, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Проведенной проверкой установлено, что ФИО1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, согласно Федеральному закону от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Из информации, предоставленной Администрацией муниципального образования Красноуфимский округ, следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по муниципальному образованию Красноуфимский округ, как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
В связи с чем, Красноуфимский межрайонный прокурор просит обязать Администрацию муниципального образования Красноуфимский округ включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в жилом помещении по Муниципальному образованию Красноуфимский округ.
В судебном заседании прокурор Турышева Е.А. исковые требования поддержала в полном объёме, обосновала их доводами, изложенными в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика – Администрации муниципального образования Красноуфимский округ Торгашова Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования признала и показала, что в соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. Понятие "закрепление жилой площади" используется в Федеральном законе N 159-ФЗ. В соответствии с п. 2 статьи 8 указанного Закона регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Таким образом, под местом закрепления жилой площади законодатель понимает место жительства ребенка, а под закреплением жилой площади - регистрацию ребенка (так называемая постоянная прописка). Жилье гражданам, имеющим в соответствии с ЖК РФ право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения данными гражданами в орган местного самоуправления с целью реализации указанного субъективного права.
На основании п. 3 статьи 52 Жилищного кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Подача заявлений не по месту своего жительства допускается только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.
Существующий порядок обращения за постановкой на жилищный учет для внеочередного получения жилья не содержит правила о четкой процедуре обращения и перечне необходимых документов.
Осуществление постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилья во внеочередном порядке возложено на органы местного самоуправления, на них же возложена государственная функция по защите прав детей-сирот и лиц из их числа, в том числе обязанность обеспечить реализацию права на постановку на жилищный учет гражданину, изъявившему желание.
Конституция РФ (ч. 2 ст. 40) предписывает органам государственной власти и местного самоуправления создавать условия для осуществления права граждан на жилище. Конституционное право граждан на жилище заключается в том числе и в предоставлении жилища из государственного и муниципального жилищных фондов тем лицам, которые в силу ограниченных возможностей не могут самостоятельно обеспечить себя жилищем.
10.11.2008 года было издано постановление главы Муниципального образования Красноуфимский округ № 82 «О Порядке учета в Муниципальном образовании Красноуфимский округ детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилья», на основании которого велся предварительный учет, хотя такового в законодательстве не имеется, но он велся с целью выявить нуждающихся в жилье детей-сирот и лиц, из числа детей сирот. На основании указанного порядка предоставлялись сведения в уполномоченные органы Свердловской области.
На основании протеста Красноуфимского межрайонного прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Муниципального образования Красноуфимский округ от 17 ноября 2010 г. № 83 «Об отмене постановления главы Муниципального образования Красноуфимский округ № 82 от 10.11.2008 года» вышеуказанное постановление отменено.
На основании ст. 21 Областного закона от 23.10.1995 N 28-03 «О защите прав ребенка» жилое помещение, из которого выбыл ребенок, лишившийся родительского попечения, если в нем остались проживать другие члены семьи, закрепляется за ребенком на весь период его нахождения на воспитании в детском или ином воспитательном учреждении, у родственников, опекунов (попечителей).
Согласно п.п. 2, 3, 9, 11 Постановления Правительства Свердловской области от 20.04.2010 года N 646-ПП "Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета" дополнительная гарантия по обеспечению в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), осуществляется за счет средств областного бюджета согласно Закону в соответствии с ведомственной структурой расходов по разделу 1000 "Социальная политика", подразделу 1003 "Социальное обеспечение населения", целевой статье 5053600 "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения", виду расходов 005 "Социальное обеспечение населения", коду операций сектора государственного управления 310 "Увеличение стоимости основных средств".
Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в сумме 381894,1 тыс. рублей, в том числе субсидия из федерального бюджета 40024,1 тыс. рублей в соответствии с законом является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложению к настоящему Порядку. Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.
Представитель третьего лица - ГОУ СПО «Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования прокурора поддерживает.
Представитель третьего лица – Органа опеки и попечительства Маклакова Л.В., действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО1, исковые требования прокурора поддержала в полном объеме.
Суд, выслушав объяснения прокурора Турышевой Е.А., представителя ответчика Торгашовой И.В., представителя органа опеки и попечительства Маклаковой Л.В., изучив материалы гражданского дела, находит основания для удовлетворения исковых требований Красноуфимского межрайонного прокурора по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституцией РФ гарантируется, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В целях реализации положений Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ в начале календарного года Правительством Свердловской области утверждается порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Порядок обеспечения указанной категории лиц в 2010 году утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010года №464-ПП, которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений, осуществляется органами местного самоуправления.
Кроме того, в пункте 9 Порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, закреплена обязанность органов местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области формировать списки нуждающихся в жилье детей-сирот.
Согласно ч.1 ст. 10 Областного закона от 20.02.2006 №3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования», дела учета граждан, указанных в документах, являющихся основаниями для принятия граждан на учет, в качестве граждан, подлежащих учету для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, ведутся органами местного самоуправления, осуществляющими ведение учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.
В соответствии с п.1 ст. 30 Устава муниципального образования Красноуфимский округ, принятого Решением районного Совета МО "Красноуфимский район" от 24.06.2005 N 133, к полномочиям администрации муниципального образования по решению вопросов местного значения, в том числе относится учет муниципального жилищного фонда; ведение в установленном законом Свердловской области порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Таким образом, учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляемый органами местного самоуправления, в первую очередь связан с необходимостью формирования расходов бюджета, поскольку обеспечение жилыми помещениями детей-сирот является обязательством Свердловской области, следовательно, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Свердловской области от 25.11.1994 года №8-ОЗ «О бюджетном процессе в Свердловской области» должно быть рассчитано на основании методики планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год, разрабатываемой Министерством финансов Свердловской области.
Отсутствие достоверных сведений о фактическом количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, делает невозможным своевременное исполнение Правительством Свердловской области обязательств по своевременному обеспечению указанной категории лиц жилыми помещениями.
Несвоевременное включение органом местного самоуправления муниципального образования Красноуфимский округ детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список нуждающихся в жилом помещении, приводит к невозможности планирования необходимых фактических затрат на приобретение жилья, соответственно денежные средства на обеспечение жильем указанной категории граждан, выделяются не на всех лиц, имеющих право на внеочередное получения жилого помещения, а лишь на часть, что в свою очередь, приводит к ежегодному увеличению количества детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа, имеющих право на внеочередное получение жилого помещение, которые в течение длительного времени не могут данное право реализовать, что влечет нарушение их законных прав.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
На основании вышеизложенного, исковые требования прокурора, заявленные в интересах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, об обязывании Администрации МО Красноуфимский округ о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по МО Красноуфимский округ, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194 – 197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Красноуфимского межрайонного прокурора, заявленные в интересах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования Красноуфимский округ включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении по Муниципальному образованию Красноуфимский округ.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Красноуфимский городской суд в течение 10 дней.
Судья: Терехина Т.А.