Решение по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Крестьянско-фермерскому хозяйству Гиндулиной Н.В. о принятии мер по приведению скотомогильника в соответствие с санитарными правила сбора, утилизации



ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 марта 2011 года г. Красноуфимск

Красноуфимский городской суд Свердловской области в составе судьи Груниной Н.А., с участием пом. Красноуфимского межрайонного прокурора Турышевой Е.А., при секретаре Полежаевой Г.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-180/2011

по иску Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к крестьянско-фермерскому хозяйству Гиндулиной Н.В. о принятии мер по приведению скотомогильника в соответствие с «Ветеринарно- санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов»,

У С Т А Н О В И Л:

Красноуфимский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к крестьянско-фермерскому хозяйству Гиндулиной Н.В. о принятии мер по приведению скотомогильника в соответствие с «Ветеринарно - санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов».

В обоснование иска указано, что 19.11.2010 года Красноуфимской межрайонной прокуратурой при участии Областного Государственного учреждения «Красноуфимская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области проведена проверка крестьянско-фермерского хозяйства Гиндулиной Н.В. на соблюдение экологического законодательства Российской Федерации, в частности, «Ветеринарно - санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации.

В ходе проведения проверки установлено, что скотомогильник № 15 крестьянско-фермерского хозяйства Гиндулиной Н.В. расположен на расстоянии 1000 м севернее д. <адрес>. К скотомогильнику ведет полевая дорога; на поле около скотомогильника валяются фрагменты костей от крупного рогатого скота; отсутствует огораживание территории скотомогильника, нет въездных ворот; биотермическая яма представляет собой вкопанную металлическую емкость: размер крышки - во весь диаметр металлической емкости, крышка лежит свободно, зафиксирована только цепью, поэтому легко открывается, отсутствует вытяжная труба; над ямой имеется навес высотой 2,5 м, длиной 6 м, шириной 3 м; отсутствует помещение для хранения инвентаря и дезинфицирующих средств; перед сбросом биологических отходов в яму, они не подвергаются ветеринарному осмотру.

Нарушение Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации при эксплуатации скотомогильника № 15 крестьянско-фермерского хозяйства Гиндулиной Н.В. могут привести к распространению инфекционных заболеваний как среди людей, так и среди животных.

Таким образом, в связи с тем, что эксплуатация скотомогильника № 15 крестьянско-фермерского хозяйства Гиндулиной Н.В. и захоронение трупов животных производится с нарушениями, главе крестьянско-фермерского хозяйства Гиндулиной Н.В. необходимо провести работы по приведению территории скотомогильника и биотермической ямы в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации.

Кроме того, ранее ДД.ММ.ГГГГ глава крестьянско-фермерского хозяйства Гиндулина Н.В. Главным государственным ветеринарным инспектором по Красноуфимскому району привлекалась к административной ответственности по ст.10.6 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб. за аналогичные нарушения, выявленные на скотомогильнике № 15 крестьянско-фермерского хозяйства Гиндулиной Н.Ф., в июне 2010 года, которые до настоящего времени не устранены.

Поскольку санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) с учетом назначение является важной составляющей по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, кроме того, ненадлежащее санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду и нарушает конституционные права граждан на благоприятную среду, Красноуфимский межрайонный прокурор просит обязать главу крестьянско-фермерского хозяйства Гиндулину Н.В. в срок до 1 мая 2011 года принять меры по приведению скотомогильника (биотермической ямы) № 15 крестьянско-фермерского хозяйства Гиндулиной Н.В. в соответствие с «Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации, а именно: очистить поле около скотомогильника (биотермической ямы) от фрагментов костей от крупного рогатого скота; территорию скотомогильника (биотермической ямы) огородить глухим забором высотой не менее 2м с въездными воротами, с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 08,-1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта, через траншею перекинуть мост; оставить отверстие размером 30х30 см, плотно закрываемое крышкой; из ямы вывести вытяжную трубу диаметром 25см и высотой 3 м; рядом с биотермической ямой пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов; ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запереть на замки, ключи от которых хранить у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект; биологические отходы перед сбросом в биотермическую яму для обеззараживания подвергать ветеринарному осмотру.

В судебном заседании пом. Красноуфимского межрайонного прокурора Турышева Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении. Против вынесения заочного решения не возражала.

Представитель ответчика крестьянско-фермерского хозяйства Гиндулина Н.В. в судебное заседание не явилась, уважительной причины неявки в суд и отзыва по иску не представила, о месте и времени судебного заседания была извещена надлежащим образом, о чем имеется почтовое уведомление.

Представитель ОГУ «Красноуфимская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» Исраилова Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что скотомогильник № 15 принадлежит крестьянско-фермерскому хозяйству Гиндулиной Н.В., ранее выявленные на скотомогильнике нарушения не устранены до настоящего времени.

Поскольку представитель истца не возражала против заочного решения, судом вынесено определение о рассмотрении дела с вынесением заочного решения.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве способа защиты гражданских прав предусматривается восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно- эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно- технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В соответствии со ст. 22 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст. 18 Федерального закона № 4979-1 от 14.05.1993 г. «О ветеринарии»предприятия, учреждения, организации и граждане –владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводств, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства.

В соответствии с п. 1,2,1.4 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4.12.1995 г. № 13-7-2/469 биологическим отходами являются, в том числе, трупы животных. Обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации).

В соответствии с п.1.11 Настоящие правила определяют условия сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, в том числе в фермерских хозяйствах; при транспортировке животных и животноводческой продукции; нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных; предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями; охраны окружающей среды от загрязнения.

В соответствии с «Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации:

п. 5.6. Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост;

п. 5.7. При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 х 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 х 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м;

п. 5.8. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов;

п. 5.10. Скотомогильник (биотермическая яма) должен иметь удобные подъездные пути. Перед въездом на его территорию устраивают коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов;

п. 6.2. Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект;

п. 6.3. Биологические отходы перед сбросом в биотермическую яму для обеззараживания подвергают ветеринарному осмотру. При этом сверяется соответствие каждого материала (по биркам) с сопроводительными документами. В случае необходимости проводят патологоанатомическое вскрытие трупов;

п. 6.4. После каждого сброса биологических отходов крышку ямы плотно закрывают. При разложении биологического субстрата под действием термофильных бактерий создается температура среды порядка 65 -700 С, что обеспечивает гибель патогенных микроорганизмов.

Указанные правила являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями и предприятиями всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.

Свидетельством о государственной регистрации подтверждается, что в соответствии с Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Гиндулина Н.В.. (л.д.11).

Актом ОГУ «Красноуфимская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» № № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что скотомогильник № 15 крестьянско - фермерского хозяйства Гиндулиной Н.В. расположен на расстоянии 1000 м севернее д. Новый Бугалыш и находится в центре поля, которое всегда перепахивается, поэтому подъезд к нему всегда затруднен; на поле около скотомогильника валяются фрагменты костей от крупного рогатого скота; отсутствует огораживание территории скотомогильника, нет въездных ворот; биотермическая яма представляет собой вкопанную металлическую емкость: размер крышки - во весь диаметр металлической емкости, крышка лежит свободно, зафиксирована только цепью, поэтому легко открывается, отсутствует вытяжная труба; над ямой имеется навес высотой 2,5 м, длиной 6 м, шириной 3 м; отсутствует помещение для хранения инвентаря и дезинфицирующих средств; перед сбросом биологических отходов в яму, они не подвергаются ветеринарному осмотру. Данный скотомогильник не соответствует Правилам и находится в неудовлетворительном состоянии (л.д.5-6).

Постановлением Главного государственного ветеринарного инспектора по Красноуфимскому району от 2.07.2010 года глава крестьянско-фермерского хозяйства Гиндулина Н.В. привлечена к административной ответственности по ст.10.6 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб. (л.д.19-20).

Из объяснений представителя ОГУ «Красноуфимская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» Исраиловой Н.В. следует, что ранее выявленные на скотомогильнике, принадлежащем крестьянско- фермерскому Гиндулиной Н.В., нарушения не устранены до настоящего времени.

Таким образом, судом установлено, что крестьянско - фермерское хозяйство Гиндулиной Н.В. не исполняет требования «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», чем нарушает нормы санитарного законодательства Российской Федерации и нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах исковые требования Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ч.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку Красноуфимский межрайонный прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика крестьянско- фермерского хозяйства Гиндулиной Н.В. надлежит взыскать государственную пошлину в доход государства в размере 4000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194 -199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать главу крестьянско-фермерского хозяйства Гиндулину Н.В. в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по приведению скотомогильника (биотермической ямы) № 15 крестьянско-фермерского хозяйства Гиндулиной Н.В., расположенного на расстоянии 1000 м севернее д. Новый <адрес>, в соответствие с «Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации, а именно: очистить поле около скотомогильника (биотермической ямы) от фрагментов костей от крупного рогатого скота; территорию скотомогильника (биотермической ямы) огородить глухим забором высотой не менее 2м с въездными воротами, с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 08,-1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта, через траншею перекинуть мост; оставить отверстие размером 30х30 см, плотно закрываемое крышкой; из ямы вывести вытяжную трубу диаметром 25см и высотой 3 м; рядом с биотермической ямой пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов; ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запереть на замки, ключи от которых хранить у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект; биологические отходы перед сбросом в биотермическую яму для обеззараживания подвергать ветеринарному осмотру.

Взыскать с крестьянско – фермерского хозяйства Гиндулиной Н.В. государственную пошлину в доход государства в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Красноуфимский суд в течение 10 дней.

Гиндулина Н.В. вправе подать в Красноуфимский городской суд заявление о пересмотре заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ей копии заочного решения.

Копию заочного решения направить Гиндулиной Н.В. с уведомлением о вручении в течение 3 дней со дня вынесения решения.

Судья: Н.А. Грунина