№ 2-457/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 мая 2012 года г. Красноуфимск Красноуфимский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Бунаковой С.А., с участием представителей истца - помощников Красноуфимского межрайонного прокурора Антропова М.В., Насибулиной А.А., при секретаре Могильниковой Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц к Специализированному областному государственному унитарному предприятию «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области о признании бездействия незаконным и понуждению к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Красноуфимский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, указав, что Красноуфимской межрайонной прокуратурой в ходе проведения проверки установлено, что в Филиале Специализированного областного государственного унитарного предприятия «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области - «Красноуфимское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости»( далее Филиал « Красноуфимское БТИ»), расположенного по адресу: 623300, <адрес> не исполняется законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов. В соответствии со статьей 15 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм собственности создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак -проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофором и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В то же время здание Филиала « Красноуфимское БТИ» полностью не приспособлено для беспрепятственного пользования инвалидами, использующих кресла - коляски, что существенно нарушает гарантированные государством права инвалидов, поскольку не оборудовано пандусами. Указанные бездействия Специализированного областного государственного унитарного предприятия «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области ( далее СОГУП « Областной центр недвижимости») являются незаконными и ущемляют права и законные интересы инвалидов гарантированные законодательством Российской Федерации. Данное исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц в связи с тем, что не представляется возможным установить конкретное количество лиц из числа инвалидов, имеющих нарушения опорно - двигательной системы, так как оно постоянно меняется Прокурор просит признать бездействия СОГУП « Областной центр недвижимости» по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание Филиала « Красноуфимское БТИ», расположенный по адресу: <адрес>, незаконными. Обязать СОГУП « Областной центр недвижимости»в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу произвести работы, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов в Филиал « Красноуфимское БТИ», а именно: организовать специальный пандус для беспрепятственного пользования инвалидами (в том числе и использующих кресла - коляски) входом в Филиал « Красноуфимское БТИ». В судебном заседании представитель истца Насибуллина А.А. просила удовлетворить заявленные требования, обосновав их доводами, изложенными в заявлении. Представитель ответчика СОГУП « Областной центр недвижимости» Булатова Е.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования истца не признала и пояснила, что на основании договора № аренды объекта муниципального нежилого фонда городского округа Красноуфимск от ДД.ММ.ГГГГ Орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере управления муниципальным имуществом Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск передал в срочное возмездное пользование нежилые помещения, расположенные на первом этаже 5-этажного кирпичного благоустроенного жилого дома, по адресу: <адрес> (ком.№№). Вход в помещения вышеуказанного офиса оборудован небольшим подъемом около 40 см. и большой двойной массивной дверью. Организовав пандус для беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям филиала «Красноуфимское БТИ» не обеспечит их беспрепятственный доступ в сам офис. Поэтому в соответствии со ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Филиалом «Красноуфимское БТИ» ДД.ММ.ГГГГ с председателем Красноуфимской городской организации Общероссийской общественной организации ВОИ гр. Титовой А.В. был согласован план мероприятий по обеспечению содействия и реализации программ, направленных на обеспечение минимальных потребностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями к самостоятельному передвижению в области услуг, оказываемых филиалом «Красноуфимское БТИ» на 2012 год, таким образом в настоящее время ведутся работы по установке кнопки-вызова (для инвалидов-колясочников). Представитель привлеченного для участия в деле в качестве ответчика Органа местного самоуправления уполномоченного в сфере управления муниципальным имуществом Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск Лагунова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и показала, что согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации. Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относятся и помещения, арендуемые филиалом «Красноуфимское БТИ». Собственником данных помещений является муниципальное образование городской округ Красноуфимск, но при размещении именно БТИ, данные помещения стали относится к объектам социальной инфраструктуры. В соответствии с п. 2 ст.616 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Согласно п. 3.4.4. договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ арендатор обязан содержать помещения в полной технической исправности, проводить своевременно за свой счёт текущий ремонт, п. 3.4.12 - извещать Арендодателя о возникновении необходимости проведения капитального ремонта, нести расходы по капитальному ремонту. Таким образом, обязанность по производству работ, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов в Красноуфимский филиал БТИ, должна быть возложена на СОГУП «Областной центр недвижимости ». Представитель третьего лица Филиала « Красноуфимские БТИ» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г.Красноуфимску и Красноуфимскому району в судебное заседание не явился, в заявлении просили рассмотреть дело в свое отсутствие. В предварительном судебном заседании Представитель Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г.Красноуфимску и Красноуфимскому району Алексеева О.Г., действующая на основании доверенности, требования истца поддержала и показала, что здание Филиала « Красноуфимское БТИ», расположенное по адресу: <адрес>, не оборудовано пандусом. Они выходили с проверкой, было выявлено отсутствие пандуса, был составлен акт осмотра. В настоящее время пандус для инвалидов не сделан, поэтому иск она поддерживает. Выслушав объяснения участников судебного процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Строительные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Как установлено в судебном заседании филиал « Красноуфимское БТИ», расположен в здании по адресу: <адрес>. Указанное здание, а именно нежилые помещения №, общей площадью 112,4 кв.м. по указанному адресу, находятся в срочном возмездном пользовании у СОГУП « Областной центр недвижимости» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, которое использует его под Филиал « Красноуфимское БТИ». Вход в помещения вышеуказанного Филиала оборудован небольшим подъемом около 40 см. Сторонами не оспаривается, что объект относится к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки прокуратурой установлено, что вход в филиал « Красноуфимское БТИ» не оборудован устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения - пандусом. Данное обстоятельство подтверждено также актом № осмотра объектов социальной инфраструктуры от ДД.ММ.ГГГГ, и представителем ответчика Булатовой Е.П. в судебном заседании не оспаривается. Поскольку вход в филиал « Красноуфимское БТИ» по <адрес> не оборудован устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения – пандусом, суд считает требования Красноуфимского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Суд считает, что оборудование входа в здание Филиала « Красноуфимского БТИ» пандусом должно быть возложено на СОГУП « Областной центр недвижимости», при этом исходит из следующего. Из свидетельства о государственной регистрации права, видно, что указанное здание является муниципальной собственностью МО «город Красноуфимск», у СОГУП « Областной центр недвижимости» нежилые помещения, находятся в срочном возмездном пользовании на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между органом местного самоуправления уполномоченного в сфере управления муниципальным имуществом Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск ( арендодатель) и Специализированным областным государственным унитарным предприятием «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области ( арендатор). Согласно п. 3.4.4. указанного договора арендатор обязан содержать помещения в полной технической исправности, проводить своевременно за свой счёт текущий ремонт, п. 3.4.12 договора на Арендатора возложена обязанность, извещать Арендодателя о возникновении необходимости проведения капитального ремонта, нести расходы по капитальному ремонту. Кроме того, в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлена обязанность ряда субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. При этом положения ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствие таковой. Таким образом, СОГУП « Областной центр недвижимости», владеющее нежилыми помещениями №, общей площадью 112,4 кв.м. в доме по <адрес> в <адрес> по договору аренды и использующее его под Филиал « Красноуфимское БТИ», относящееся к объектам социальной инфраструктуры, в которое имеется вход, расположенный на возвышении, обязано создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в данное помещение для получения ими услуг технической инвентаризации и регистрации недвижимости. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Красноуфимского межрайонного прокурора удовлетворить. Признать бездействие Специализированного областного государственного унитарного предприятия «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в Филиал специализированного областного государственного унитарного предприятия «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области - «Красноуфимское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости», расположенный по адресу: <адрес>, незаконным. Обязать специализированное областное государственное унитарное предприятие «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области в срок до 01 августа 2012 года произвести работы, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов в Филиал специализированного областного государственного унитарного предприятия «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области - «Красноуфимское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости», расположенный по адресу: <адрес>: оборудовать специальный пандус для беспрепятственного пользования инвалидами входом в Филиал специализированного областного государственного унитарного предприятия «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области - «Красноуфимское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» в г.Красноуфимске. Орган местного самоуправления уполномоченный в сфере управления муниципальным имуществом Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск от ответственности по иску освободить. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд непосредственно или через Красноуфимский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 25.05.2012 г. Судья: С.А. Бунакова.