№ 11-33/2010 Решением мирового судьи по иску Межрайонной ИФНС России № 14 по СО к Молендор Л.М. о взыскании суммы налога и пени за счет имущества налогоплательщика оставлено без изменения.



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

01 октября 2010 года

Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Арефьевой Л.А.

ответчика Молендор Л.М.,

её представителя по устному ходатайству Молендора Э.Э.,

при секретаре Барановой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 14 по Свердловской области к Молендор Л.М. о взыскании суммы налога и пени за счет имущества налогоплательщика по апелляционной жалобе начальника Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 14 по Свердловской области Чибисова С.А. на решение мирового судьи судебного участка г. Краснотурьинска от /ДД.ММ.ГГГГ/,

установил:

Начальник Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 14 по Свердловской области Чибисов С.А. обратился к мировому судье с иском к Молендор Л.М. о взыскании суммы налога и пени за счет имущества налогоплательщика, указав, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ответчик является собственником объекта налогообложения и в соответствии со ст. 5 Закона «О налоге на имущество физических лиц» налоговым органом ей произведено начисление налога по объекту: гараж в <адрес> в специализированном потребительском гаражном кооперативе . Уплата налога должна производиться владельцами недвижимости равными долями в два срока не позднее 15 сентября и 15 ноября. Сумма налога за /ДД.ММ.ГГГГ/ год к уплате составила 1 273 руб. 49 коп. В установленный срок налог на имущество лиц     ответчиком не уплачен, за что начислены пени в сумме 77 руб. 22 коп. за период с /ДД.ММ.ГГГГ/ по /ДД.ММ.ГГГГ/. В соответствии со ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес Молендор Л.М. направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на /ДД.ММ.ГГГГ/, в котором предложено уплатить сумму задолженности по налогу и пени до /ДД.ММ.ГГГГ/. В связи с чем, начальник Межрайонной ИФНС России №14 Чибисов С.А. просил взыскать с Молендор Л.М. налог на имущество физических лиц за /ДД.ММ.ГГГГ/ год в сумме 1 273 руб. 49 коп. и пени за неуплату налога в сумме 77 руб. 22 коп. на /ДД.ММ.ГГГГ/ за счет имущества налогоплательщика.

В судебном заседании при рассмотрении дела мировым судьей участка представитель истца Ошмарина Н.В. уточнила исковые требования, просит суд взыскать с ответчика перерасчет налога на имущество физических лиц за /ДД.ММ.ГГГГ/ год в сумме 1 082,47 рублей и пени за несвоевременную уплату налога в размере 65,63 рубля, указав, что перерасчет суммы налога за /ДД.ММ.ГГГГ/ год был произведен в связи с тем, что первоначально расчет налога был ошибочно произведен с учетом доли ответчика в праве общей собственности на квартиру по адресу: <адрес>, тогда как такой порядок расчета был введен ФЗ №283 от 28.11.2009 и действовал лишь с 01 января 2009 года.

Решением мирового судьи судебного участка от /ДД.ММ.ГГГГ/ в иске отказано.

Не согласившись с данным решением, начальник Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 14 по Свердловской области подал апелляционную жалобу, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить обжалуемое решение и вынести решение об удовлетворении иска ИФНС, указав, что обжалуемое решение является противоречивым, судья неправильно применил нормы материального права.

Представитель Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 14 по Свердловской области Назарчук Е.Г.. в судебное заседание не явилась, направив письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, поддержав доводы апелляционной жалобы.

Суд с учетом мнения ответчика, её представителя считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело и апелляционную жалобу МИФНС в отсутствие представителя истца.

Ответчик Молендор Л.М. доводы апелляционной жалобы не подержала и просит суд решение мирового судьи судебного участка г. Краснотурьинска оставить без изменения, пояснив, что при получении налогового уведомления в /ДД.ММ.ГГГГ/ году ею были оплачены все требуемые налоги на имущество. Перерасчет налога на имущество физических лиц она считает неправомерным, поскольку её положение как налогоплательщика не должно ухудшаться из-за ошибки налогового органа в подсчете суммы подлежащего уплате налога.

Представитель ответчика Молендор Э.Э. поддержал доводы Молендор Л.М., дополнив, что основанием для перерасчета начисленных налоговым органом и оплаченных налогоплательщиков в установленные законом сроки налогов не может служить письмо Министерства финансов от 06.08.2008 №03-05-04-01/29, на который ссылаются представители истца. Действующее же налоговое законодательство не предусматривает обязанности законопослушного налогоплательщика отвечать за действия либо бездействие сотрудников налоговых органов. В связи с чем, Молендор Э.Э. просит суд отказать МИФНС №14 по СО в удовлетворении иска, предъявленного к Молендор Л.М.

Проверив материалы дела, выслушав ответчика, её представителя, суд приходит к следующим выводам.

На основании ст. 1 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» № 2003-1 от 09.12.1991 года в редакции Федерального закона Российской Федерации № 122-ФЗ от 22.08.2004 года, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Согласно ст. 2 Закона (в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ) объектами налогообложения являются:

1) жилой дом;

2) квартира;

3) комната;

4) дача;

5) гараж;

6) иное строение, помещение и сооружение;

7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи.

При этом, пункт 7 статьи 2 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" введен в силу Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.

Ставки налога, в соответствии со ст.3 Закона "О налогах на имущество физических лиц" устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения

Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Краснотурьинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от /ДД.ММ.ГГГГ/ за Молендор Л.М. зарегистрировано право собственности на гаражный бокс , расположенный по адресу: <адрес>, специализированный потребительский гаражный кооператив , (л.д. 9).

Из материалов гражданского дела установлено, что налоговой инспекцией /ДД.ММ.ГГГГ/ Молендор Л.М. было направлено налоговое уведомление на уплату налога на имущество физических лиц за /ДД.ММ.ГГГГ/ год и уплату перерасчета налога на имущество физических лиц за /ДД.ММ.ГГГГ/ год (л.д. 8). В данном налоговом уведомлении сделан перерасчет налога за /ДД.ММ.ГГГГ/ год на объекты недвижимости, принадлежащие ответчику, в том числе и на гаражный бокс в гаражном кооперативе <адрес> из расчета налоговой базы 127 349 руб. с учетом применения ставки 1%. Сумма налога за /ДД.ММ.ГГГГ/ год составила 1 273 руб. 49 коп.

При этом, согласно налоговому уведомлению от /ДД.ММ.ГГГГ/ налог на капитальный гараж за /ДД.ММ.ГГГГ/ год был исчислен налоговым органом в сумме 191,02 руб. (л.д.35).

При рассмотрении иска налогового органа как мировым судьей, так и в апелляционной жалобе на решение по делу представитель истца утверждает, что в /ДД.ММ.ГГГГ/ году налог на имущество был рассчитан ошибочно, в связи с применением ставки налога с учетом доли имущества, что не соответствовало действующему законодательству.

Однако, в соответствии с п.2 ст.5 данного закона в редакции Федерального закона от 17.07.1999 N 168-ФЗ, действовавшей на /ДД.ММ.ГГГГ/ год, налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях.

За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" уплата налога производится равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.

В силу пункта 1 статьи 5 данного Закона исчисление налогов производится налоговыми органами, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают налогоплательщикам платежные извещения об уплате налога (пункт 8 статьи 5 Закона N 2003-1).

Данные положения соответствуют статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Соответственно, и пени за просрочку уплаты налога на имущество физических лиц начисляются после получения уведомления об уплате налога и в случае неуплаты налога в срок, указанный в уведомлении.

Согласно пункту 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В пунктах 10, 11 статьи 5 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" предусмотрено, что лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года, пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что налогоплательщик обязан уплатить налог на имущество физических лиц на основании направленного ему уведомления за три предыдущих года в случае, если ранее за эти периоды налог не был уплачен; при этом пени за просрочку уплаты налога на имущество физических лиц начисляются по истечении одного месяца со дня получения налогового уведомления об уплате налога и в случае неуплаты налога в срок, указанный в уведомлении.

Однако, из представленных ответчиком платежных документов, установлено, что /ДД.ММ.ГГГГ/ Молендор Л.М. оплатила налог на имущество за /ДД.ММ.ГГГГ/ год, в том числе и рассчитанный за гаражный бокс(л.д.34).

Иными основаниями для перерасчета налога на имущество граждан законодатель предусмотрел возникновение либо утрату налоговых льгот.

Указанное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований МИФНС №14, предъявленных к Молендор Л.М. о взыскании сумм перерасчета налога на имущество за /ДД.ММ.ГГГГ/ год, а также для отказа в удовлетворении апелляционной жалобы на решение мирового судьи участка по данному делу.

Решение мирового судьи участка г.Краснотурьинска от /ДД.ММ.ГГГГ/ по иску МИФНС к ФИО1 о взыскании суммы налога и пени за счет имущества налогоплательщика не является преюдициальным для разрешения рассматриваемого спора, поскольку спор судьей разрешен между иными сторонами.

Согласно же ст.61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда и не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

о п р е д е л и л :

решение мирового судьи судебного участка г. Краснотурьинска от /ДД.ММ.ГГГГ/ по иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России по Свердловской области к Молендор Л.М. о взыскании суммы налога и пени за счет имущества налогоплательщика оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России по Свердловской области - без удовлетворения.

Настоящее решение окончательное, кассационному обжалованию не подлежит.

Председательствующий: судья Арефьева Л.А.