№ 2-942/2010 Иск Ершова М.А. к ОАО `Святогор` о возмещении морального вреда, причиненного в связи с профессиональным заболеванием удовлетворен частично.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 ноября 2010 года                                г. Краснотурьинск

Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Г.И. Лопаевой,

с участием истца Ершова М.А.,

его представителя адвоката Масляного Н.П., представившего удостоверение и ордер

,

представителя ответчика ОАО «Святогор» Витюниной М.Ф., действующей на

основании доверенности от /ДД.ММ.ГГГГ/,

при секретаре Делимовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ершова М.А. к открытому акционерному обществу «Святогор» о возмещении морального вреда, причиненного в связи с профессиональным заболеванием,

у с т а н о в и л:

Ершов М.А. обратился в суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу ОАО «Святогор» о возмещении морального вреда, причиненного в связи с профессиональным заболеванием в размере <данные изъяты> рублей, указав, что в результате долговременной работы в ОАО «Святогор» у него были обнаружены следующие профессиональные заболевания – <данные изъяты>.

Истец в судебном заседании изменил исковые требования, он просит взыскать с ОАО «Святогор» компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, а также судебные расходы на оплату услуг адвоката в размере <данные изъяты> рублей, пояснив, что с /ДД.ММ.ГГГГ/ года работал на Турьинском медном руднике Красноуральского медькомбината по профессии <данные изъяты> подземного участка. В /ДД.ММ.ГГГГ/ года Кроасноуральский медеплавильный комбинат был преобразован в ОАО «Святогор», а в /ДД.ММ.ГГГГ/ года преобразован в АОЗТ «ТМР». Впоследствии Турьинский медный рудник был передан ОАО «Металлургический завод им. А.К.Серова», ОАО «Богословское рудоуправление». В результате работы на Турьинском руднике им было получено профессиональное заболевание - <данные изъяты>. Он указывает, что данные заболевания возникли у него в результате длительного подземного стажа работы в условиях локальной вибрации, воздействия неблагоприятного микроклимата, тяжелых физических нагрузок. В настоящее время ему установлена <данные изъяты>. В результате данных заболеваний ему была установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 40 %. В связи с профессиональным заболеванием ему причинен вред здоровью и вследствие этого он испытывает нравственные страдания. В настоящее время он постоянно чувствует недомогание, болят суставы. Его постоянно мучает ломота и онемение конечностей. В связи с этим он испытает дискомфорт, плохо спит, вынужден приобретать дополнительные медикаменты, чтобы поддержать состояние организма, и в течение года неоднократно проходить лечение. Он просит взыскать с ОАО «Святогор» компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, а также судебные расходы на оплату услуг адвоката в размере <данные изъяты> рублей.

Представитель истца Масляный Н.П., просит суд взыскать с ОАО «Святогор» компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Представитель ответчика ОАО «Святогор» Витюнина М.В., требования, указанные в исковом заявлении не признала, по существу своих возражений пояснила, что в ОАО «Святогор» истец работал с /ДД.ММ.ГГГГ/ года, за <данные изъяты> лет работы на предприятии у него не было даже первоначальных признаков профессионального заболевания. Кроме того, истец не доказал, что именно в связи с осуществлением работы на в ОАО «Святогор», у него возникло профессиональное заболевание. С их стороны нарушений охраны труда не было, работники своевременно обеспечивались средствами защиты, им предоставлялся дополнительный отпуск. С момента увольнения Ершова М.А. прошло уже <данные изъяты> лет, он должен был заботиться о своем здоровье сам. Суду также необходимо учесть, что ранее решением суда в пользу истца уже была взыскана денежная сумма в счет возмещения компенсации морального вреда с ОАО «Металлургический завод имени А.К.Серова» и ОАО «Богословское рудоуправление».

Заслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.

Согласно копии трудовой книжки (л.д.4-8) Ершов М.А. /ДД.ММ.ГГГГ/ был принят в шахту «Капитальная» Красноуральского медькомбината Турьинского медного рудника <данные изъяты> разряда, /ДД.ММ.ГГГГ/ Красноуральский медеплавильный комбинат преобразован в АО «Святогор», /ДД.ММ.ГГГГ/ в связи с реорганизацией АО «Святогор» Турьинский медеплавильный рудник преобразован в АОЗТ «Турьинский медный рудник», /ДД.ММ.ГГГГ/ переведен <данные изъяты> разряда подземного горного участия, /ДД.ММ.ГГГГ/ наименование АОЗТ ТМО а новой редакции ЗАО «Турьинский медны рудник», /ДД.ММ.ГГГГ/ уволен переводом в ОАО «Металлургический завод им. А.К.Серова», /ДД.ММ.ГГГГ/ принят переводом в цех «Турьинский рудник» <данные изъяты> разряда, /ДД.ММ.ГГГГ/ переведен в филиал в г. Краснотурьинске шахта «Капитальная» <данные изъяты> разряда, /ДД.ММ.ГГГГ/ уволен переводом в ОАО «БРУ», /ДД.ММ.ГГГГ/ принят переводом в ОАО «БРУ» <данные изъяты> разряда, /ДД.ММ.ГГГГ/ уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по старости по п. 3 ст. 77 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Согласно копии акта о случае профессионального заболевания от /ДД.ММ.ГГГГ/, приобщенной к материалам дела (л.д.9-11), утвержденного главным санитарным врачом по г. Краснотурьинску, Ершову М.А., работавшему в ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» по профессии <данные изъяты>, установлен диагноз: «<данные изъяты>». В данном акте указано, что вины работника не выявлено.

Истцом представлены справки, выданные МНЦ профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий г. Екатеринбурга с /ДД.ММ.ГГГГ/ по /ДД.ММ.ГГГГ/ гг. (л.д.20-25), согласно справке от /ДД.ММ.ГГГГ/, выданной по результатам обследования Ершова М.А. в МНЦ профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий г. Екатеринбурга, у Ершова М.А. обнаружено профессиональное заболевание и дано заключение о противопоказании ему работы в условиях вибрации, охлаждения, значительных физических нагрузок, он нуждается в наблюдении и лечении по месту жительства. Согласно копии программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, Ершову М.А. показано санаторно-курортное лечение.

Указанные документы представителями ответчиков не оспариваются.

Из справки МСЭ следует, что с /ДД.ММ.ГГГГ/ по /ДД.ММ.ГГГГ/ истцу определено 40 % утраты профессиональной трудоспособности (л.д. 15). Причиной установления степени утраты трудоспособности указано профессиональное заболевание.

В ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также ст. 2 Протокола № 1 от 20 марта 1952 года к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Представители работодателя обязаны обеспечить работникам здоровые и безопасные условия труда, создать нормальные условия для выполнения работником трудовой функции. В связи, с чем вина работодателя при получении работником травмы в процессе трудовой деятельности, профессионального заболевания, совершении им других действий (бездействия), повлекших нарушение трудовых прав работника, в причинении ему физических и (или) нравственных страданий презюмируется.

Как следует из пояснений представителей ответчиков, они принимали все возможное для обеспечения надлежащей охраны труда, однако суду не представлено доказательств того, что на предприятии принимались меры, которые могли бы исключить возможность наступления у истца профессионального заболевания, либо предотвратить его развитие.

В судебном заседании установлено, что по вине ответчиков истцу причинен моральный вред - повреждение здоровья профессиональным заболеванием «<данные изъяты>», возникшее в результате длительной работы на предприятии ОАО «Святогор». Это заболевание причиняло и продолжает причинять истцу значительные физические страдания, нравственные переживания по поводу ограничения в трудовой деятельности, необходимости приобретения медикаментов, регулярного санаторно – курортного лечения.

Доводы представителя ответчика о том, что работодатель в период работы Ершова М.А. в ОАО «Святогор» предпринимал необходимые меры для улучшения условий и охраны труда, суд во внимание не принимает, поскольку в соответствии с Законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» профессиональным заболеванием является хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредных производственных факторов, и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности. Меры по охране труда и улучшению условий труда, предпринимаемые работодателями лишь направлены на уменьшение воздействия вредных производственных факторов и не могут исключить возможность наступления профессионального заболевания, а в связи с этим и причинения нравственных или физических страданий работнику.

Причинно-следственная связь между имеющимся профессиональным заболеванием истца и перенесенными им в связи с этим нравственными страданиями в судебном заседании установлена.

При таких обстоятельствах исковые требования Ершова М.А. подлежат удовлетворению.

Однако, с учетом степени вины ответчиков, характера физических и нравственный страданий истца, требований разумности и справедливости, длительности периода работы у ответчика суд полагает необходимым уменьшить запрашиваемую им сумму денежной компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с ответчика.

На основании ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает другой стороне все понесенные по делу судебные расходы. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию судебные расходы на оплату услуг адвоката в размере <данные изъяты> рублей.

Кроме того, в соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета городского округа Краснотурьинск подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.103,194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Иск Ершова М.А. к открытому акционерному обществу «Святогор» о возмещении морального вреда, причиненного в связи с профессиональным заболеванием - удовлетворить частично.

Взыскать с открытого акционерного общества «Святогор» в пользу Ершова М.А. денежную компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей, а также судебные расходы в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей 00 копеек.

Всего: <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей 00 копеек.

Взыскать с Ершова М.А. в доход бюджета городского округа Краснотурьинск – государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней после изготовления решения в окончательной форме через Краснотурьинский городской суд Свердловской области.

Председательствующий судья: Лопаева Г.И.

Решение в окончательной форме изготовлено с использованием компьютерной техники 08 ноября 2010 года.