РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2010 года г.Краснотурьинск
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего: судьи З.М. Радикевич,
с участием: помощника прокурора города Краснотурьинска В.В. Дранициной,
истца: А.С. Ушенина,
представителя ответчика: Муниципального образования «Городской округ Краснотурьинск» Л.А.Уткиной, действующей на основании доверенности от /ДД.ММ.ГГГГ/ №,
при секретаре Ю.В. Ефименко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Краснотурьинска в интересах Ушенина А.С. к Правительству Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Муниципальному образованию «Городской округ Краснотурьинск» об изменении даты постановки на учет, возложении обязанности по предоставлению жилья,
установил:
Прокурор города Краснотурьинска, действуя в интересах Ушенина А.С., обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, муниципальному образованию «Городской округ Краснотурьинск, указав, что Ушенин А.С., /ДД.ММ.ГГГГ/ года рождения, имеет статус сироты и на него распространяются дополнительные гарантии по социальной защите, предусмотренные Федеральный законом Российской Федерации от 21.12.1996 г. № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». С /ДД.ММ.ГГГГ/ по /ДД.ММ.ГГГГ/ Ушенин А.С. содержался за счет средств государства в школе-интернате г. Краснотурьинска. С /ДД.ММ.ГГГГ/ по /ДД.ММ.ГГГГ/ обучался в ГОУ НПО «Краснотурьинский профессиональный лицей». Постановлением Главы МО «Город Краснотурьинск» № от /ДД.ММ.ГГГГ/ за Ушениным А.С. сохранено право пользования жилой площадью по адресу: <адрес>. Актом № от /ДД.ММ.ГГГГ/ данный жилой дом признан непригодным для проживания. Постановлением № от /ДД.ММ.ГГГГ/ Ушенин А.С. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Однако до настоящего времени жилое помещение Ушенину А.С. на условиях социального найма не предоставлено.
Прокурор просит возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления «Городской округ Краснотурьинск», распределить жилое помещение Ушенину. А.С., жилое помещение, распределенное Ушенину А.С. безвозмездно передать в собственность муниципального образования «Городской округ Краснотурьинск», возложить на муниципальное образование «Городской округ Краснотурьинск» обязанность предоставить данное жилое помещение Ушенину А.С. по договору социального найма.
Определением от /ДД.ММ.ГГГГ/ к участию в деле в качестве соответчика судом привлечено – Правительство Свердловской области.
При проведении подготовки к рассмотрению настоящего гражданского дела, прокурор города Краснотурьинска уточнил исковые требования, просил обязать Администрацию ГО Краснотурьинск изменить дату постановки Ушенина А.С. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения с даты его обращения в жилищный отдел, изменить номер в очереди, возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления муниципального образования «Городской округ Краснотурьинск», жилое помещение распределенное Ушенину А.С. безвозмездно передать в собственность муниципального образования «Городской округ Краснотурьинск», возложить на муниципальное образование «Городской округ Краснотурьинск» обязанность предоставить данное жилое помещение Ушенину А.С. по договору социального найма, в случае неисполнения Министерством строительства и архитектуры Свердловской области своих обязанностей по приобретению, распределению и передаче жилого помещения для Ушенина А.С. в срок до /ДД.ММ.ГГГГ/, взыскать с Правительства Свердловской области за счет средств областного бюджета в пользу Ушенина А.С. денежный эквивалент стоимости жилого помещения по состоянию на /ДД.ММ.ГГГГ/.
В судебном заседании помощник прокурора города Краснотурьинска юрист 2 класса Драницина В.В. исковые требования уточнила. Просила суд обязать Администрацию «Городской округ Краснотурьинск» изменить дату постановки Ушенина А.С. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения с /ДД.ММ.ГГГГ/ на /ДД.ММ.ГГГГ/, то есть с даты обращения в жилищный отдел, внести соответствующие изменения в список лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья вне очереди, возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести в срок до /ДД.ММ.ГГГГ/ жилое помещение жилой площадью не менее установленных в муниципальной образовании г.о. Краснотурьинск социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. распределить жилое помещение Ушенину А.С., безвозмездно передать в собственность муниципального образования «Городской округ Краснотурьинск», возложить на муниципальное образование «Городской округ Краснотурьинск» обязанность предоставить данное жилое помещение Ушенину А.С. по договору социального найма.
От исковых требований в части взыскания с Правительства Свердловской области в пользу Ушенина А.С. денежного эквивалента стоимости квартиры по состоянию на /ДД.ММ.ГГГГ/, а также об изменении номера в очереди, прокурор города Краснотурьинска отказался, о чем вынесено постановление.
В обоснование исковых требований помощник прокурора города Краснотурьинска юрист 2 класса Драницина В.В. показала, что Ушенин А.С., относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как родители - отец ФИО1 и мать - ФИО2 решением Краснотурьинского городского суда от /ДД.ММ.ГГГГ/ лишены в отношении него родительских прав. Ушенин А.С. был определен в школу-интернат, за ним было закреплено жилое помещение, которое впоследствии было признано непригодным для проживания. /ДД.ММ.ГГГГ/ Ушенин А.С. обратился в жилищный отдел Администрации городского округа Краснотурьинск с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. Однако на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения Ушенин А.С. был принят только в /ДД.ММ.ГГГГ/ году, о чем было издано Постановление Главы городского округа Краснотурьинск от /ДД.ММ.ГГГГ/ №. Постановление от /ДД.ММ.ГГГГ/ № является незаконным в части даты постановки Ушенина А.С. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, поскольку обращение Ушенина А.С. было в /ДД.ММ.ГГГГ/ году. Учитывая, что Ушенин А.С. относится к категории «детей, оставшихся без попечения родителей», окончил в /ДД.ММ.ГГГГ/ году учреждение профессионального образования и не имеет закрепленного за ним жилого помещения, он обладает правом на получение жилья по договору социального найма, которое в настоящее время, в нарушение требований Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областного закона Свердловской области «О защите прав ребенка», ему не предоставлено.
Истец Ушенин А.С. в судебном заседании исковые требования поддержал. Показал, что в период обучения он был зарегистрирован и проживал первоначально в интернате, а затем в общежитии лицея. В настоящее время у него не имеется жилья. Дом, в котором он проживал до помещения его в интернат, был признан непригодным для проживания, а в /ДД.ММ.ГГГГ/ году – снесен. /ДД.ММ.ГГГГ/ он обратился в жилищный отдел Администрации городского округа Краснотурьинск с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. Но на учет был принят только с /ДД.ММ.ГГГГ/, что, по его мнению, незаконно.
Представитель Администрации Муниципального образования городского округа Краснотурьинск Л.А. Уткина против удовлетворения исковых требований прокурора города Краснотурьинска в интересах Ушенина А.С., не возражала. Пояснила, что согласно пунктов 2 и 3 порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, при этом уполномоченным органом в части целевого расходования данных денежных средств указано на 2010 год Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Администрация ГО Краснотурьинск не возражает относительно предоставления жилого помещенияУшенину А.С. по договору социального найма при условии, что Свердловская область в лице уполномоченного органа приобретет и безвозмездно передаст жилое помещение, распределенное Ушенину А.С. в городской округ Краснотурьинск. С учетом социальных норм, установленных в Муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» Ушенину А.С. по договору социального найма должно быть предоставлено жилье площадью не менее 33 кв.м..
Представитель Правительства Свердловской области А.Н. Тертышный, действующий по доверенности от /ДД.ММ.ГГГГ/ №, в судебное заседание не явился, направив в суд письменный отзыв по иску и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области С.А. Пономарева, действующая по доверенности от /ДД.ММ.ГГГГ/ №, в судебное заседание не явилась, направив письменный отзыв по иску и ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Судом, с учетом мнения участников судебного процесса, определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.
Как усматривается из письменного отзыва представителя Правительства Свердловской области, в целях обеспечения в 2010 году жильем детей, оставшихся без попечения родителей, принят и действует Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2009 № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений, осуществляется органами местного самоуправления. Данные жилые помещения строятся за счет средств бюджета Свердловской области и безвозмездно передаются в собственность органов местного самоуправления.
Расходные обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, субъектом Российской Федерации – Свердловской областью выполняются, а обязательств по предоставлению жилых помещений в натуре за субъектами Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем, Свердловская область не имеет жилищного фонда социального использования и уполномоченных органов, которые бы занимались постановкой на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений граждан, и не обладает возможностью предоставления жилых помещений. Требования прокурора города Краснотурьинска в интересах Ушенина А.С. к Правительству Свердловской области предъявлены необоснованно.
Из письменного отзыва представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области усматривается, что в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области с 2010 года Министерство строительства и архитектуры является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей - сирот жилыми помещениями. Согласно закону об Областном бюджете на текущий год на приобретение жилья для детей-сирот выделено 381 894 тыс. руб., из них 40 024 тыс. руб. из федерального бюджета.
На сегодняшний день постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному постановлению, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей - сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей - сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и соответствии с бюджетной, росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей - сирот, нуждающихся в жилье, в 2010 году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям - сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади, После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. В связи с вышеизложенным, иск, предъявленный к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области не подлежит удовлетворению, так как обеспечение жильем Ушенина А.С. при условии постановки его на учет в Администрации муниципального образования будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующий законодательством.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы данного гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Решением Краснотурьинского городского суда от /ДД.ММ.ГГГГ/ родители истца Ушенина А.С.: отец ФИО1 и мать - ФИО2, лишены в отношении него родительских прав.
Постановлением главы Муниципального образования «Город Краснотурьинск» от /ДД.ММ.ГГГГ/ № несовершеннолетний Ушенин А.С. определен в школу - интернат г. Краснотурьинска с содержанием за счет средств государства, а также за последним сохранено право пользования жилой площадью по адресу: <адрес>
Приказом директора ГОУ НПО «Краснотурьинский профессиональный лицей» от /ДД.ММ.ГГГГ/ №а « О зачислении в отделение «Лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Ушенин А.С. был принят с /ДД.ММ.ГГГГ/ на отделение «<данные изъяты>» на основании Приказа МО и ПО «О зачислении детей-сирот в Краснотурьинский профессиональный лицей, отделение «Лечебной педагогики и дифференцированного обучения» от /ДД.ММ.ГГГГ/ №-С.
Приказом ГОУ НПО «Краснотурьинский профессиональный лицей» от /ДД.ММ.ГГГГ/ №-вк Ушенин А.C. был зачислен в сферу дополнительного образования в группу № «<данные изъяты>».
В судебном заседании истец пояснил, что жилье, расположенное по адресу: г. <адрес>, которое было за ним оставлено с правом пользования в /ДД.ММ.ГГГГ/ году было признано непригодным, а в настоящее время - отсутствует в связи со сносом.
Данное утверждение Ушенина А.С. подтверждается Актом об отнесении жилого дома (жилого помещения) к категории непригодного для проживания № от /ДД.ММ.ГГГГ/, из которого усматривается, что Комиссия, созданная в соответствии с распоряжением Правительства Свердловской области от 17.11.2005 № 1587-рп «О межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания на территории Муниципального образования «город Краснотурьинск» в Свердловской области» произвела по заявлению Главы администрации <адрес> городского округа Краснотурьинск ФИО3 обследование жилого здания дома №, расположенного по адресу: <адрес>, с целью определения его технического состояния, установив, что данное жилье имеет износ строения 73 % и является непригодным для проживания.
Вместе с тем, данным актом не разрешен вопрос о месте проживания Ушенина А.С..
Суд полагает, что данный вопрос в отношении несовершеннолетнего Ушенина А.С. не был разрешен на том основании, что Ушенин А.С. на момент обследования данного дома, находился на государственном содержании по Постановлению главы Муниципального образования «Город Краснотурьинск» от /ДД.ММ.ГГГГ/ №.
Факт отсутствия жилья закрепленного за Ушениным А.С. с правом пользования также подтверждаются: Актом обследования жилищных условий от /ДД.ММ.ГГГГ/, из которого следует, что фактически жилье, расположенное по адресу: <адрес> закрепленное за Ушениным А.С. и его сестрой ФИО4 не существует в виду его сноса в /ДД.ММ.ГГГГ/ году; информационными письмами от /ДД.ММ.ГГГГ/, от /ДД.ММ.ГГГГ/, от /ДД.ММ.ГГГГ/; пунктом 18 Единого списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по городскому округу Краснотурьинск.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о фактическом отсутствии у истца жилого помещения для проживания на момент выпуска из ГОУ НПО «Краснотурьинский профессиональный лицей».
Как установлено, в настоящее время Ушенин А.С. проживает в городе Краснотурьинске без регистрации по месту жительства, поскольку отсутствует жилое помещение, в котором он мог бы быть зарегистрирован. В период обучения в лицее Ушенин А.С. был зарегистрирован в общежитии лицея.
В соответствии с п. 1 ст. 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В статье 26 Областного закона Свердловской области от 23.10.1995 г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (в ред. от 27.12.04 № 211-ОЗ) также гарантировано право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в детские организации, к родственникам, опекунам (попечителям), на сохранение права на жилую площадь, на которой они проживали ране, а при отсутствии такого права – на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Согласно ч.ч.3, 5 и 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 6 Областного Закона от 20 февраля 2006 года № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» регламентирован порядок подачи заявлений о принятии на учет и направления иных документов, являющихся основанием для принятия граждан на учет.
Частью 1 данной нормы права предусмотрено, что заявления о принятии на учет подаются, а иные документы, являющиеся основаниями для принятия граждан на учет, направляются в областные исполнительные органы государственной власти Свердловской области или территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области, к полномочиям которых в соответствии с нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Губернатором Свердловской области или Правительством Свердловской области, отнесено рассмотрение документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет.
Однако, исходя из положений ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является орган местного самоуправления, обязанный в том числе осуществлять постановку на учет в качестве нуждающихся всех категорий граждан, указанных в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (малоимущие и иные, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях), до создания органов, указанных в ч. 1 ст. 6 Областного закона № 3-ОЗ.
Как установлено в судебном заседании, истец впервые обратился с заявлением о постановке его на учет, в связи с его отсутствием (сносом) /ДД.ММ.ГГГГ/, закрепленной за ним квартиры № жилого дома № по ул. <адрес>, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Однако, лишь /ДД.ММ.ГГГГ/ Главой городского округа Краснотурьинск было принято Постановление № «О принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданина Российской Федерации Ушенина А.С., относящегося к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей», которым истец принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
В результате чего, именно с этой даты Ушенин А.С. был включен в Единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по городскому округу Краснотурьинск на /ДД.ММ.ГГГГ/ в нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Областного закона от 20 февраля 2006 года № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования», Областного закона от 27 апреля 2007 года № 40-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области», согласно ст. 4 которого рассмотрение документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет, должно быть завершено не позднее чем в тридцатидневный срок со дня получения этих документов.
Указанные обстоятельства являются основанием для удовлетворения искового требования прокурора в интересах Ушенина А.С. об обязывании Администрации г.о Краснотурьинск изменить дату постановки Ушенина А.С. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения с /ДД.ММ.ГГГГ/ на /ДД.ММ.ГГГГ/, поскольку в учетном деле Ушенина А.С. имеются все необходимые документы для принятия местным органом самоуправления решения по заявлению истца с даты подачи заявления – /ДД.ММ.ГГГГ/.
Суду представителем ответчика не представлено доказательств уважительности причин рассмотрения заявления Ушенина А.С. в течение 10 месяцев.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными прокурором города Краснотурьинска письменными доказательствами, истец Ушенин А.С. относится к категории лиц, имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ, согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 которого, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов РФ и относится к расходным обязательствам субъектов РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Порядок предоставления жилых помещений определен Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 № 646- ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета».
Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п. 8).
В соответствии с указанным Постановлением обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета (п. 2). Согласно п. 3 данного постановления и Постановления Правительства Свердловской области от 13.11.2009 года №1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот с 2010 года и последующие годы является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Согласно п.5 Постановления Правительства Свердловской области от 20.04.2010 № 646- ПП средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
Как усматривается из Единого списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по ГО Краснотурьинск, в списке состоят лица данной категории с 1995 года, 1999 года, с 2007 года. Следовательно, по настоящее время не выделялись средства на приобретение жилых помещений на территории города Краснотурьинска для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии со ст.56 Гражданского кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, сведения, представленные в письменном отзыве представителем Министерства строительства и архитектуры Свердловской области о том, что на данный момент СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» заключены государственные контракты на строительство жилых помещений для детей - сирот в г. Краснотурьинске, Министерством строительства и архитектуры Свердловской области готовится к изданию приказ о распределении жилых помещений для обеспечения детей - сирот в г. Краснотурьинске по согласованию с администрацией городского округа Краснотурьинск и в пределах выделенных Правительством Свердловской области денежных средств, не подтверждены представителем администрации ГО Краснотурьинск. При этом представителем Министерства строительства и архитектуры Свердловской области Пономаревой С.А. не представлены суду ни копии контрактов на строительство жилых помещений для детей - сирот в г. Краснотурьинске, ни проекта приказа о распределении жилых помещений для обеспечения детей - сирот в г. Краснотурьинске.
Ответчиками суду не представлено и доказательств уважительности причин неисполнения требований закона об обеспечении Ушенина А.С., относящегося к категории лиц, имеющих право на дополнительные социальные гарантии вне очереди жилым помещением на протяжении более года после окончания ГОУ НПО «Краснотурьинский профессиональный лицей» и подачи им соответствующего заявления в орган местного самоуправления, в связи с чем, доводы представителей Правительства Свердловской области и Министерства строительства и архитектуры Свердловской области о необоснованности, предъявленных к ним исковых требований прокурором города Краснотурьинска в интересах Ушенина А.С., являются не состоятельными.
Исковые же требования прокурора города Краснотурьинска в защиту жилищных прав Ушенина А.С. подлежат удовлетворению, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
С учетом длительности нарушения жилищных прав истца, отсутствия доказательств принятия конкретных мер для обеспечения истца жильем на момент рассмотрения данного гражданского дела, суд считает возможным согласиться с требованием прокурора и в части установления срока для исполнения обязанности по приобретению жилого помещения для Ушенина А.С. в срок до /ДД.ММ.ГГГГ/.
В соответствии с постановлением администрации городского округа Краснотурьинск № от /ДД.ММ.ГГГГ/ «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения в городском округе Краснотурьинск» для расчета гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, субсидий на строительство или приобретение жилья применять социальную норму 18 (восемнадцать) квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 (сорок два) квадратных метра общей площади на семью из двух человек, 33 (тридцать три) квадратных метра общей площади на одиноко проживающего человека.
Ответчик Правительство Свердловской области подлежит освобождению от гражданско-правовой ответственности по иску в связи с отказом прокурора города Краснотурьинска от исковых требования в части взыскания в пользу Ушенина А.С. денежного эквивалента стоимости квартиры.
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск прокурора города Краснотурьинска в интересах Ушенина А.С. к Правительству Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Муниципальному образованию «Городской округ Краснотурьинск» об изменении даты постановки на учет, возложении обязанности по предоставлению жилья - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Городской округ Краснотурьинск» изменить дату постановки Ушенина А.С. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с /ДД.ММ.ГГГГ/ на /ДД.ММ.ГГГГ/, внеся соответствующие изменения в Единый список детей-сирот и детей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по городскому округу Краснотурьинск.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств субъекта Российской Федерации – Свердловской области жилое помещение в городе Краснотурьинске Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления МО Краснотурьинск, соответствующее санитарно-техническим требованиям, для Ушенина А.С., с последующей передачей приобретенного жилья в собственность Муниципального образования «Городской округ Краснотурьинск» в срок до /ДД.ММ.ГГГГ/.
Обязать Муниципальное образование «Городской округ Краснотурьинск» предоставить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение общей площадью не ниже установленных в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» социальных норм, соответствующее санитарно-техническим требованиям, Ушенину А.С. по договору социального найма.
Ответчика Правительство Свердловской области освободить от гражданско-правовой ответственности по иску.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Краснотурьинский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 11 января 2011 года.
Председательствующий: судья Радикевич З.М.