Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 декабря 2010 года г.Краснотурьинск.
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Арефьевой Л.А.,
с участием помощника прокурора города Краснотурьинска Дранициной В.В.,
истца Широкова А.С.,
представителя ответчика: Муниципального образования Городской округ Краснотурьинск Уткиной Л.А., действующей на основании доверенности № от /ДД.ММ.ГГГГ/,
при секретаре Барановой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Краснотурьинска в интересах Широкова А.С. к Правительству Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Муниципальному образованию «Городской округ Краснотурьинск» о признании незаконным Постановления Главы городского округа Краснотурьинск в части указания даты постановки на учет, о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Краснотурьинска обратился в суд с иском в интересах Широкова А.С., /ДД.ММ.ГГГГ/ года рождения, имеющего статус сироты и дополнительные гарантии по социальной защите, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к Муниципальному образованию «Городской округ Краснотурьинск» о признании незаконным Постановления Главы городского округа Краснотурьинск № от /ДД.ММ.ГГГГ/ в части постановки его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, возложении обязанности на Правительство Свердловской области выделить Министерству строительства и архитектуры Свердловской области денежные средства из бюджета области на приобретение для Широкова А.С. жилого помещения в порядке обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере равном стоимости жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м., о возложении на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанности приобрести для Широкова А.С. и распределить ему жилое помещение жилой площадью не ниже установленных в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» социальных норм, т.е. не менее 33 кв.м., а также безвозмездно передать приобретенное для Широкова А.С. жилое помещение в собственность муниципального образования «Городской округ Краснотурьинск» в срок до /ДД.ММ.ГГГГ/, о возложении обязанности на муниципальное образование «Городской округ Краснотурьинск» предоставить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение общей площадью не ниже установленных в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» социальных норм, т.е. не менее 33 кв.м. Широкову А.С. по договору социального найма.
При неисполнении Министерством строительства и архитектуры Свердловской области своих обязанностей по приобретению, распределению и передаче муниципальному образованию «Городской округ Краснотурьинск» жилого помещения для Широкова А.С. в срок до /ДД.ММ.ГГГГ/ прокурор города Краснотурьинска просит суд взыскать с Правительства Свердловской области за счет средств областного бюджета в пользу Широкова А.С. денежный эквивалент стоимости жилого помещения общей площадью не ниже установленных в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» социальных норм, т.е. не менее 33 кв.м., на /ДД.ММ.ГГГГ/.
Помощник прокурора города Краснотурьинска Драницина В.В. в судебном заседании исковые требования прокурора уточнила, просит указать срок исполнения Правительством Свердловской области решения суда в части выделения Министерству строительства и архитектуры Свердловской области денежных средств из бюджета области на приобретение для Широкова А.С. жилого помещения – до /ДД.ММ.ГГГГ/ и прекратить производство по делу в части заявленных требований о взыскании с Правительства Свердловской области за счет средств областного бюджета в пользу Широкова А.С. денежного эквивалента стоимости жилого помещения общей площадью не ниже установленных в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» социальных норм, т.е. не менее 33 кв.м., на /ДД.ММ.ГГГГ/. В указанной части судом, с учетом мнения сторон, гражданское дело прекращено в связи с отказом от иска.
В остальной части помощник прокурора Драницина В.В. иск поддержала, в обоснование которого пояснила, что постановлением Главы администрации г. Краснотурьинска от /ДД.ММ.ГГГГ/ № после смерти родителей Широков А.С. был определен на полное государственное обеспечение в школу-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где находился на полном государственном обеспечении в период с /ДД.ММ.ГГГГ/ по /ДД.ММ.ГГГГ/.
Данным постановлением за несовершеннолетним Широковым А.С. сохранено право пользования жилой площадью по адресу: <адрес>, которое по результатам технической инвентаризации постановлением Главы муниципального образования от /ДД.ММ.ГГГГ/ № признано непригодным для проживания.
/ДД.ММ.ГГГГ/ истец обратился в жилищный отдел Администрации ГО Краснотурьинск с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, однако на очередь Широков А.С. был поставлен лишь постановлением Главы ГО Краснотурьинск от /ДД.ММ.ГГГГ/ № (с изм. от /ДД.ММ.ГГГГ/ №) с /ДД.ММ.ГГГГ/, при этом Широков А.С. отнесен к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку в нарушение требований Областного закона от 20,02.2006 N 3-ОЗ "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования" истец был поставлен на учет по истечении более, чем года после подачи соответствующего заявления, обжалуемое постановление Главы ГО Краснотурьинск от /ДД.ММ.ГГГГ/ № является незаконным и подлежащим отмене в части даты постановки Широкова А.С. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.
До настоящего времени Широкову А.С., который не имеет жилья, в нарушение требований Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона РФ «0 дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областного закона Свердловской области «О защите прав ребенка» жилое помещение ответчиками на условиях социального найма не предоставлено. В связи с чем, Драницина В.В. просит суд удовлетворить иск прокурора в полном объеме.
Истец Широков А.С. исковые требования в судебном заседании поддержал, просит суд обязать ответчиков обеспечить его жильем, поскольку после выпуска из школы-интерната /ДД.ММ.ГГГГ/ года он проживает в общежитии по <адрес> на основании срочного договора найма и в любой момент может оказаться без крыши над головой. Указанное обстоятельство лишает его возможности создать семью и жить полноценной жизнью.
Представитель Администрации МО ГО Краснотурьинск Уткина Л.А. исковые требования прокурора в интересах Широкова А.С. признала, подтвердив, что истец на учет, как нуждающийся в жилье был поставлен с /ДД.ММ.ГГГГ/ по Постановлению главы городского округа Краснотурьинск № от /ДД.ММ.ГГГГ/ лишь после окончания всей процедуры признания непригодным для проживания жилого дома № по ул.<адрес>, в котором было закреплено за Широковым А.С. жилье, а позже, зарегистрировано право собственности. Кроме того, Уткина Л.А. пояснила, что при передаче Министерством архитектуры и строительства Свердловской области муниципалитету жилого помещения, приобретенного для истца, с Широковым А.С. после регистрации права собственности за Муниципальным образованием будет немедленно заключен договор социального найма.
Представитель Правительства Свердловской области Тертышный А.Н., действующий по доверенности от /ДД.ММ.ГГГГ/, в судебное заседание не явился, обратившись с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, с учетом мнения участников судебного процесса, судом определено рассмотреть иск прокурора в интересах Широкова А.С. в отсутствие представителя Правительства Свердловской области.
В письменном отзыве на рассматриваемый иск Тертышный А.Н. указал, что в целях обеспечения в /ДД.ММ.ГГГГ/ году жильем детей, оставшихся без попечения родителей, принято и действует постановление Правительства Свердловской области от 02.03,2009 № 219-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2009 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений, осуществляется органами местного самоуправления. Данные жилые помещения строятся за счет средств бюджета Свердловской области и безвозмездно передаются в собственность органов местного самоуправления.
Расходные обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, субъектом Российской Федерации – Свердловской областью выполняются, а обязательств по предоставлению жилых помещений за субъектами Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем, Свердловская область не имеет жилищного фонда социального использования и уполномоченных органов, которые бы занимались постановкой на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений граждан и не обладает возможностью предоставления жилых помещений. С учетом вышеизложенного, по мнению представителя Правительства Свердловской области Тертышного А.Н., требования прокурора города Краснотурьинска в интересах Широкова А.С. к Правительству Свердловской области предъявлены необоснованно.
Представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области Пономарева С.А., действующая по доверенности от /ДД.ММ.ГГГГ/, в судебное заседание также не явилась, направив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем судом с учетом мнения сторон, присутствующих в судебном заседании, определено рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства строительства и архитектуры с учетом доводов, изложенных в письменном отзыве на иск прокурора.
Из отзыва Пономаревой С.А. на иск прокурора усматривается, что в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области с 2010 года Министерство строительства и архитектуры является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей - сирот жилыми помещениями. Согласно закону об Областном бюджете на текущий год на приобретение жилья для детей-сирот выделено 381 894 тыс. руб., из них 40 024 тыс. руб. из федерального бюджета.
На сегодняшний день постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 № 646-ПП утвержден порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному постановлению, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей - сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей - сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и соответствии с бюджетной, росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей - сирот, нуждающихся в жилье, в 2010 году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям - сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади, После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.
В связи с вышеизложенным, иск, предъявленный к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области не подлежит удовлетворению, так как обеспечение жильем Широкова А.С., при; условии постановки его на учет в администрации муниципального образования будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующий законодательством.
Заслушав участников судебного процесса, исследовав письменные материалы данного гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Главы администрации города Краснотурьинска от /ДД.ММ.ГГГГ/ № Широков А.С., /ДД.ММ.ГГГГ/ года рождения, вместе с братом ФИО2, /ДД.ММ.ГГГГ/ года рождения, определен на полное государственное обеспечение в школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку /ДД.ММ.ГГГГ/ умер его отец – ФИО1, а /ДД.ММ.ГГГГ/ умерла его мать – ФИО6, что подтверждается свидетельствами о их смерти: № от /ДД.ММ.ГГГГ/ и № от /ДД.ММ.ГГГГ/, копии которых приобщены к материалам данного гражданского дела.
Указанным постановлением за Широковым А.С. и ФИО2 сохранено право пользования жилой площадью по адресу: <адрес>.
/ДД.ММ.ГГГГ/ после смерти матери – ФИО6 истец Широков А.С. и его брат ФИО2 получили свидетельства о государственной регистрации права на 1/2 долю каждый в праве собственности на жилой дом индивидуального типа с хозяйственными постройками, расположенный по адресу: <адрес>.
Приказом № от /ДД.ММ.ГГГГ/ директора ГОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <данные изъяты> в связи с достижением 18-летия Широков А.С. снят с государственного обеспечения.
В судебном заседании истец пояснил, что после выпуска из школы-интерната он был вынужден проживать в съемных квартирах вместе с братом до предоставления ему комнаты в общежитии, поскольку в /ДД.ММ.ГГГГ/ году в доме родителей произошел пожар, кроме того дом не был пригоден для проживания из-за его ветхости, а они с братом не имели возможности его отремонтировать.
Данные утверждения Широкова А.С. подтверждаются Сообщением начальника Краснотурьинского отдела Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по СО ФИО5 от /ДД.ММ.ГГГГ/ на имя заведующей жилищным отделом администрации ГО Краснотурьинск ФИО3 и Актом обследования жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> от /ДД.ММ.ГГГГ/, проводимого специалистами Краснотурьинского филиала Специализированного областного государственного унитарного предприятия «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области. Согласно данному Акту жилой дом № по ул.<адрес> в <адрес>, поврежден в результате ненадлежащей эксплуатации: сгнил фундамент, в цоколе обнаружены глубокие трещины, выкрашивание, бревенчатые стены перекошены, имеют следы гнили, сырости и промерзания, перегородки внутри дома полностью разрушены, частично отсутствует кровля крыши, разрушены конструкции чердачного перекрытия, полы сильно просели, сгнили, местами полностью отсутствуют, как и внутренняя отделка стен и отопление.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о фактическом отсутствии у истца жилого помещения для проживания на момент выпуска из школы-интерната и подачи соответствующего заявления в администрацию ГО Краснотурьинск о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье – /ДД.ММ.ГГГГ/.
В соответствии с п. 1 ст. 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В ст. 26 Областного закона Свердловской области «О защите прав ребенка» от 23.10.1995г. (в ред. от 27.12.04 № 211-03) также гарантировано право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в детские организации, к родственникам, опекунам (попечителям), на сохранение права на жилую площадь, на которой они проживали ране, а при отсутствии такого права – на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Согласно ч.ч.3, 5 и 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 6 Областного закона от 20 февраля 2006 года N 3-ОЗ "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования" регламентирован порядок подачи заявлений о принятии на учет и направления иных документов, являющихся основанием для принятия граждан на учет.
Частью 1 данной нормы права предусмотрено, что заявления о принятии на учет подаются, а иные документы, являющиеся основаниями для принятия граждан на учет, направляются в областные исполнительные органы государственной власти Свердловской области или территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области, к полномочиям которых в соответствии с нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Губернатором Свердловской области или Правительством Свердловской области, отнесено рассмотрение документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет.
Однако, исходя из положений ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является орган местного самоуправления, обязанный в том числе осуществлять постановку на учет в качестве нуждающихся всех категорий граждан, указанных в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (малоимущие и иные, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях), до создания органов, указанных в ч. 1 ст. 6 Областного закона N 3-ОЗ.
Как установлено в судебном заседании, истец впервые обратился с заявлением о постановке его на учет, как нуждающегося в жилье в связи с непригодностью для проживания, находящегося в его собственности жилого дома № по ул.<адрес>, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «0 дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ, 03.06.2008,
Из Сообщения начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г.Краснотурьинск, г.Карпинск, г.Волчанск от /ДД.ММ.ГГГГ/ на имя заместителя Главы администрации ГО Краснотурьинск ФИО4 усматривается, что уже в /ДД.ММ.ГГГГ/ года решался вопрос о принятии решения по поводу пригодности для проживания дома№ по ул.<адрес>, собственниками которого являлись Широков А.С. и его брат ФИО2
Однако, лишь /ДД.ММ.ГГГГ/ Главой ГО Краснотурьинск было принято постановление № «О признании жилого дома № по улице <адрес> непригодным для проживания, а /ДД.ММ.ГГГГ/ – постановление № «О принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданина Российской Федерации Широкова А.С., относящегося к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В результате чего, именно с этой даты Широков А.С. и был включен в Единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по городскому округу Краснотурьинск на 01.01.2010 в нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Областного закона от 20 февраля 2006 года N 3-ОЗ "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования", Областного закона от 27 апреля 2007 года N 40-ОЗ "О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области", согласно ст.4 которого рассмотрение документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет, должно быть завершено не позднее чем в тридцатидневный срок со дня получения этих документов.
Указанные обстоятельства являются основанием для удовлетворения требования прокурора в интересах Широкова А.С. о признании незаконным Постановления Главы городского округа Краснотурьинск от /ДД.ММ.ГГГГ/ № с изменениями, внесенными Постановлением Главы городского округа Краснотурьинск № от /ДД.ММ.ГГГГ/ в части постановки истца на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения с даты вынесения обжалуемого Постановления. Поскольку в учетном деле Широкова А.С. имеются все необходимые документы для принятия местным органом самоуправления решения по заявлению истца о принятии его на учет, как сироты, не имеющего пригодного для проживания жилья, датой постановки его на учет является дата подачи указанного заявления – /ДД.ММ.ГГГГ/. Суду представителем ответчика не представлено доказательств уважительности причин рассмотрения заявления Широкова А.С. в течение 1 года 3 месяцев.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными прокурором города Краснотурьинска письменными доказательствами, истец Широков А.С. относится к категории лиц, имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «0 дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ, согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 которого, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов РФ и относится к расходным обязательствам субъектов РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Порядок предоставления жилых помещений определен Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 № 646- ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета».
Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п. 8).
В соответствии с указанным Постановлением обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета (п. 2). Согласно п. 3 данного постановления и Постановления Правительства Свердловской области №1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот с 2010 года и последующие годы является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Согласно п.5 Постановления Правительства Свердловской области от 20.04.2010 № 646- ПП средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
Как усматривается из справки заведующей жилищным отделом администрации городского округа Краснотурьинск от /ДД.ММ.ГГГГ/, с /ДД.ММ.ГГГГ/ года по настоящее время Правительством Свердловской области не выделялись средства на приобретение жилых помещений на территории города Краснотурьинска для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Данные сведения подтверждаются и Единым списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по ГО Краснотурьинск, по состоянию как на /ДД.ММ.ГГГГ/, так и на /ДД.ММ.ГГГГ/. В указанных списках учтены лица данной категории с /ДД.ММ.ГГГГ/.
В соответствии со ст.56 Гражданского кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, сведения, представленные в письменном отзыве представителем Министерства строительства и архитектуры Свердловской области о том, что на данный момент СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» заключены государственные контракты на строительство жилых помещений для детей - сирот в г. Краснотурьинске, Министерством строительства и архитектуры <адрес> готовится к изданию приказ о распределении жилых помещений для обеспечения детей - сирот в г. Краснотурьинске по согласованию с администрацией городского округа Краснотурьинск и в пределах выделенных Правительством Свердловской области денежных средств, не подтверждены представителем администрации ГО Краснотурьинск. При этом представителем Министерства строительства и архитектуры Свердловской области Пономаревой С.А. не представлены суду ни копии контрактов на строительство жилых помещений для детей - сирот в г. Краснотурьинске, ни проекта приказа о распределении жилых помещений для обеспечения детей - сирот в г. Краснотурьинске.
Ответчиками суду не представлено и доказательств уважительности причин неисполнения требований закона об обеспечении Широкова А.С., относящегося к категории лиц, имеющих право на дополнительные социальные гарантии вне очереди жилым помещением на протяжении более двух лет после окончания школы-интерната и подачи им соответствующего заявления в орган местного самоуправления, в связи с чем, доводы представителей Правительства Свердловской области и Министерства строительства и архитектуры Свердловской области о необоснованности, предъявленных к ним исковых требований прокурором города Краснотурьинска в интересах Широкова А.С., являются не состоятельными.
Исковые же требования прокурора города Краснотурьинска в защиту жилищных прав Широкова А.С. подлежат удовлетворению, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
С учетом длительности нарушения жилищных прав истца, отсутствия доказательств принятия конкретных мер для обеспечения истца жильем на момент рассмотрения данного гражданского дела, суд считает возможным согласиться с требованием прокурора и в части установления срока для исполнения обязанностей по выделению денежных средств из областного бюджета Правительством Свердловской области на приобретение жилого помещения для Широкова А.С., по приобретению и распределению Широкову А.С. и передаче приобретенного жилья в собственность муниципального образования «Городской округ Краснотурьинск» Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в срок до /ДД.ММ.ГГГГ/.
Руководствуясь ст.ст. 257, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
иск прокурора города Краснотурьинска в интересах Широкова А.С. к Правительству Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Муниципальному образованию «Городской округ Краснотурьинск» о признании незаконным Постановления главы городского округа Краснотурьинск в части указания даты постановки на учет, о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Признать незаконным Постановление Главы городского округа Краснотурьинск № от /ДД.ММ.ГГГГ/ в части постановки Широкова А.С. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения,
включить Широкова А.С. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по ГО Краснотурьинск, с /ДД.ММ.ГГГГ/;
обязать Правительство Свердловской области выделить Министерству строительства и архитектуры Свердловской области денежные средства из бюджета области на приобретение для Широкова А.С. жилого помещения в порядке обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере равном стоимости жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м., до /ДД.ММ.ГГГГ/;
обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести для Широкова А.С. и распределить ему жилое помещение жилой площадью не ниже установленных в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» социальных норм, т.е. не менее 33 кв.м., а также безвозмездно передать приобретенное для Широкова А.С. жилое помещение в собственность муниципального образования «Городской округ Краснотурьинск» в срок до 01 июня 201 года;
обязать Муниципальное образование «Городской округ Краснотурьинск» предоставить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение общей площадью не ниже установленных в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» социальных норм, т.е. не менее 33 кв.м. Широкову А.С. по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Краснотурьинский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 декабря 2010 года.
Председательствующий: судья Л.А.Арефьева
Согласовано:Судья: Н.К. Трегуб