Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 декабря 2010 года г. Краснотурьинск
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Трегуб Н.К.,
с участием помощника прокурора г. Краснотурьинска Дранициной В.В.,
при секретаре Стариковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Краснотурьинска, действующего в интересах Ерановой Т.С., к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации городского округа «Краснотурьинск» об обязанности приобретения жилого помещения для сироты,
установил:
Прокурор г. Краснотурьинска, действующий в интересах Ерановой Т.С. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации городского округа «Краснотурьинск» (далее администрации ГО «Краснотурьинск») об обязанности приобретения жилого помещения для сироты, указав, что в соответствии с действующим жилищным законодательством и Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года, Ерановой Т.С., не имеющей жилья, не предоставлено жилое помещение на условиях социального найма.
В ходе рассмотрения дела прокурор г. Краснотурьинска уточнил исковые требования, просит привлечь к участию в деле Правительство Свердловской области, возложив на него обязанность по выделению денежных средств Министерству строительства и архитектуры Свердловской области для приобретения жилого помещения для Ерановой Т.С., а также обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в г Краснотурьинске Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления ГО «Краснотурьинск» для Ерановой Т.С., с учетом численного состава ее семьи из двух человек, с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа «Краснотурьинск», обязать администрацию ГО «Краснотурьинск» заключить с Ерановой Т.С. договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение.
Определением Краснотурьинского городского суда от /ДД.ММ.ГГГГ/ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Свердловской области.
/ДД.ММ.ГГГГ/ прокурор г. Краснотурьинска представил в суд ходатайство об отказе от исковых требований к Правительству Свердловской области о возложении обязанности по выделению денежных средств Министерству строительства и архитектуры Свердловской области для приобретения жилого помещения для Ерановой Т.С. и прекращения производства по делу в этой части.
В судебном заседании помощник прокурора г. Краснотурьинска Драницина В.В. и истец Еранова Т.С. поддержали вышеуказанное ходатайство прокурора г. Краснотурьинска.
Частичный отказ от исковых требований принят судом, определением Краснотурьинского городского суда /ДД.ММ.ГГГГ/ производство по делу в части исковых требований прокурора г. Краснотурьинска, действующего в интересах Ерановой Т.С., к Правительству Свердловской области прекращено.
В судебном заседании помощник прокурора г. Краснотурьинска Драницина В.В. поддержала уточненные исковые требования, в обоснование которых пояснила, что прокуратурой г. Краснотурьинска проведена проверка, в ходе которой установлено, что решением Краснотурьинского городского суда от суда от /ДД.ММ.ГГГГ/ мать Ерановой Т.С. была лишена родительских прав, отец у нее юридически отсутствует. В связи с этим Ерановой Т.С. был назначен опекун. В /ДД.ММ.ГГГГ/ году Еранова Т.С. поступила на обучение в ГОУ СО «Краснотурьинская школа-интернат для детей-сирот». По окончании данной школы-интерната она продолжила обучение в ГОУ НПО «Краснотурьинский профессиональный колледж», в период обучения которого проживала в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>. Жилое помещение за ней не закреплялось. /ДД.ММ.ГГГГ/ истец включена во внеочередной список на получение жилого помещения как ребенок-сирота. До настоящего времени в нарушение норм действующего законодательства, предусматривающего дополнительные гарантии детям-сиротам, жилое помещение по договору социального найма истцу Ерановой Т.С. не предоставлено. /ДД.ММ.ГГГГ/ у Ерановой Т.С. родился сын.
Она просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в г Краснотурьинске Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления ГО «Краснотурьинск» для Ерановой Т.С., с учетом проживания в нем двух человек, с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа «Краснотурьинск», обязать администрацию ГО «Краснотурьинск» заключить с Ерановой Т.С. договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение.
Истец Еранова Т.С. в судебном заседании поддержала уточненные требования прокурора г. Краснотурьинска и пояснила, что ранее она проживала с матерью в квартире по адресу: <адрес> которая принадлежит ее деду. В данной квартире зарегистрированы 11 человек: её дедушка, бабушка, тетя с ребенком, сестра с ребенком, два ее дяди и она с сыном. В администрацию г.Краснотурьинска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье она обратилась /ДД.ММ.ГГГГ/, /ДД.ММ.ГГГГ/ ее включили в очередь на получение жилья. С 15 лет она проживала в школе-интернате, поскольку ее мать лишена родительских прав. В настоящее время с администрацией ГО Краснотурьинск у нее заключен договор коммерческого найма жилого помещения, расположенного по <адрес>, на срок 5 лет. Иного жилья у нее не имеется. /ДД.ММ.ГГГГ/ у нее родился сын, отец у которого юридически отсутствует.
Представители ответчиков администрации ГО Краснотурьинск Уткина Л.А., действующая на основании доверенности от /ДД.ММ.ГГГГ/ №, Правительства Свердловской области Иванова Е.С., действующая на основании доверенности от /ДД.ММ.ГГГГ/, а также Министерства строительства и архитектуры Свердловской области Пономарева С.А., действующая на основании доверенности от /ДД.ММ.ГГГГ/ в судебное заседание не явились, направив в суд ходатайства с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Из письменного отзыва представителя администрации ГО Краснотурьинск Уткиной Л.А. следует, что она не возражает против удовлетворения исковых требований прокурора г. Краснотурьинска, поскольку согласно пунктов 2 и 3 порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 года № 646-ПП, предоставление жилых помещений гражданам указанной категории осуществляется за счет средств областного бюджета, при этом уполномоченным органом в части целевого расходования данных денежных средств указано на 2010 год Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Администрация ГО Краснотурьинск не возражает относительно предоставления жилого помещения Ерановой Т.С. по договору социального найма при условии, что Свердловская область в лице уполномоченного органа приобретет и безвозмездно передаст жилое помещение, распределенное Ерановой Т.С. в городской округ Краснотурьинск.
Из письменного отзыва представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области следует, что в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области с 2010 года Министерство строительства и архитектуры является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей - сирот жилыми помещениями. Согласно закону об Областном бюджете на текущий год на приобретение жилья для детей-сирот выделено 381 894 тыс. руб., из них 40 024 тыс. руб. из федерального бюджета. Кроме того, постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному постановлению, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей - сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей - сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и соответствии с бюджетной, росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей - сирот, нуждающихся в жилье, в 2010 году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям - сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. В связи с вышеизложенным, по мнению представителя ответчика, иск, предъявленный к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области не подлежит удовлетворению, так как обеспечение жильем Ерановой Т.С. при условии постановки ее на учет в Администрации муниципального образования будет произведено и без судебного решения.
Судом, с учетом мнения пом.прокурора г. Краснотурьинска Дранициной В.В. и истца Ерановой Т.С., определено рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.
Выслушав помощника прокурора г. Краснотурьинска Драницину В.В., истца Еранову Т.С., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Решением Краснотурьинского городского суда от /ДД.ММ.ГГГГ/ мать истца Ерановой Т.С. - ФИО4 лишена родительских прав в отношении нее, отец у Ерановой Т.С. юридически отсутствует.
Постановлением Главы администрации г. Краснотурьинска от /ДД.ММ.ГГГГ/ № бабушка истца - ФИО2 назначена опекуном Ерановой Т.С., которая в /ДД.ММ.ГГГГ/ году определена в школу-интернат на полное государственное обеспечение. Жилье и имущество, закрепляемое за несовершеннолетней, отсутствует.
В соответствии со справкой ГОУ НПО СО «Краснотурьинский профессиональный лицей» Еранова Т.С. окончила курс обучения в данном учреждении, ей присвоена квалификация по профессии «<данные изъяты>» <данные изъяты> разряда (л.д.18).
Согласно справке службы регистрации граждан ООО «КСК» Еранова Т.С. и ее несовершеннолетний сын ФИО1, /ДД.ММ.ГГГГ/ года рождения, зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.24), где помимо них зарегистрированы еще 9 человек (л.д.24). Установлено, что данное жилое помещение дед и бабушка Ерановой Т.С. с членами своей семьи занимают по договору социального найма.
Фактически Еранова Т.С. со своим сыном проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> входящим в состав жилищного фонда коммерческого использования городского округа «Краснотурьинск». Указанное жилое помещение предоставлено истцу и ее сыну на основании Постановления Главы администрации ГО «Краснотурьинск» от /ДД.ММ.ГГГГ/ № на срок 5 лет (л.д.20-21).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о фактическом отсутствии у истца жилого помещения для проживания на момент выпуска из ГОУ НПО «Краснотурьинский профессиональный лицей».
В соответствии с п. 1 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В статье 26 Областного закона Свердловской области от 23.10.1995 г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (в ред. от 27.12.04 № 211-ОЗ) также гарантировано право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в детские организации, к родственникам, опекунам (попечителям), на сохранение права на жилую площадь, на которой они проживали ране, а при отсутствии такого права – на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Согласно ч.ч.3, 5 и 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 6 Областного Закона от 20 февраля 2006 года № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» регламентирован порядок подачи заявлений о принятии на учет и направления иных документов, являющихся основанием для принятия граждан на учет.
Частью 1 данной нормы права предусмотрено, что заявления о принятии на учет подаются, а иные документы, являющиеся основаниями для принятия граждан на учет, направляются в областные исполнительные органы государственной власти Свердловской области или территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области, к полномочиям которых в соответствии с нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Губернатором Свердловской области или Правительством Свердловской области, отнесено рассмотрение документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет.
Однако, исходя из положений ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является орган местного самоуправления, обязанный в том числе осуществлять постановку на учет в качестве нуждающихся всех категорий граждан, указанных в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (малоимущие и иные, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях), до создания органов, указанных в ч. 1 ст. 6 Областного закона № 3-ОЗ.
/ДД.ММ.ГГГГ/ Еранова Т.С. обратилась с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в жилом помещении в связи с его отсутствием в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Постановлением Главы городского округа Краснотурьинск от /ДД.ММ.ГГГГ/ № «О принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении гражданки Российской Федерации Ерановой Т.С., относящейся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей», Еранова Т.С. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения (л.д.7), в результате чего Еранова Т.С. была включена в Единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по городскому округу Краснотурьинск.
В судебном заседании установлено, что истец Еранова Т.С. относится к категории лиц, имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Порядок предоставления жилых помещений определен Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 года № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета».
Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п. 8).
В соответствии с указанным Постановлением обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета (п. 2). Согласно п. 3 данного постановления и Постановления Правительства Свердловской области от 13.11.2009 года № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот с 2010 года и последующие годы является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Согласно п.5 Постановления Правительства Свердловской области от 20.04.2010 года № 646- ПП средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
Как усматривается из Единого списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по ГО Краснотурьинск (л.д.43-53), Еранова Т.С. в списке лиц данной категории состоит с /ДД.ММ.ГГГГ/.
Из справки, предоставленной заведующим жилищным отделом администрации ГО «Краснотурьинск» ФИО3, следует, что с /ДД.ММ.ГГГГ/ года по настоящее время средства на приобретение жилых помещений на территории города Краснотурьинска для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, не выделялись (л.д.42).
В соответствии со ст.56 Гражданского кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, сведения, представленные в письменном отзыве представителем Министерства строительства и архитектуры Свердловской области о том, что на данный момент СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» заключены государственные контракты на строительство жилых помещений для детей - сирот в г. Краснотурьинске, Министерством строительства и архитектуры Свердловской области готовится к изданию приказ о распределении жилых помещений для обеспечения детей - сирот в г. Краснотурьинске по согласованию с администрацией городского округа Краснотурьинск и в пределах выделенных Правительством Свердловской области денежных средств, не подтверждены представителем администрации ГО Краснотурьинск. При этом представителем Министерства строительства и архитектуры Свердловской области Пономаревой С.А. не представлены суду ни копии контрактов на строительство жилых помещений для детей - сирот в г. Краснотурьинске, ни проект приказа о распределении жилых помещений для обеспечения детей - сирот в г. Краснотурьинске.
Также ответчиками суду не представлено доказательств уважительности причин неисполнения требований закона об обеспечении Ерановой Т.С., относящегося к категории лиц, имеющих право на дополнительные социальные гарантии вне очереди жилым помещением на протяжении более года после окончания ГОУ НПО «Краснотурьинский профессиональный лицей» и подачи ею соответствующего заявления в орган местного самоуправления, в связи с чем доводы представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области о необоснованности заявленных к ним исковых требований прокурором города Краснотурьинска в интересах Ерановой Т.С. являются не состоятельными.
Исковые требования прокурора города Краснотурьинска в защиту жилищных прав Ерановой Т.С. подлежат удовлетворению, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Кроме того, учитывая, что у истца Ерановой Т.С. имеется несовершеннолетний сын ФИО1, /ДД.ММ.ГГГГ/ года рождения, отец у которого юридически отсутствует, а местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, на основании ч.2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации признается место жительства их законных представителей, исковые требования прокурора г. Краснотурьинска, действующего в интересах Ерановой Т.С., о предоставлении ей жилого помещения в г. Краснотурьинске Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления администрацией ГО «Краснотурьинск» с учетом численного состава ее семьи из двух человек также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск прокурора г. Краснотурьинска, действующего в интересах Ерановой Т.С., к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации городского округа «Краснотурьинск» об обязанности приобретения жилого помещения для сироты удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в г Краснотурьинске Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления администрацией ГО «Краснотурьинск» для Ерановой Т.С., с учетом численного состава ее семьи из двух человек, с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа «Краснотурьинск».
Обязать администрацию городского округа «Краснотурьинск» заключить с Ерановой Т.С. договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через суд г. Краснотурьинска.
Председательствующий: судья Трегуб Н.К.
Решение в окончательной форме изготовлено на компьютере 11 января 2011 года.
Согласовано:Судья: Н.К. Трегуб