№ 2-998/2010 Иск прокурора г. Краснотурьиинска, действующего в интересах Крупец Я.С. к ГБОУ СПО СО `Краснотурьинский колледж искусств` о признании действий по начислению заработной платы до установленного коэффициента МРОТ оставлено без удовлетворения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 ноября 2010 года                                                        г. Краснотурьинск

Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Трегуб Н.К.

с участием помощника прокурора г. Краснотурьинска Баженовой Ю.С.

при секретаре Стариковой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Краснотурьинска, действующего в интересах Крупец Я.С., к Государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования Свердловской области «Краснотурьинский колледж искусств» о признании действий по начислению заработной платы до установленного законом минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента несоответствующими требованиям законодательства, возложении обязанности по учету при исчислении минимального размера оплаты труда положений о районном коэффициенте, перерасчете заработной платы и взыскании недоначисленной заработной платы,

установил:

Крупец Я.С. работает в Государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования Свердловской области «Краснотурьинский колледж искусств» (далее ГБОУ СПО СО «Краснотурьинский колледж искусств») в должности <данные изъяты> разряду ЕТС с должностным окладом согласно трудовому договору в размере 1 088 рублей в месяц с /дата/.

Прокурор г. Краснотурьинска, действующий в интересах Крупец Я.С., обратился в суд с иском к ГБОУ СПО СО «Краснотурьинский колледж искусств» о признании действий по начислению заработной платы до установленного законом минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента не соответствующими требованиям законодательства, возложении на ответчика обязанности по учету при исчислении минимального размера оплаты труда положений о районном коэффициенте, перерасчете заработной платы и взыскании недоначисленной заработной платы, указав, что в нарушение норм действующего трудового законодательства размер заработной платы Крупец Я.С. за /дата/ года, /дата/ года с учетом полагающегося районного коэффициента составлял менее минимального размера оплаты труда, установленной в Российской Федерации с 01.01.2009, то есть менее 5196 р. (4330 р. + 20 %). Размер недоначисленной заработной платы в виде районного коэффициента, установленного в г.Краснотурьинске, за /дата/ года, /дата/ года составляет в общей сумме 8 611 р.52 к.

Он просит признать действия ответчика по начислению Крупец Я.С. заработной платы до установленного законом минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента несоответствующими требованиям законодательства, возложить на ответчика обязанность по учету при исчислении минимального размера оплаты труда положений о районном коэффициенте, обязать ответчика произвести Крупец Я.С. перерасчет заработной платы за период с /дата/ по /дата/ включительно и взыскать в ее пользу недоначисленную заработную плату в виде районного коэффициента, установленного в г.Краснотурьинске, за /дата/ года, /дата/ года     в общей сумме 8 611 р.52 к.

В судебном заседании помощник прокурора г. Краснотурьинска Баженова Ю.С. поддержала исковые требования прокурора г. Краснотурьинска, указав, что Крупец Я.С. состоит в трудовых отношениях с ГБОУ СПО СО «Краснотурьинский колледж искусств» с /дата/, работает в должности <данные изъяты>, ее оклад составлял 1 088 р. в месяц. При начислении заработной платы Крупец Я.С. работодателем нарушались нормы трудового законодательства, предусматривающие право работника на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Частью первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно Федеральному закону от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с /дата/ составляет 4 330 рублей.

В соответствии со ст.133 Трудового кодекса Российский Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В статьях 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что оплата труда работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере.

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 № 403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территориях, находящихся в административном подчинении Краснотурьинского горсоветов (включая города) составляет 1,20.

Таким образом, при выполнении работником норм рабочего времени и труда его заработная плата за месяц не может составлять менее 5 196 руб. (4 330 руб. + 20% районный коэффициент).

Однако при отработке часов в /дата/ года, /дата/ года и при отсутствии сведений о ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей Крупец Я.С. недоначислено до минимального размера оплаты труда: в /дата/ – 863 р. 16 к, /дата/ года – 864 р., /дата/ года – 63 р. 66 к., /дата/ года – 861 р. 48 к., /дата/ года – 864 р. 12 к., /дата/ года – 865 р. 06 к., /дата/ года – 864 р. 96 к., /дата/ года- 320 р. 64 к., /дата/ года – 865 р. 06 к., /дата/ года – 550 р. 92 к., /дата/ года – 763 р. 45 к., /дата/ года – 865 р. 31 к. Всего за указанные периоды Крупец Я.С. недоначислено 8 611 р. 52 к.

Крупец Я.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что с /дата/ по настоящее время она работает в ГБОУ СПО СО «Краснотурьинский колледж искусств» в должности дежурной общежития. Из средств массовой информации ей стало известно о том, что при начислении заработной платы необходимо применять районный коэффициент к минимальному размеру оплаты труда, установленному в Российской Федерации, в связи с чем она обратилась к прокурору г. Краснотурьинска. Размер ее заработной платы составляет 3 468 руб. С /дата/ работодателем ей выплачивается заработная плата в размере не ниже минимального размера оплаты труда (4330 руб.), но районный коэффициент, установленный по г.Краснотурьинску, к минимальному размеру оплаты труда работодатель не начислил и не выплатил. Она просит взыскать с ответчика в ее пользу за указанные выше периоды времени 8 611 руб. 52 коп.

Представитель ответчика Лапина О.М., действующая на основании доверенности от /дата/, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что при начислении заработной платы истцу Крупец Я.С. ГБОУ СПО СО «Краснотурьинский колледж искусств» соблюдались требования трудового законодательства, в частности ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации, и применялся районный коэффициент. К руководителю учебного учреждения уже имели место обращения работников с вопросом о том, что их заработная плата менее минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента, в связи с чем руководитель ГБОУ СПО СО «Краснотурьинский колледж искусств», финансируемого из бюджета Свердловской области, обращался с запросом в Министерство по культуре и туризму Свердловской области, где было рекомендовано обратиться к Определению Конституционного суд Российской Федерации от 01.10.2009 № 1160-О-О. Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в указанном Определении, минимальный размер оплаты труда - это заработная плата, понятие минимального размера оплаты труда действующим законодательством отменено. Так как институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума, при изменении правового регулирования, касающегося минимального размера оплаты труда, был предусмотрен правовой механизм, не допускающий снижения размеров оплаты труда. Иные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в частности обязанность работодателя осуществлять в повышенном размере оплату труда, производимого в особых условиях (статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации), были сохранены в неизменном виде. Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Ввиду того, что заработная плата работнику выплачивалась не менее предусмотренного законом минимального размера оплаты труда, то есть не менее 4330 руб., установленного по Российской Федерации, она просит в удовлетворен заявленных требований прокурора отказать.

Выслушав пояснения помощника прокурора г. Краснотурьинска, сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из копии трудового договора, заключенного между МОУ СПО «Краснотурьинское училище искусств», переименованного в /дата/ году в ГБОУ СПО СО «Краснотурьинский колледж искусств», и Крупец Я.С. от /дата/, следует, что последняя поступила на работу в названное учреждение на должность <данные изъяты> разряду ЕТС с должностным окладом в размере 1 088 руб. в месяц (л.д.36). В дальнейшем должностной оклад работника повышался.

Из представленной на обозрение суда трудовой книжки истца видно, что с /дата/ истец работает в качестве <данные изъяты> в ГБОУ СПО СО «Краснотурьинский колледж искусств».

По смыслу ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работника - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии со ст.133 Трудового кодекса Российский Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно Федеральному закону от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с. 01.01.2009 составляет 4 330 рублей.

Кроме того, п. 4 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 № 403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» установлено, что районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений расположенных на территориях, находящихся в административном подчинении Краснотурьинского горсоветов (включая города), составляет 1,20.

Следовательно, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Из копий расчетных листков, имеющихся в материалах дела (л.д.7-8), а также выписок из лицевого счета истца (л.д.38-39) за оспариваемые периоды следует, что размер начисленной заработной платы Крупец Я.С. за фактически отработанное время составлял более минимального размера оплаты труда, установленного с /дата/, то есть более 4 330 рублей.

Из названных документов видно, что районный коэффициент насчитывался на все составные части заработной платы данного работника.

Коллективный договор ГБОУ СО «Краснотурьинский колледж искусств», действовавший в оспариваемые периоды, не предусматривал начисления районного коэффициента к минимальному размеру оплаты труда, установленному с /дата/ в Российской Федерации (л.д.54-86).

Таким образом, исследовав в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нарушений трудовых прав Крупец Я.С. при выплате ей заработной платы за указанный период ответчиком не допущено, в связи с чем заявленные требования прокурора г. Краснотурьинска к Государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования Свердловской области «Краснотурьинский колледж искусств» являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 129, 133 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Краснотурьинска, действующего в интересах Крупец Я.С., к Государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования Свердловской области «Краснотурьинский колледж искусств» о признании действий по начислению заработной платы до установленного законом минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента несоответствующими требованиям законодательства, возложении обязанности по учету при исчислении минимального размера оплаты труда положений о районном коэффициенте, перерасчете заработной платы и взыскании недоначисленной заработной платы отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского облсуда в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Краснотурьинский городской суд Свердловской области.

Председательствующий: судья Трегуб Н.К.

Решение в окончательной форме изготовлено на компьютере 22 ноября 2010 года.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда 03 февраля 2011 года решение Краснотурьинского городского суда от 16 ноября 2011 года оставлено без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Судья:                                                       Н.К. Трегуб