РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 марта 2011 годаг. Краснотурьинск
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Трегуб Н.К.
при секретаре Стариковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурораг. Краснотурьинска, действующего в интересах Кондратова И.В. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации городского округа Краснотурьинск об обязанности приобретения жилого помещения для сироты,
установил:
Прокурор г. Краснотурьинска, действующий в интересах Кондратова И.В., обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации городского округа Краснотурьинск (далее - администрации ГО Краснотурьинск) о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, указав, что в соответствии с действующим жилищным законодательством и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года, Кондратову И.В., не имеющему жилья, не предоставлено жилое помещение на условиях социального найма.
Прокурор г. Краснотурьинска просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести жилое помещение для Кондратова И.В. не менее установленной нормы, распределить данное жилое помещение Кондратову И.В., передать его безвозмездно в собственность ГО Краснотурьинск и обязать администрацию ГО Краснотурьинск предоставить указанное жилое помещение Кондратову И.В. по договору социального найма.
Определением Краснотурьинского городского суда от <дата обезличена> к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства»).
В судебном заседании помощник прокурора г.Краснотурьинска Транзалов А.А. поддержал заявленные требования в полном объеме, по существу пояснив, что в ходе проведения проверки соблюдения жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Кондратов И.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать – <ФИО>1 <дата обезличена> была объявлена умершей, отец – <ФИО>2 – <дата обезличена> признан безвестно отсутствующим. Приказом <адрес обезличен> от <дата обезличена> года № над Кондратовым И.В. установлена опека, обязанности опекуна возложены на <ФИО>3 постановлением Главы ГО Краснотурьинск от <дата обезличена> № назначено денежное пособие на содержание Кондратова И.В. как лица, оставшегося без попечения родителей, постановлением Главы ГО Краснотурьинск от <дата обезличена> № Кондратов И.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, при этом Кондратов И.В. отнесен к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, учитывая, что Кондратов И.В. относится к категории дети, оставшиеся без попечения родителей, в <дата обезличена> году достиг восемнадцатилетнего возраста, закрепленного за ним жилого помещения не имеет, он обладает правом на получение жилья по договору социального найма.
Истец Кондратов И.В. в судебном заседании поддержал требования прокурора, пояснив, что он родился в <адрес обезличен>, с <дата обезличена> года проживает в <адрес обезличен>, в <дата обезличена> года получил Российское гражданство. Поскольку он является сиротой, его опекуном была назначена бабушка – <ФИО>3, собственного жилья он не имеет.
Представитель ответчика администрации ГО Краснотурьинск Малышева Е.А., действующая на основании доверенности от <дата обезличена> №, а также представитель третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» Пискунова А.А., действующая на основании доверенности от <дата обезличена> №, в судебное заседание не явились, направив письменный отзыв на исковое заявление и ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Также в судебное заседание не явился представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, о месте и времени его рассмотрения извещен надлежащим образом, ходатайств об его отложении либо о рассмотрении дела в отсутствие представителя в суд не поступало.
Из письменного отзыва представителя администрации ГО Краснотурьинск Малышевой Е.А. следует, что она не возражает против удовлетворения исковых требований прокурора г. Краснотурьинска, поскольку согласно Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП, предоставление жилых помещений гражданам указанной категории осуществляется за счет средств областного бюджета. При этом уполномоченным органом в части целевого расходования данных денежных средств является Правительство Свердловской области в лице получателя средств областного бюджета – СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Администрация ГО Краснотурьинск не возражает относительно предоставления жилого помещения Кондратову И.В. по договору социального найма при условии, что Свердловская область в лице уполномоченного органа приобретет и безвозмездно передаст жилое помещение, распределенное Кондратову И.В., городскому округу Краснотурьинск.
Из письменного отзыва представителя СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» следует, что в целях реализации меры социальной поддержки детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установленной ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП утвержден «Порядок обеспечения в 2011- 2015 годах жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее - «Порядок»), согласно которому Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (п. 2 и 3 Порядка). Денежные средства согласно п. 5 Постановления средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. В соответствии с ФЗ от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» размещает государственный заказ и заключает государственные контракты на. строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области. Однако, по настоящее время для реализации в МО «ГО Краснотурьинск» программы обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» не были выделены средства областного бюджета для строительства (приобретения) жилья для указанной категории граждан МО «ГО Краснотурьинск». Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП, не предусматривает обеспечения жильем детей-сирот по решениям судов. Предоставление жилья детям-сиротам по решениям судов за счет средств, предусмотренных на обеспечение жильем детей - сирот в общем порядке, нарушает права детей-сирот, не обращавшихся в суд, и ставит под угрозу исполнение выше указанного Порядка.
Судом, с учетом мнения истца Кондратова И.В., помощника прокурораг.Краснотурьинск Транзалова А.А., определено рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.
Выслушав истца Кондратова И.В., помощника прокурора г. Краснотурьинска Транзалова А.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от <дата обезличена> мать Кондратова И.В. – <ФИО>1 объявлена умершей (л.д.17-18).
Отец истца – <ФИО>2 решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от <дата обезличена> признан безвестно отсутствующим (л.д.19).
Приказом <адрес обезличен> от<дата обезличена> № над Кондратовым И.В. установлена опека, обязанности опекуна возложены на <ФИО>3 (л.д.12).
Согласно сообщению Краснотурьинского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области (л.д.15), в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует запись о правах Кондратова И.В. на такое имущество.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о фактическом отсутствии у истца жилого помещения для проживания.
В соответствии с п. 1 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В статье 26 Областного закона Свердловской области от 23.10.1995 г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (в ред. от 27.12.04 № 211-ОЗ) также гарантировано право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в детские организации, к родственникам, опекунам (попечителям), на сохранение права на жилую площадь, на которой они проживали ране, а при отсутствии такого права – на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Согласно ч.ч.3, 5 и 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 6 Областного Закона от 20 февраля 2006 года № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» регламентирован порядок подачи заявлений о принятии на учет и направления иных документов, являющихся основанием для принятия граждан на учет.
Частью 1 данной нормы права предусмотрено, что заявления о принятии на учет подаются, а иные документы, являющиеся основаниями для принятия граждан на учет, направляются в областные исполнительные органы государственной власти Свердловской области или территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области, к полномочиям которых в соответствии с нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Губернатором Свердловской области или Правительством Свердловской области, отнесено рассмотрение документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет.
Однако, исходя из положений ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является орган местного самоуправления, обязанный в том числе осуществлять постановку на учет в качестве нуждающихся всех категорий граждан, указанных в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (малоимущие и иные, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях), до создания органов, указанных в ч. 1 ст. 6 Областного закона № 3-ОЗ.
<дата обезличена> <ФИО>3, действуя в интересах Кондратова И.В., обратилась с заявлением о постановке его на учет как нуждающегося в жилом помещении в связи с его отсутствием в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д.8).
Постановлением Администрации ГО Краснотурьинск от <дата обезличена> № «О принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданина Российской Федерации, относящегося к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей» Кондратов И.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.11).
В судебном заседании установлено, что истец Кондратов И.В. относится к категории лиц, имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Порядок предоставления жилых помещений определен Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения».
Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п. 8).
В соответствии с указанным Постановлением обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (п. 2).
Согласно п. 3 данного постановления Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее - Фонд)
Пунктом 6 названного Постановления предусмотрено, что Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, сведения, представленные в письменном отзыве представителем СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» о том, что средства областного бюджета, предназначенные для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, не выделялись, не подтверждены никакими доказательствами.
Также ответчиками суду не представлено доказательств уважительности причин неисполнения требований закона об обеспечении Кондратова И.В., относящегося к категории лиц, имеющих право на дополнительные социальные гарантии вне очереди жилым помещением, более года с момента подачи им соответствующего заявления и постановки на учет в органе местного самоуправления.
Исковые требования прокурора города Краснотурьинска в защиту жилищных прав Кондратова И.В. подлежат удовлетворению, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск прокурора г. Краснотурьинска, действующего в интересах Кондратова И.В. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации городского округа Краснотурьинск об обязанности приобретения жилого помещения для сироты удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в г Краснотурьинске Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления - администрацией ГО «Краснотурьинск», для Кондратова И.В. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа «Краснотурьинск».
Обязать администрацию городского округа «Краснотурьинск» заключить с Кондратовым И.В. договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через суд г. Краснотурьинска.
Председательствующий: судья Трегуб Н.К.
Решение в окончательной форме изготовлено на компьютере 05 апреля 2011 года.
СОГЛАСОВАНО:
Судья:Г.П. Опаривская