Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 апреля 2011 года г. Краснотурьинск
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Трегуб Н.К.
при секретаре Делимовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Печркиной Т.О., Печркиной Ю.О. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации городского округа «Краснотурьинск» об обязанности приобретения жилого помещения для сирот,
установил:
Печёркина Т.О., Печёркина Ю.О. обратились в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации городского округа «Краснотурьинск» (далее администрации ГО «Краснотурьинск») о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, указав, что они относятся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы ГО «Краснотурьинск» от <дата обезличена> они приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, однако до настоящего времени не обеспечены жильем.
Они просят обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести жилое помещение для них не менее установленной нормы, распределить им данное жилое помещение, передать его безвозмездно в собственность ГО «Краснотурьинск». Обязать администрацию ГО «Краснотурьинск» предоставить указанное жилое помещение им по договору социального найма.
Определением Краснотурьинского городского суда от <дата обезличена> к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства»).
В судебном заседании истец Печёркина Т.О. поддержала исковые требования, в обоснование которых пояснила, что решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от <дата обезличена> ее родители – <ФИО>3. и <ФИО>2. - лишены родительских прав в отношении ее и ее родных сестер - Печеркиной Ю. и <ФИО>4. С указанного времени в отношении них была оформлена опека их бабушкой – <ФИО>1, с которой они вместе проживают. В настоящее время ее сестра Печёркина Ю.О. учится в <адрес обезличен> на дневном отделении, а она и <ФИО>4 проживает с бабушкой. На момент лишения родителей она и сестры были зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес обезличен>, позднее указанный дом сгорел. В <дата обезличена> года Постановлением Главы ГО Краснотурьинск она и ее сестры приняты на учет нуждающихся в жилом помещении, кроме того, она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени в нарушение норм действующего законодательства, предусматривающего дополнительные гарантии детям-сиротам, жилое помещение по договору социального найма им до настоящего времени не предоставлено.
Она просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести жилое помещение для себя и сестры Печёркиной Ю.О. не менее установленной социальной нормы, распределить данное жилое помещение Печёркиной Ю.О. и Печёркиной Т.О., передать его безвозмездно в собственность ГО «Краснотурьинск». Обязать администрацию ГО «Краснотурьинск» предоставить указанное жилое помещение Печёркиной Ю.О. и Печёркиной Т.О. по договору социального найма.
В судебное заседание истец Печёркина Ю.О. не явилась, направив в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело в свое отсутствие ввиду ее занятости по месту учебы в <адрес обезличен>.
Представитель ответчика администрации ГО Краснотурьинск Ленючева С.А., действующая на основании доверенности от <дата обезличена> №, представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области Пономарева С.А., а также представитель третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» Федорук А.В., действующая на основании доверенности от <дата обезличена> №, в судебное заседание не явились, направив письменный отзыв на исковое заявление, а также ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Из письменного отзыва представителя администрации ГО Краснотурьинск Ленючевой С.А. следует, что она не возражает против удовлетворения исковых требований Печёркиной Т.О. и Печёркиной Ю.О., поскольку согласно принятому Порядку обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП, предоставление жилых помещений гражданам указанной категории осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Администрация ГО Краснотурьинск не возражает относительно предоставления жилого помещения Печёркиной Т.О. и Печёркиной Ю.О по договору социального найма при условии, что Свердловская область в лице получателя средств областного бюджета СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» приобретет и безвозмездно передаст жилое помещение, распределенное Печёркиной Т.О. и Печёркиной Ю.О., в городской округ Краснотурьинск.
Из письменного отзыва представителя СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» следует, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. В соответствии с Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» является получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Средства областного бюджета по приказу Министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений. В связи с недостаточностью денежных средств, предусмотренных областным бюджетом для целей обеспечения жильем сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период 2010-2011 годы в Краснотурьинском городском округе не приобреталось жилья для граждан казанной льготной категории, приобретение возможно только в случае дополнительного выделения денежных средств на указанные цели. Статьей 17 Конституции Российской Федерации закреплен принцип, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина (а значит, и права на судебную защиту) не должно нарушать права и свободы других лиц. Решение суда с момента вступления его в законную силу является обязательным для исполнения, соответственно, в случае удовлетворения заявленных исковых требований предоставление жилого помещения будет противоречить установленному постановлением Правительства Свердловской области Порядку и может поставить под угрозу обеспечение жилыми помещениями иных лиц той же социальной категории с нарушением их прав. По указанным выше основаниям СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» возражает против удовлетворения исковых требований.
Согласно письменному отзыву представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области Пономаревой С.А., в котором изложены аналогичные доводы, при условии постановки истцов на учет в администрации муниципального образования они будут обеспечены жильем в соответствии с действующим законодательством и в пределах предусмотренных программой денежных средств.
Судом, с учетом мнения истца Печёркиной Т.О., определено рассмотреть дело в отсутствие истца Печёркиной Ю.О., представителей ответчиков, а также представителя третьего лица.
Выслушав истца Печёркину Т.О., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от <дата обезличена> родители истцов – <ФИО>3. и <ФИО>2 - лишены родительских прав в отношении них.
Из постановления Главы муниципального образования город Краснотурьинск от <дата обезличена> № усматривается, что <ФИО>1 назначена опекуном над несовершеннолетними внучками Печркиной Т.О. и Печркиной Ю.О. (л.д.13), за которыми сохранено право пользования жилой площадью, расположенной по адресу: <адрес обезличен>.
Из справки начальника 6 отряда Управления Государственной противопожарной службы Свердловской области от <дата обезличена> № (л.д.12) в результате пожара сгорела крыша указанного дома, надворные постройки, повреждены его стены.
В судебном заседании со слов истца установлено, что в настоящее время она и ее сестра Печёркина Ю.О. проживает вместе с бабушкой <ФИО>1 по адресу: г<адрес обезличен>.
Иного жилья у истцов не имеется.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о фактическом отсутствии у истцов жилого помещения для проживания.
В соответствии с п. 1 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В статье 26 Областного закона Свердловской области от 23.10.1995 г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (в ред. от 27.12.04 № 211-ОЗ) также гарантировано право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в детские организации, к родственникам, опекунам (попечителям), на сохранение права на жилую площадь, на которой они проживали ране, а при отсутствии такого права – на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Согласно ч.ч.3, 5 и 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 6 Областного Закона от 20 февраля 2006 года № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» регламентирован порядок подачи заявлений о принятии на учет и направления иных документов, являющихся основанием для принятия граждан на учет.
Частью 1 данной нормы права предусмотрено, что заявления о принятии на учет подаются, а иные документы, являющиеся основаниями для принятия граждан на учет, направляются в областные исполнительные органы государственной власти Свердловской области или территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области, к полномочиям которых в соответствии с нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Губернатором Свердловской области или Правительством Свердловской области, отнесено рассмотрение документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет.
Однако, исходя из положений ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является орган местного самоуправления, обязанный в том числе осуществлять постановку на учет в качестве нуждающихся всех категорий граждан, указанных в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (малоимущие и иные, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях), до создания органов, указанных в ч. 1 ст. 6 Областного закона № 3-ОЗ.
<дата обезличена> <ФИО>1 обратилась с заявлением о постановке ее внучек Печркину Т.О. и Печркину Ю.О. на учет нуждающихся в жилом помещении в связи с его отсутствием в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Постановлением Главы городского округа Краснотурьинск от <дата обезличена> № «О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении гражданок Российской Федерации Печркиной Т.О. и Печркиной Ю.О. <ФИО>4, относящихся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей», истцы и их сестра приняты на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения (л.д.11).
В судебном заседании установлено, что истцы Печркина Т.О. и Печркина Ю.О. относятся к категории лиц, имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Порядок предоставления жилых помещений определен Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения».
Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п. 8).
В соответствии с указанным Постановлением обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (п. 2).
Согласно п. 3 данного постановления Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" (далее - Фонд).
Пунктом 6 названного Постановления предусмотрено, что Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений.
В соответствии со ст.56 Гражданского кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, сведения, представленные в письменном отзыве представителем СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» о том, что средства областного бюджета, предназначенные для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, не выделялись, не подтверждены никакими доказательствами.
Также ответчиками суду не представлено доказательств уважительности причин неисполнения требований закона об обеспечении Печркиной Т.О. и Печркиной Ю.О. относящихся к категории лиц, имеющих право на дополнительные социальные гарантии вне очереди жилым помещением на протяжении длительного времени после постановки их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Исковые требования Печркиной Т.О. и Печркиной Ю.О. подлежат удовлетворению, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Печркиной Т.О., Печркиной Ю.О. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации городского округа «Краснотурьинск» об обязанности приобретения жилого помещения для сирот удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в г Краснотурьинске Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления администрацией ГО «Краснотурьинск», для Печркиной Т.О., Печркиной Ю.О. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа «Краснотурьинск».
Обязать администрацию городского округа «Краснотурьинск» заключить с Печркиной Т.О., Печркиной Ю.О. договор социального найма на приобретенное для них жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через суд г. Краснотурьинска.
Председательствующий: судья Трегуб Н.К.
Решение в окончательной форме изготовлено на компьютере 12 апреля 2011 года.
СОГЛАСОВАНО:
Судья: Г.П. Опаривская