№ 2-570/2011 Иск прокурора г. Краснотурьинска, действующего в интересах Головина А.П. к Министерству строительства и архитектуры СО, МО `ГО Краснотурьинск` о предоставлении жилого помещения удовлетворен.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2011 года                                                                    г. Краснотурьинск

Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Лопаевой Г.И.,

с участием помощника прокурора г. Краснотурьинска Дранициной В.В.,

истца Головина А.П.,

его законного представителя Кристлейт Т.Ф.,

при секретаре Делимовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора, действующего в интересах Головина А.П. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, муниципальному образованию «Городской округ Краснотурьинск» о предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор г. Краснотурьинска, действующий в интересах Головина А.П., обратился в суд с исковым заявлением к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, МО «Городской округ Краснотурьинск» о предоставлении жилого помещения Головину А.П., относящемуся к категории детей – сирот, указав, что в нарушение действующего жилищного законодательства и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года, Головину А.П.не имеющему жилья, не предоставлено жилое помещение на условиях социального найма.

Он просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести жилое помещение для Головина А.П. не менее нормы, установленной органом местного самоуправления администрацией ГО «Краснотурьинск», распределить данное жилое помещение Головину А.П., передать его безвозмездно в собственность ГО Краснотурьинск и обязать администрацию ГО Краснотурьинск предоставить указанное жилое помещение Головину А.П. по договору социального найма.

В судебном заседании помощник прокурора г.Краснотурьинска Драницина В.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, по существу пояснив, что в ходе проведения проверки соблюдения жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Головин А.П. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать – <ФИО>1 воспитанием им содержанием сына не занималась, в настоящее время отбывает наказание в местах лишения свободы, отец – юридически отсутствует. Постановлением Главы <адрес обезличен> от <дата обезличена> над несовершеннолетним Головиным А.П. установлено попечительство, обязанности попечителя возложены на Кристлейт Т.Ф. сведений о жилье и имуществе, сохраняемых за несовершеннолетним нет. Постановлением Главы ГО Краснотурьинск от <дата обезличена> Головин А.П. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, при этом он отнесен к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, учитывая, что Головин А.П. относится к категории детей, оставшиеся без попечения родителей, в <дата обезличена> году достиг восемнадцатилетнего возраста, закрепленного за ним жилого помещения не имеет, он обладает правом на получение жилья по договору социального найма.

Истец Головин А.П. в судебном заседании поддержал требования прокурора, пояснив, что с четырехлетнего возраста его воспитанием занимается его тетя Кристлейт Т.Ф., с которой он проживает в настоящее время.

Законный представитель истца Кристлейт Т.Ф. пояснила, что с четырехлетнего возраста воспитанием Головина А.П. занимается она, поскольку родители мальчика не исполняют родительские обязанности, в настоящее время мать истца отбывает наказание в местах лишения свободы. Кроме Головина А.П. она занимается воспитанием своих детей, которых у нее трое.

Представитель ответчика администрации ГО Краснотурьинск Ленючева С.А., действующая на основании доверенности от <дата обезличена> , представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области Кулаков Д.С., действующий на основании доверенности от <дата обезличена>, а также представитель третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» Федорук А.В., действующая на основании доверенности от <дата обезличена> , в судебное заседание не явились, направив письменный отзыв на исковое заявление и ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Из письменного отзыва представителя администрации ГО Краснотурьинск Ленючевой С.А. следует, что она не возражает против удовлетворения исковых требований прокурора г. Краснотурьинска, поскольку согласно Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП, предоставление жилых помещений гражданам указанной категории осуществляется за счет средств областного бюджета. При этом главным распорядителем данных денежных средств является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Администрация ГО Краснотурьинск не возражает относительно предоставления жилого помещения Головину А.П. по договору социального найма при условии, что Свердловская область в лице уполномоченного органа (СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства») приобретет и безвозмездно передаст жилое помещение, распределенное Головину А.П., городскому округу Краснотурьинск.

Из письменного отзыва представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области следует, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возражает против удовлетворения исковых требований прокурора г. Краснотурьинска по следующим основаниям. В соответствии с действующим законодательством детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются вне очереди, однако, законодательство не предусматривает предоставление жилья в течение определенного срока с момента получения таким гражданином соответствующего статуса. Кроме того, действующему Жилищному кодексу Российской Федерации, а именно ч.2 ст. 57, регулирующей предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди, не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье. В соответствии с процедурой обеспечения указанных граждан жилыми помещениями, предусмотренной «Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений», утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП приобретение Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилого помещения для Головина А.П. до получения от Администрации ГО Краснотурьинск соответствующего Предложения, включающего в себя Головина А.П., будет противоречить п.п.11,12 указанного Порядка, а также повлечет нарушение прав иных детей-сирот т детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, поскольку в таком случае не будет соблюдена очередность предоставления жилых помещений между гражданами указанных категорий.

Из письменного отзыва представителя СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» следует, что в целях реализации меры социальной поддержки детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установленной ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП утвержден «Порядок обеспечения в 2011- 2015 годах жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее - «Порядок»), согласно которому Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (п. 2 и 3 Порядка). Согласно п. 5 Постановления средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. В соответствии с ФЗ от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» размещает государственный заказ и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области. Предоставление жилья детям-сиротам по решениям судов за счет средств, предусмотренных на обеспечение жильем детей - сирот в общем порядке, нарушает права детей-сирот, не обращавшихся в суд, и ставит под угрозу исполнение выше указанного Порядка.

Судом, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определено рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.

Выслушав истца Головина А.П., его законного представителя Кристлейт Т.Ф., помощника прокурора г. Краснотурьинска Драницину В.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с копией свидетельства о рождении Головина А.П., родившегося <дата обезличена> в <адрес обезличен>, его матерью является <ФИО>1, отец юридически отсутствует.

Из материалов дела усматривается, что мать истца не исполняет обязанности по воспитанию и содержанию сына, в настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы, указанное подтверждается материалами дела (л.д.13) в связи с чем Постановлением Главы <адрес обезличен> от <дата обезличена> над несовершеннолетним Головиным А.П. установлено попечительство, обязанности попечителя возложены на Кристлейт Т.Ф. (л.д.7).

Жилого помещения за истцом Головиным А.П. не закреплялось.

Согласно справок СОГУП «ОГЦТИиРН» г. Краснотурьинска и «Карпинское БТИ и РН», УФРС по СО Краснотурьинский отдел (л.д.14) данные о принадлежащих правах собственности Головина А.П. отсутствуют.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о фактическом отсутствии у истца жилого помещения для проживания.

В соответствии с п. 1 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В статье 26 Областного закона Свердловской области от 23.10.1995 г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (в ред. от 27.12.04 № 211-ОЗ) также гарантировано право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в детские организации, к родственникам, опекунам (попечителям), на сохранение права на жилую площадь, на которой они проживали ране, а при отсутствии такого права – на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Согласно ч.ч.3, 5 и 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статьей 6 Областного Закона от 20 февраля 2006 года № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» регламентирован порядок подачи заявлений о принятии на учет и направления иных документов, являющихся основанием для принятия граждан на учет.

Частью 1 данной нормы права предусмотрено, что заявления о принятии на учет подаются, а иные документы, являющиеся основаниями для принятия граждан на учет, направляются в областные исполнительные органы государственной власти Свердловской области или территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области, к полномочиям которых в соответствии с нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Губернатором Свердловской области или Правительством Свердловской области, отнесено рассмотрение документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет.

Однако, исходя из положений ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является орган местного самоуправления, обязанный в том числе осуществлять постановку на учет в качестве нуждающихся всех категорий граждан, указанных в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (малоимущие и иные, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях), до создания органов, указанных в ч. 1 ст. 6 Областного закона № 3-ОЗ.

Постановлением Администрации ГО Краснотурьинск от <дата обезличена> «О принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении гражданина Российской Федерации, относящегося к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей» Головин А.П. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.6).

В судебном заседании установлено, что истец Головин А.П. относится к категории лиц, имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Порядок предоставления жилых помещений определен Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения».

Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п. 8).

В соответствии с указанным Постановлением обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (п. 2).

Согласно п. 3 данного постановления Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее - Фонд)

Пунктом 6 названного Постановления предусмотрено, что Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений.

В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Однако, сведения, представленные в письменном отзыве представителем СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» о том, что средства областного бюджета, предназначенные для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, не выделялись, не подтверждены никакими доказательствами.

Также ответчиками суду не представлено доказательств уважительности причин неисполнения требований закона об обеспечении Головина А.П., относящейся к категории лиц, имеющих право на дополнительные социальные гарантии вне очереди жилым помещением, на протяжении длительного периода времени с момента подачи ею соответствующего заявления и постановки на учет в органе местного самоуправления.

Исковые требования прокурора города Краснотурьинска в защиту жилищных прав Головина А.П. подлежат удовлетворению, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск Головина А.П. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, муниципальному образованию «Городской округ Краснотурьинск» о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в г Краснотурьинске Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления - администрацией ГО «Краснотурьинск», для Головина А.П., с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа «Краснотурьинск».

Обязать администрацию городского округа «Краснотурьинск» заключить с Головиным А.П. договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через суд г. Краснотурьинска.

Председательствующий: судья Лопаева Г.И.

Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютерной техники 05 июля 2011 года.

СОГЛАСОВАНО:

Судья:                                         Г.И. Лопаева