РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2011 года г. Краснотурьинск
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего: судьи Лопаевой Г.И.,
с участием помощника прокурора г. Краснотурьинска Дранициной В.В.,
при секретаре Делимовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора, действующего в интересах Романовой Р.С. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, муниципальному образованию «Городской округ Краснотурьинск» о предоставлении жилого помещения,
установил:
Прокурор г. Краснотурьинска, действующий в интересах Романовой Р.С. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, МО «Городской округ Краснотурьинск» о предоставлении жилого помещения Романовой Р.С., относящейся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, указав, что в нарушение действующего жилищного законодательства и Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Романовой Р.С. не имеющей жилья, не предоставлено жилое помещение на условиях социального найма.
Он просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести жилое помещение для Романовой Р.С. не менее установленной нормы, установленной органом местного самоуправления Администрацией городского округа «Краснотурьинск», для Романовой Р.С., распределить данное жилое помещение Романовой Р.С., передать его безвозмездно в собственность городского округа Краснотурьинск и обязать Администрацию городского округа Краснотурьинск предоставить указанное жилое помещение Романовой Р.С. по договору социального найма.
В судебном заседании помощник прокурора г. Краснотурьинска Драницина В.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, по существу пояснив, что в ходе проведения проверки соблюдения жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Романова Р.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать – <ФИО>1 решением <данные изъяты> городского суда <данные изъяты> от <дата обезличена> лишена родительских прав, а отец - <ФИО>2 умер <дата обезличена>. Постановлением Главы городского округа Краснотурьинск <дата обезличена> № «Об установлении опеки над несовершеннолетней Романовой Р.С., <дата обезличена> года рождения» над несовершеннолетней Романовой Р.С. установлена опека. Обязанности опекуна возложены на <ФИО>3. Также п. 2 данного постановления за Романовой Р.С. сохранено право пользования жилой площадью, расположенной по адресу: <адрес обезличен>. Однако указанный дом сгорел <дата обезличена>, а с <дата обезличена> г. он снят с технического учета, в Реестре муниципальной собственности не значиться. Постановлением Главы городского округа Краснотурьинск от <дата обезличена> № Романова Р.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, при этом она отнесена к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, учитывая, что Романова Р.С. относится к категории детей, оставшиеся без попечения родителей, <дата обезличена> достигла восемнадцатилетнего возраста, закрепленного за ней жилого помещения не имеется, то она обладает правом на получение жилья по договору социального найма.
Истец Романова Р.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом, уважительность неявки суду не указала, направила в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ответчика Администрации городского округа Краснотурьинск Ленючева С.А., действующая на основании доверенности от <дата обезличена> №, представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области Кулаков Д.С., действующий на основании доверенности от <дата обезличена>, представитель третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» Пискунова А.А., действующая на основании доверенности от <дата обезличена> №, в судебное заседание не явились, направив письменный отзыв на исковое заявление и ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Из письменного отзыва представителя Администрации городского округа Краснотурьинск Ленючевой С.А. следует, что она не возражает против удовлетворения исковых требований прокурора г. Краснотурьинска, поскольку согласно Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП, предоставление жилых помещений гражданам указанной категории осуществляется за счет средств областного бюджета. При этом главным распорядителем данных денежных средств является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Администрация городского округа Краснотурьинск не возражает относительно предоставления жилого помещения Романовой Р.С. по договору социального найма при условии, что Свердловская область в лице уполномоченного органа (СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства») приобретет и безвозмездно передаст жилое помещение, распределенное Романовой Р.С., городскому округу Краснотурьинск.
Из письменного отзыва представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области следует, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возражает против удовлетворения исковых требований прокурора г. Краснотурьинска по следующим основаниям. Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в абз.2 п.1 ст.8 предусматривает в качестве основания для возникновения права на обеспечение жилым помещением вне очереди органами исполнительной власти за счет средств субъекта Российской Федерации отсутствие закрепленного за несовершеннолетним жилого помещения. Частью 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующей предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди, не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье. В соответствии с процедурой обеспечения указанных граждан жилыми помещениями, предусмотренной «Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений», утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП приобретение Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилого помещения для Романовой Р.С. до получения от Администрации городского округа Краснотурьинск соответствующего Предложения, включающего в себя Романову Р.С., будет противоречить п.п. 11,12 указанного Порядка, а также повлечет нарушение прав иных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, поскольку в таком случае не будет соблюдена очередность предоставления жилых помещений между гражданами указанных категорий.
Из письменного отзыва представителя СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» следует, что в целях реализации меры социальной поддержки детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установленной ФЗ от 21.12.1996 № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП утвержден «Порядок обеспечения в 2011- 2015 годах жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее - «Порядок»), согласно которому Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (п. 2 и 3 Порядка). Согласно п. 5 Постановления средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» размещает государственный заказ и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области. Предоставление жилья детям-сиротам по решениям судов за счет средств, предусмотренных на обеспечение жильем детей - сирот в общем порядке, нарушает права детей-сирот, не обращавшихся в суд, и ставит под угрозу исполнение выше указанного Порядка.
Судом, с учетом мнения лиц участвующих в деле и положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определено рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчиков и третьего лица.
Выслушав лиц, участвующих в судебном процессе, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Из копии свидетельства о рождении Романовой Р.С., родившейся <дата обезличена> в <адрес обезличен>, её отцом является <ФИО>2, а матерью – <ФИО>1.
Из копии свидетельства о смерти усматривается, что <ФИО>2, <дата обезличена> года рождения умер <дата обезличена>.
Решением <данные изъяты> городского суда <данные изъяты> от <дата обезличена> <ФИО>1 лишена родительских прав в отношении Р.С., <дата обезличена> года рождения.
Согласно Постановлением Главы городского округа Краснотурьинск <дата обезличена> № «Об установлении опеки над несовершеннолетней Романовой Р.С., <дата обезличена> года рождения» над несовершеннолетней Романовой Р.С. установлена опека, опекуном назначена Романова Р.С., на том основании, что её отец - <ФИО>2 умер <дата обезличена>, а мать – <ФИО>1 решением <данные изъяты> городского суда <данные изъяты> от <дата обезличена> лишена родительских прав. Также из п. 2 указанного постановления усматривается, что за Романовой Р.С. сохранено право пользования жилой площадью, расположенной по адресу: <адрес обезличен>.
Из справки, выданной Отделом Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Свердловской области от <дата обезличена> № усматривается, что <дата обезличена> произошел пожар в доме № по ул. <адрес обезличен>. В результате пожара уничтожены дом, надворные постройки, повреждены сены и кровля соседнего дома №. Площадь пожара составила <данные изъяты> кв. м..
Из сообщения Органа местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» от <дата обезличена> № следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, в Реестре муниципальной собственности городского округа Краснотурьинск не значится, поскольку снят с технического учета.
Согласно копии Акта обследования жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, от <дата обезличена>, следует, что жилой дом ранее располагавшейся на земельном участке по <адрес обезличен>, снят с технического учета в <дата обезличена> году. На дату последнего обследования на земельном участке остались обгоревшие фрагменты стен основного строения.
Согласно справке СОГУП «ОГЦТИиРН» г. Краснотурьинска Романова Р.С. жилым домом и приватизированным жильем не владеет.
Из сообщения Краснотурьинского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области от <дата обезличена> усматривается, что информация о правах Романовой Р.С. на имеющиеся у последней объекты недвижимости не может быть предоставлена, поскольку в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав в отношении Романовой Р.С. отсутствуют.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о фактическом отсутствии у истца жилого помещения для проживания.
В соответствии с п. 1 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В статье 26 Областного закона Свердловской области от 23.10.1995 г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (в ред. от 27.12.04 № 211-ОЗ) также гарантировано право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в детские организации, к родственникам, опекунам (попечителям), на сохранение права на жилую площадь, на которой они проживали ране, а при отсутствии такого права – на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Согласно ч.ч.3, 5 и 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 6 Областного Закона от 20.02.2006 № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» регламентирован порядок подачи заявлений о принятии на учет и направления иных документов, являющихся основанием для принятия граждан на учет.
Частью 1 данной нормы права предусмотрено, что заявления о принятии на учет подаются, а иные документы, являющиеся основаниями для принятия граждан на учет, направляются в областные исполнительные органы государственной власти Свердловской области или территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области, к полномочиям которых в соответствии с нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Губернатором Свердловской области или Правительством Свердловской области, отнесено рассмотрение документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет.
Однако, исходя из положений ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является орган местного самоуправления, обязанный, в том числе осуществлять постановку на учет в качестве нуждающихся всех категорий граждан, указанных в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (малоимущие и иные, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях), до создания органов, указанных в ч. 1 ст. 6 Областного закона № 3-ОЗ.
Постановлением Администрации городского округа Краснотурьинск от <дата обезличена> № «О принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении гражданку российской федерации Романову Р.С., относящуюся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей» Романова Р.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В судебном заседании установлено, что истец Романова Р.С. относится к категории лиц, имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Порядок предоставления жилых помещений определен Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения».
Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п. 8).
В соответствии с указанным Постановлением обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (п. 2).
Согласно п. 3 данного постановления Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее - Фонд)
Пунктом 6 названного Постановления предусмотрено, что Фонд в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиками суду не представлено доказательств уважительности причин неисполнения требований закона об обеспечении Романовой Р.С., относящегося к категории лиц, имеющих право на дополнительные социальные гарантии вне очереди жилым помещением, на протяжении длительного периода времени с момента подачи им соответствующего заявления и постановки на учет в органе местного самоуправления.
Исковые требования прокурора города Краснотурьинска в защиту жилищных прав Романовой Р.С. подлежат удовлетворению, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск прокурора г. Краснотурьинска, действующего в интересах Романовой Р.С. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, муниципальному образованию «Городской округ Краснотурьинск» о предоставлении жилого помещения,- удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Краснотурьинске Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления - Администрацией городского округа «Краснотурьинск», для Романовой Р.С., с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа «Краснотурьинск».
Обязать Администрацию городского округа «Краснотурьинск» заключить с Романовой Р.С. договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Краснотурьинский городской суд.
Председательствующий: судья Г.И. Лопаева
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено в совещательной комнате с использованием технических средств 05 июля 2011 года.
СОГЛАСОВАНО:
Судья: Г.И. Лопаева