РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2011 года г. Краснотурьинск
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Лопаевой Г.И.,
с участием помощника прокурора г. Краснотурьинска Дранициной В.В.,
при секретаре Делимовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора, действующего в интересах Абдулажановой А.С. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, муниципальному образованию «Городской округ Краснотурьинск» о предоставлении жилого помещения,
установил:
Прокурор г. Краснотурьинска, действующий в интересах Абдулажановой А.С., обратился в суд с исковым заявлением к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, МО «Городской округ Краснотурьинск» о предоставлении жилого помещения Абдулажановой А.С., относящейся к категории детей – сирот, указав, что в нарушение действующего жилищного законодательства и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года, Абдулажановой А.С., не имеющей жилья, не предоставлено жилое помещение на условиях социального найма.
Он просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести жилое помещение для Абдулажановой А.С. не ниже нормы, установленной органом местного самоуправления администрацией ГО «Краснотурьинск», для Абдулажановой А.С. с учетом численного состава ее семьи из двух человек, распределить данное жилое помещение Абдулажановой А.С., передать его безвозмездно в собственность ГО Краснотурьинск и обязать администрацию ГО Краснотурьинск предоставить указанное жилое помещение Абдулажановой А.С. по договору социального найма.
В судебном заседании помощник прокурора г.Краснотурьинска Драницина В.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, по существу пояснив, что в ходе проведения проверки соблюдения жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Абдулажанова А.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители решением <данные изъяты> городского суда Свердловской области от <дата обезличена> лишены родительских прав в отношении нее. Постановлением Главы <адрес обезличен> от <дата обезличена> № над несовершеннолетней Абдулажановой А.С. установлено попечительство, обязанности попечителя возложены на <ФИО>1 Согласно п.3 указанного постановления сведений о жилье и имуществе, сохраняемых за несовершеннолетней на территории ГО Краснотурьинск нет. Постановлением Главы ГО Краснотурьинск от <дата обезличена> № Абдулажанова А.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, при этом она отнесена к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, учитывая, что Абдулажанова А.С. относится к категории детей, оставшиеся без попечения родителей, в <дата обезличена> году достигла восемнадцатилетнего возраста, закрепленного за ней жилого помещения не имеет, она обладает правом на получение жилья по договору социального найма. Кроме того, в состав семьи истца Абдулажановой А.С. входит несовершеннолетняя дочь <ФИО>3, <дата обезличена> года рождения.
В судебное заседание истец Абдулажанова А.С. не явилась, обратилась с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика администрации ГО Краснотурьинск Ленючева С.А., действующая на основании доверенности от <дата обезличена> №, представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области Кулаков Д.С., действующий на основании доверенности от <дата обезличена>, а также представитель третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» Федорук А.В., действующая на основании доверенности от <дата обезличена> №, в судебное заседание также не явились, направив письменные отзывы на исковое заявление и ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Из письменного отзыва представителя администрации ГО Краснотурьинск Ленючевой С.А. следует, что она не возражает против удовлетворения исковых требований прокурора г. Краснотурьинска, поскольку согласно Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП, предоставление жилых помещений гражданам указанной категории осуществляется за счет средств областного бюджета. При этом главным распорядителем данных денежных средств является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Администрация ГО Краснотурьинск не возражает относительно предоставления жилого помещения по договору социального найма Абдулажановой А.С. при условии, что Свердловская область в лице уполномоченного органа (СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства») приобретет и безвозмездно передаст жилое помещение, распределенное Абдулажановой А.С., городскому округу Краснотурьинск.
Из письменного отзыва представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области следует, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возражает против удовлетворения исковых требований прокурора г. Краснотурьинска по следующим основаниям. В соответствии с действующим законодательством детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются вне очереди, однако, законодательство указывает, что основанием предоставления такого жилья является отсутствие предоставленного для постоянного проживания жилого помещения. Факт наличия закрепленного жилого помещения закон связывает не с наличием каких – либо административных актов закрепления (постановлений о закреплении, распоряжений о закреплении и т.д.), а с наличием у лица права пользования жилым помещением, основанных на нормах закона. Факт наличия предоставленного для постоянного проживания жилого помещения закон не связывает исключительно с наличием права собственности на него. Жилое помещение предоставлено лицу для постоянного проживания также и в случае наличия у него права пользования данным жилым помещением как у члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в соответствии с ч.2 ст.69 Жилищного кодекса Российской Федерации. Из материалов дела следует, что родители истца лишены родительских прав в отношении нее, между тем согласно ч.4 ст.71 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства. Согласно ст.47 Семейного кодекса Российской Федерации права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Соответственно право ребенка на пользование жилым помещением родителей не утрачивается после лишения родителей родительских прав и по достижении совершеннолетия, так как не утрачивается родственная связь, на основании которой данное право возникло. В силу ч.1 ст.148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют права пользования жилым помещением, а при отсутствии последнего на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Из представленного истцом договора купли – продажи от <дата обезличена> следует, что мать истца <ФИО>2 приобрела в собственность земельный участок и жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, согласно справки ООО «КСК» в указанном жилом доме с <дата обезличена> зарегистрирована Абдулажанова А.С.
Из письменного отзыва представителя СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» следует, что в целях реализации меры социальной поддержки детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установленной ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП утвержден «Порядок обеспечения в 2011- 2015 годах жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее - «Порядок»), согласно которому Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (п. 2 и 3 Порядка). Согласно п. 5 Постановления средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. В соответствии с ФЗ от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» размещает государственный заказ и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области. Предоставление жилья детям-сиротам по решениям судов за счет средств, предусмотренных на обеспечение жильем детей - сирот в общем порядке, нарушает права детей-сирот, не обращавшихся в суд, и ставит под угрозу исполнение выше указанного Порядка.
Судом, с учетом мнения помощника прокурора г.Краснотурьинск Дранициной В.В., определено рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчиков и третьего лица.
Выслушав помощника прокурора г. Краснотурьинска Драницину В.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что решением <данные изъяты> городского суда от <дата обезличена> родители истца <ФИО>2 и <ФИО>4 лишены родительских прав в отношении Абдулажановой А.С., в связи с чем Постановлением Главы ГО Краснотурьинск над несовершеннолетней Абдулажановой А.С., <дата обезличена> года рождения, установлено попечительство <ФИО>1, указанное подтверждается решением суда (л.д.11-12) и постановлением Главы ГО Краснотурьинск от <дата обезличена> № (л.д.10), копии которых приобщены к материалам дела.
Жилого помещения за истцом Абдулажановой А.С. указанным выше постановлением не закреплялось.
Довод представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, изложенный в отзыве на исковое заявление о том, что Абдулажанова А.С. имеет право пользования жилым помещением – жилым домом, расположенным по адресу: <адрес обезличен>, приобретенным ее матерью <ФИО>2 по договору <дата обезличена>, в связи с чем иск не подлежит удовлетворению, суд находит несостоятельным, поскольку в судебном заседании установлено, что несмотря на регистрацию, в указанном жилом помещении истец никогда не проживала, в настоящее время Абдулажанова А.С. с дочерью проживают у <ФИО>1, являющейся ее попечителем. Кроме того, доказательств обратного представитель ответчика суду не представил.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о фактическом отсутствии у истца жилого помещения для проживания.
В соответствии с п. 1 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В статье 26 Областного закона Свердловской области от 23.10.1995 г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (в ред. от 27.12.04 № 211-ОЗ) также гарантировано право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в детские организации, к родственникам, опекунам (попечителям), на сохранение права на жилую площадь, на которой они проживали ранее, а при отсутствии такого права – на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Согласно ч.ч.3, 5 и 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 6 Областного Закона от 20 февраля 2006 года № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» регламентирован порядок подачи заявлений о принятии на учет и направления иных документов, являющихся основанием для принятия граждан на учет.
Частью 1 данной нормы права предусмотрено, что заявления о принятии на учет подаются, а иные документы, являющиеся основаниями для принятия граждан на учет, направляются в областные исполнительные органы государственной власти Свердловской области или территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области, к полномочиям которых в соответствии с нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Губернатором Свердловской области или Правительством Свердловской области, отнесено рассмотрение документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет.
Однако, исходя из положений ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является орган местного самоуправления, обязанный в том числе осуществлять постановку на учет в качестве нуждающихся всех категорий граждан, указанных в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (малоимущие и иные, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях), до создания органов, указанных в ч. 1 ст. 6 Областного закона № 3-ОЗ.
Постановлением Администрации ГО Краснотурьинск от <дата обезличена> № «О принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении гражданки Российской Федерации, относящейся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей» Абдулажанова А.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.6).
В судебном заседании установлено, что истец Абдулажанова А.С. относится к категории лиц, имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Порядок предоставления жилых помещений определен Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения».
Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п. 8).
В соответствии с указанным Постановлением обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (п. 2).
Согласно п. 3 данного постановления Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее - Фонд)
Пунктом 6 названного Постановления предусмотрено, что Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, сведения, представленные в письменном отзыве представителем СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» о том, что средства областного бюджета, предназначенные для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, не выделялись, не подтверждены никакими доказательствами.
Также ответчиками суду не представлено доказательств уважительности причин неисполнения требований закона об обеспечении Абдулажановой А.С., относящейся к категории лиц, имеющих право на дополнительные социальные гарантии вне очереди жилым помещением, на протяжении длительного периода времени с момента подачи ею соответствующего заявления и постановки на учет в органе местного самоуправления.
Исковые требования прокурора города Краснотурьинска в защиту жилищных прав Абдулажановой А.С. подлежат удовлетворению, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Кроме того, учитывая, что у истца Абдулажановой А.С. имеется дочь <ФИО>3, <дата обезличена> года рождения, а местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, на основании ч.2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации признается место жительства их законных представителей, исковые требования прокурора г. Краснотурьинска, действующего в интересах Абдулажановой А.С., о предоставлении ей жилого помещения в г. Краснотурьинске Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления администрацией ГО «Краснотурьинск» с учетом численного состава ее семьи из двух человек также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск прокурора г. Краснотурьинска, действующего в интересах Абдулажановой А.С. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, муниципальному образованию «Городской округ Краснотурьинск» о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в г Краснотурьинске Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления - администрацией ГО «Краснотурьинск», для Абдулажановой А.С., с учетом численного состава ее семьи из двух человек, с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа «Краснотурьинск».
Обязать администрацию городского округа «Краснотурьинск» заключить с Абдулажановой А.С. договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через суд г. Краснотурьинска.
Председательствующий: судья Лопаева Г.И.
Мотивированное решением изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютерной техники 05 июля 2011 года
СОГЛАСОВАНО:
Судья Г.И. Лопаева