№ 2-228/2011 Иск прокурора г.Краснотурьинска, действующего в интересах Абаштомовой А.В., к Министерству строительства и архитектуры СО, Администрации ГО Краснотурьинск об обязанности приобретения жилого помещения для сироты удовлетворен.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 марта 2011 года                                                                                 г. Краснотурьинск

Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Трегуб Н.К.

с участием помощника прокурора г. Краснотурьинска Транзалова А.А.

при секретаре Стариковой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Краснотурьинска, действующего в интересах Абаштомовой А.В., к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации городского округа «Краснотурьинск» об обязанности приобретения жилого помещения для сироты,

установил:

Прокурор г. Краснотурьинска, действующий в интересах Абаштомовой А.В. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации городского округа «Краснотурьинск» (далее администрации ГО «Краснотурьинск») о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, указав, что в соответствии с действующим жилищным законодательством и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года, Абаштомовой А.В., не имеющей жилья, не предоставлено жилое помещение на условиях социального найма.

Прокурор г. Краснотурьинска просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести жилое помещение для Абаштомовой А.В. не менее установленной социальной нормы с учетом численного состава ее семьи из двух человек, распределить данное жилое помещение Абаштомовой А.В., передать его безвозмездно в собственность ГО «Краснотурьинск». Обязать администрацию ГО «Краснотурьинск» предоставить указанное жилое помещение Абаштомовой А.В. по договору социального найма.

Определением Краснотурьинского городского суда от <дата обезличена> к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства»).

В судебном заседании помощник прокурора г. Краснотурьинска Транзалов А.А. поддержал исковые требования, в обоснование которых пояснил, что прокуратурой г. Краснотурьинска проведена проверка, в ходе которой установлено, что решением Краснотурьинского городского суда от суда от <дата обезличена> Абаштомова А.В. отобрана у матери без лишения ее родительских прав и передана на попечение органов опеки и попечительства. <дата обезличена> мать истца <ФИО>1 была лишена родительских прав в отношении дочери. Отец у Абаштомовой А.В. юридически отсутствует. С <дата обезличена> Абаштомова А.В. находилась в «Доме ребенка» на полном государственном обеспечении, затем с <дата обезличена> – В <данные изъяты> детском доме. В период с <дата обезличена> года по <дата обезличена> год истец обучалась в ГОУ СО «Краснотурьинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат », по окончании которой образования не продолжила. <дата обезличена> у Абаштомовой А.В. родился сын – <ФИО>2. Постановлением Главы ГО Краснотурьинск от <дата обезличена> года истец принята на учет нуждающейся в жилом помещении, кроме того, она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени в нарушение норм действующего законодательства, предусматривающего дополнительные гарантии детям-сиротам, жилое помещение по договору социального найма Абаштомовой А.В. не предоставлено.

Он просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести жилое помещение для Абаштомовой А.В. не менее установленной социальной нормы с учетом численного состава ее семьи из двух человек, распределить данное жилое помещение Абаштомовой А.В., передать его безвозмездно в собственность ГО «Краснотурьинск». Обязать администрацию ГО «Краснотурьинск» предоставить указанное жилое помещение Абаштомовой А.В. по договору социального найма.

В судебное заседание истец Абаштомова А.В. не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила.

Представитель ответчика администрации ГО Краснотурьинск Малышева Е.А., действующая на основании доверенности от <дата обезличена> , а также представитель третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» Пискунова А.А., действующая на основании доверенности от <дата обезличена> , в судебное заседание не явились, направив письменный отзыв на исковое заявление, и ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Также в судебное заседание не явился представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, о месте и времени его рассмотрения извещен надлежащим образом, ходатайств об его отложении либо о рассмотрении дела в отсутствие представителя в суд не поступало.

Из письменного отзыва представителя администрации ГО Краснотурьинск Малышевой Е.А. следует, что она не возражает против удовлетворения исковых требований прокурора г. Краснотурьинска, поскольку согласно установленному Порядку обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП, предоставление жилых помещений гражданам указанной категории осуществляется за счет средств областного бюджета. При этом уполномоченным органом в части целевого расходования данных денежных средств является Правительство Свердловской области в лице получателя средств областного бюджета – СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Администрация ГО Краснотурьинск не возражает относительно предоставления жилого помещения Абаштомовой А.В. по договору социального найма при условии, что Свердловская область в лице уполномоченного органа приобретет и безвозмездно передаст жилое помещение, распределенное Абаштомовой А.В., в городской округ Краснотурьинск.

Из письменного отзыва представителя СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» следует, что в целях реализации меры социальной поддержки детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установленной ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП утвержден «Порядок обеспечения в 2011- 2015 годах жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее - «Порядок»), согласно которому Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (п. 2 и 3 Порядка). Денежные средства согласно п. 5 Постановления средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. В соответствии с ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» размещает государственный заказ и заключает государственные контракты на. строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области. Однако, по настоящее время для реализации в МО «ГО Краснотурьинск» программы обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» не были выделены средства областного бюджета для строительства (приобретения) жилья для указанной категории граждан МО «ГО Краснотурьинск». Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП, не предусматривает обеспечения жильем детей-сирот по решениям судов. Предоставление жилья детям-сиротам по решениям судов за счет средств, предусмотренных на обеспечение жильем детей - сирот в общем порядке, нарушает права детей-сирот, не обращавшихся в суд, и ставит под угрозу исполнение выше указанного Порядка.

Судом, с учетом мнения пом.прокурора г. Краснотурьинска Транзалова А.А., определено рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчиков, а также представителя третьего лица.

Выслушав помощника прокурора г. Краснотурьинска Транзалова А.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Решением Краснотурьинского городского суда от <дата обезличена> мать истца Абаштомовой А.В. - <ФИО>1 - лишена родительских прав в отношении нее, отец юридически отсутствует.

Из материалов дела – письма директора ГОУСОН «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Краснотурьинска» Главе администрации ГО «Краснотурьинск» (л.д.11-12) усматривается, что по достижении предельного возраста пребывания в «Доме ребенка» истец Абаштомова А.В. была переведена в <данные изъяты> детский дом , откуда поступила в ГОУ СО «Краснотурьинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат », по окончании которой обучение не продолжила. Закрепленного за ней жилья не имеется.

Согласно сообщению Краснотурьинского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области (л.д.20), в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует запись о правах Абаштомовой А.В. на такое имущество.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о фактическом отсутствии у истца жилого помещения для проживания на момент выпуска из «Краснотурьинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната ».

В соответствии с п. 1 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В статье 26 Областного закона Свердловской области от 23.10.1995 г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (в ред. от 27.12.04 № 211-ОЗ) также гарантировано право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в детские организации, к родственникам, опекунам (попечителям), на сохранение права на жилую площадь, на которой они проживали ране, а при отсутствии такого права – на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Согласно ч.ч.3, 5 и 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статьей 6 Областного Закона от 20 февраля 2006 года № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» регламентирован порядок подачи заявлений о принятии на учет и направления иных документов, являющихся основанием для принятия граждан на учет.

Частью 1 данной нормы права предусмотрено, что заявления о принятии на учет подаются, а иные документы, являющиеся основаниями для принятия граждан на учет, направляются в областные исполнительные органы государственной власти Свердловской области или территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области, к полномочиям которых в соответствии с нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Губернатором Свердловской области или Правительством Свердловской области, отнесено рассмотрение документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет.

Однако, исходя из положений ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является орган местного самоуправления, обязанный в том числе осуществлять постановку на учет в качестве нуждающихся всех категорий граждан, указанных в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (малоимущие и иные, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях), до создания органов, указанных в ч. 1 ст. 6 Областного закона № 3-ОЗ.

<дата обезличена> Абаштомова А.В. обратилась с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в жилом помещении в связи с его отсутствием в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д.10).

Постановлением Главы городского округа Краснотурьинск от <дата обезличена> «О принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении гражданки Российской Федерации Абаштомовой А.В., относящейся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей», Абаштомова А.В. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения (л.д.7).

В судебном заседании установлено, что истец Абаштомова А.В. относится к категории лиц, имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Порядок предоставления жилых помещений определен Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения».

Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п. 8).

В соответствии с указанным Постановлением обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (п. 2).

Согласно п. 3 данного постановления Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" (далее - Фонд)

Пунктом 6 названного Постановления предусмотрено, что Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений.

В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Однако, сведения, представленные в письменном отзыве представителем СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» о том, что средства областного бюджета, предназначенные для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, не выделялись, не подтверждены никакими доказательствами.

Также ответчиками суду не представлено доказательств уважительности причин неисполнения требований закона об обеспечении Абаштомовой А.В., относящейся к категории лиц, имеющих право на дополнительные социальные гарантии вне очереди жилым помещением на протяжении длительного времени после окончания ГОУ СО «Краснотурьинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат » и подачи ею соответствующего заявления в орган местного самоуправления.

Исковые требования прокурора города Краснотурьинска в защиту жилищных прав Абаштомовой А.В. подлежат удовлетворению, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Кроме того, учитывая, что у истца Абаштомовой А.В., имеется несовершеннолетний сын <ФИО>2, <дата обезличена> года рождения, а местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, на основании ч.2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации признается место жительства их законных представителей, исковые требования прокурора г. Краснотурьинска, действующего в интересах Абаштомовой А.В., о предоставлении ей жилого помещения в г. Краснотурьинске Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления администрацией ГО «Краснотурьинск» с учетом численного состава ее семьи из двух человек также подлежат удовлетворению

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск прокурора г. Краснотурьинска, действующего в интересах Абаштомовой А.В., к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации городского округа «Краснотурьинск» об обязанности приобретения жилого помещения для сироты удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в г Краснотурьинске Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления администрацией ГО «Краснотурьинск» для Абаштомовой А.В. с учетом численного состава ее семьи из двух человек с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа «Краснотурьинск».

Обязать администрацию городского округа «Краснотурьинск» заключить с Абаштомовой А.В. договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через суд г. Краснотурьинска.

Председательствующий: судья Трегуб Н.К.

Решение в окончательной форме изготовлено на компьютере 05 апреля 2011 года.

Верно: Судья                                                       Н.К. Трегуб

На основании определения Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 июня 2011 года:

решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 31 марта 2011 года в части возложения на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанности приобрести жилое помещение для члена семьи Абаштомовой А.В. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа Краснотурьинск отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в данной части.

В остальной части это же решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области - без удовлетворения.

           СОГЛАСОВАНО:

           Судья Краснотурьинского

           городского суда                                                 Н.К. Трегуб