Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 июля 2011 года г.Краснотурьинск Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Арефьевой Л.А., с участием зам.прокурора г.Краснотурьинска Стукова А.И., представителя администрации ГО Краснотурьинск Сергеевой Л.А., действующей по доверенности от <дата обезличена>, Лутфуллиной Л.Г., действующей по доверенности от <дата обезличена>, Малышевой Е.А., действующей по доверенности от <дата обезличена>, представителя ГУ МЧС по СО Архипова В.В. при секретаре Барановой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Краснотурьинска в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Краснотурьинск о понуждении к совершению определенных действий, у с т а н о в и л: Прокурор города Краснотурьинска обратился в суд с иском к администрации городского округа Краснотурьинск о возложении на ответчика обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности в п.Рудничный, п.Чернореченск, п.Воронцовка, п.Прибрежный, указав, что администрация городского округа Краснотурьинск в нарушение п.п.8.10 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не обеспечила первичные меры пожарной безопасности в границах городского округа. На стадии подготовки по делу судом в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено ГУ МЧС по Свердловской области. В судебном заседании заместитель прокурора города Краснотурьинска Стуков А.И. исковые требования уточнил, пояснив, что прокуратурой г.Краснотурьинска проведена проверка исполнения законодательства в сфере лесопользования, в результате которой установлены многочисленные нарушения норм и правил пожарной безопасности в поселках городского округа Краснотурьинск. В результате проведенного совместного с представителями администрации городского округа и пожарным надзором обследования населенных пунктов городского округа Краснотурьинск на предмет готовности к летнему пожароопасному периоду было установлено, что в поселках городского округа частично выполнены работы по устранению нарушений правил пожарной безопасности. Однако на сегодняшний день в п.Рудничный не обеспечен противопожарный разрыв установленной ширины на участках границы населенного пункта с лесным массивом в районе дома № по ул.<адрес обезличен>, дома № по ул.<адрес обезличен>, домов № и № по <адрес обезличен> и дома № по ул.<адрес обезличен> что нарушает требования ППБ 01-03 п.12;СНиП 2.07.01-89* прил.1* п.5. В поселке также не работает звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации (ППБ 01-03 п.114); не отвечают установленным требованиям пожарной безопасности, расположенные в пределах 500м. от любого строения населенного пункта, источники наружного противопожарного водоснабжения - пожарные гидранты по адресам: <адрес обезличен>, <адрес обезличен> <адрес обезличен> <адрес обезличен> <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен> <адрес обезличен> <адрес обезличен>, <адрес обезличен> <адрес обезличен> Пожарное депо, <адрес обезличен>, район бани, ст. <адрес обезличен> (ППБ 01- 03 п.З; СНиП 2.04.02-84* п.9.30); в п.Прибрежный отсутствует звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации (ППБ 01-03 п. 114); отсутствуют указатели пожарных гидрантов и других источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним (ППБ 01-03 п.90). В силу положений п.п.8.10 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов являются вопросами местного значения, в связи с чем, ответственность за нарушение указанных норм и правил должна быть возложена на администрацию городского округа Краснотурьинск. Он просит суд обязать администрацию городского округа Краснотурьинск устранить вышеперечисленные нарушения правил и норм пожарной безопасности с целью предупреждения в случае возникновения пожара возможного причинения значительного ущерба имуществу, окружающей среде, а также неопределенному числу граждан. Представители администрации городского округа Краснотурьинск Малышева Е.А., Лутфуллина Л.Г., Сергеева А.И. исковые требования не признали. При этом Сергеева Л.А. уточнила, что обеспечение противопожарного разрыва в лесном массиве п.Рудничный невозможно, поскольку земля данного лесного массива в районе дома № по ул.<адрес обезличен> относится к федеральной собственности, а остальной участок земли, как и леса не отмежеван, соответственно не включен в единый государственный кадастр, фактические границы поселка не утверждены. В 2009 году заключен муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проекта генерального плана городского округа Краснотурьинск, план границ городского округа находится на согласовании в Правительстве Свердловской области. Кроме того, в настоящее время Постановлением администрации городского округа Краснотурьинск от 18.04.2011 №517 утвержден план мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории городского округа Краснотурьинск в пожароопасный период 2011 года, установлены сроки исполнения. Запланированные мероприятия выполняются в соответствующие с планом сроки. Представитель ГУ МЧС по СО Архипов В.В. требования прокурора поддержал, пояснив, что на основании указания прокуратуры г.Краснотурьинска ГУ МЧС по Свердловской области была проведена проверка соответствия, утвержденных главой городского округа Краснотурьинск паспортов пожарной безопасности населенных пунктов: п.Рудничный, п.Воронцовка, п.Чернореченск, п.Прибрежный их реальной готовности к летнему пожароопасному периоду. В результате проверки были выявлены несоответствия критериев готовности населенных пунктов в Паспортах с реальным положением дел, о чем было сообщено в прокуратуру г.Краснотурьинска. При проведении совместной проверки соответствия ППБ в указанных населенных пунктах были выявлены отсутствие противопожарного разрыва установленной ширины на всей протяжённости участка(ов) границы населенного пункта пос.Рудничный с лесным массивом, не рабочее состояние звуковой системы оповещения о пожарах, не соответствие требованиям ПБ пожарных гидрантов, в пос.Прибрежный отсутствие звуковой системы оповещения о чрезвычайных ситуациях и указателей пожарных гидрантов. Заслушав доводы зам.прокурора, представителей ответчиков и третьего лица, допросив свидетелей, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам. Прокуратурой г.Краснотурьинска на основании поручения прокуратуры Свердловской области от <дата обезличена> была проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров по городскому округу Краснотурьинск, по результатам которой выявлены нарушения обязательных требований норм и правил пожарной безопасности в населенных пунктах. Рудничный, п.Воронцовка, п.Чернореченск, п.Прибрежный. В соответствии с п.п.8.10 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» одним из вопросов местного значения является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа, участие и предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах городского округа. Уставом городского округа Краснотурьинск, утвержденным решением Краснотурьинской городской Думы №76 от 23.06.2005, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа также отнесены к вопросам местного значения (п.26 ч.1 ст.6 устава) К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов в силу положений ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности» относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. Вопросы организационно-праввого, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Таким образом, ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности в границах городского округа должна быть возложена на органы местного самоуправления. Постановлением администрации городского округа Краснотурьинск от 18.04.2011 №517 утвержден план мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории городского округа Краснотурьинск в пожароопасный период 2011 года, 22.04.2011 главой городского округа Краснотурьинск по согласованию с зам.главы городского округа Краснотурьинск по ЖКХ СТЭиП и руководителя ГО и ЧС городского округа Краснотурьинск утвержден план тушения лесных пожаров городских лесов ГО Краснотурьинск на 2011 год.. Как усматривается из уточненных исковых требований, подтверждающихся актом обследования населенных пунктов городского округа Краснотурьинск на предмет готовности к летнему пожароопасному периоду от 21.06.2011, в ходе подготовки дела к судебному разбирательству сторонами при совместной проверке было установлено, что на указанную дату в п.Рудничный в нарушение ППБ 01-03 п.12;СНиП 2.07.01-89* прил.1* п.5 не обеспечен противопожарный разрыв с лесным массивом установленной ширины в районе 5 жилых домов; в нарушение ППБ 01-03 п.114 не работает звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации; не отвечают предъявленным требованиям ППБ 01- 03 п.З; СНиП 2.04.02-84* п.9.30 источники наружного противопожарного водоснабжения - пожарные гидранты расположенные по адресам: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен> <адрес обезличен> <адрес обезличен> <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен> <адрес обезличен> <адрес обезличен> <адрес обезличен> <адрес обезличен> <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, район <адрес обезличен>, <адрес обезличен>. В п.Прибрежный в нарушение ППБ 01-03 п. 114 отсутствует звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации; в нарушение ППБ 01-03 п.90 отсутствуют указатели пожарных гидрантов и других источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним. В соответствии с п.15 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности от 22.07.2008 N 123-ФЗ противопожарные расстояния от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов должны быть - не менее 15 метров. В п.114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, предусмотрено, что на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Пунктом 90 вышеуказанных Правил предписано, что у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Данные правила и нормы пожарной безопасности в п.Рудничный и п.Прибрежный нарушены, о чем подтвердили в судебном заседании допрошенные в качестве свидетелей младший инспектор отдела надзора <ФИО>1, инженер отдела защиты <ФИО>2, начальник службы пожаротушения <ФИО>3, показавшие, что в п.Прибрежный действительно отсутствуют указатели к местам расположения гидрантов, которые в соответствии с п.90 ППБ 01-03 должны быть светоотражающими, не выдержаны расстояния между гидрантами, которые в соответствии со СНиП 2.04.02-84 должны быть от 150 м. до 200 м., 26 гидрантов на поселках неисправны. Доводы представителей ответчика о возможности оповещения граждан сотрудниками ОВД по ГО Краснотурьинск через громкоговорящие устройства, установленные на автомобилях ДПС ГИБДД, не состоятельны, поскольку в данном населенном пункте отсутствуют подразделения ОВД по ГО Краснотурьинск. В соответствии с информацией, предоставленной и.о.председателя комитета по архитектуре и градостроительству <ФИО>4 на территории поселка Рудничный земельные участки под индивидуальными жилыми домами, вплотную приближенные к лесному массиву, расположены по следующим адресам: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен> Из пояснений свидетеля <ФИО>5, лесничего Карпинского лесничества, следует, что она <дата обезличена> совместно с <ФИО>6, Архиповым В.В., представителем администрации города Лутфуллиной Л.Г. и зам.прокурора Стуковым А.И. выезжали на место для определения границ пос.Рудничный. По результатам обследования местности было установлено, что забор приусадебного участка у дома № по ул.<адрес обезличен> вплотную примыкает к лесу. Она знает, что 29-й Воронцовский участок относится к федеральным лесам. Свидетель <ФИО>6 пояснил, что при выезде на место с целью определения ширины противопожарного разрыва было установлено, что в указанных прокурором местах он отсутствует, лишь в районе дома № по ул.<адрес обезличен> пос.Рудничный разрыв в виде мелиоративной вспашки составляет 3 м. В настоящее время границы <адрес обезличен> не определены, однако при формировании бюджета на декабрь 2011 года планируется проведение межевания этих земель. Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд считает требования прокурора г.Краснотурьинска обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что в пос.Рудничный и пос.Прибрежный, находящихся в границах городского округа Краснотурьинск нарушены вышеуказанные нормы и правила пожарной безопасности, которые должны быть устранены с целью предупреждения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций возможного причинения значительного ущерба имуществу, окружающей среде, а также неопределенному числу граждан. При этом, границы городского округа Краснотурьинск с отражением на схематичной карте установлены Законом Свердловской области «О границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» №85-ОЗ от 12.07.2007 и несогласование изготовленного по муниципальному контракту от 09.12.2009 документа территориального планирования в Правительстве области не может служить основанием для освобождения муниципального образования от соблюдения и обеспечения требований пожарной безопасности населения данного муниципалитета. Суд с учетом мнения сторон считает разумным срок для устранения выявленных нарушений по выполнению работ по обеспечению противопождарного разрыва не менее 15 метров от строений домовладений пос.Рудничный до лесного массива до 31.12.2011, по восстановлению гидрантов, установке в пос.Прибрежный и ремонту системы оповещения населения в пос.Рудничный, установке указателей пожарных гидрантов в соответствии с ППБ 01-03 п.90 до 31.08.2011. Руководствуясь ст.ст.194,196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: иск прокурора города Краснотурьинска в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Краснотурьинск о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить. Обязать администрацию городского округа Краснотурьинск до 31.08.2011: выполнить работы по обеспечению противопожарного разрыва не менее 15 метров от строений домовладений <адрес обезличен> до лесного массива по <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>; привести в рабочее состояние систему оповещения населения пос.Рудничный о чрезвычайных ситуациях, восстановив электрическую часть; восстановить поврежденные гидранты пос.Рудничный по адресам: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен> <адрес обезличен> <адрес обезличен> <адрес обезличен> <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен> <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, район <адрес обезличен>, ст. <адрес обезличен> установить в пос.Прибрежный звуковую систему оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и указатели пожарных гидрантов в соответствии с ППБ 01-03 п.90. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме. Судья: Арефьева Л.А. Решение изготовлено в окончательной форме 22 июля 2011 года. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 августа 2011 года решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 20 июля 2011 года изменено, абзацы с первого по шестой его резолютивной части изложены в следующей редакции: «исковые требования прокурора г. Краснотурьинска Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Краснотурьинск о понуждении совершить определенные действия удовлетворить. Обязать администрацию городского округа Краснотурьинск в срок до 31 августа 2011 года: привести в рабочее состояние систему оповещения населения пос. Рудничный, о чрезвычайных ситуациях, восстановив эклектическую часть; восстановить поврежденные гидранты <адрес обезличен> по адресам: ул. <адрес обезличен>, ул. <адрес обезличен>, ул. <адрес обезличен> ул. <адрес обезличен> ул. <адрес обезличен>, ул. <адрес обезличен>, ул. <адрес обезличен>, ул. <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, ул. <адрес обезличен> ул. <адрес обезличен> ул. <адрес обезличен>, район <адрес обезличен>, ст. <адрес обезличен> <адрес обезличен> установить в пос. Прибрежный звуковую систему оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и указатели пожарных гидрантов в соответствии с ППБ 01-03 п. 90. Обязать администрацию городского округа Краснотурьинск в срок до 31 декабря 2011 года: выполнить работы по обеспечению противопожарного разрыва не менее 15 м от строений домовладений пос. Рудничный до лесного массива по <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен> <адрес обезличен> и <адрес обезличен> В остальной части это же решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения. СОГЛАСОВАНО: Судья Л.А. Арефьева