№ 2-1249/2011 Иск Лаптева Г.П. к ГУ УПФ РФ в г.Краснотурьинске о признании незаконным отказа во включении периодов работы в специальный трудовой стаж при назначении пенсии удовлетворен.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 декабря 2011 года г. Краснотурьинск

Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Трегуб Н.К.

при секретаре Кених Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаптева Г. П. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснотурьинске о признании незаконным отказа во включении периодов работы в специальный трудовой стаж при назначении размера пенсии,

у с т а н о в и л:

Лаптев Г.П. обратился в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Краснотурьинске о признании отказа о включении в специальный трудовой стаж для исчисления размера пенсии его работу в Южно-Заозерском прииске незаконным, указав, что с <дата обезличена> ему назначена трудовая пенсия по старости в связи с достижением возраста <...> лет и занятостью на работах с тяжелыми условиями труда, специальный стаж зачтен в размере <...>. Считая, что ему не полностью зачтен специальный стаж в период его исполнения трудовых обязанностей в Южно-Заозерском прииске (позднее артели старателей «Южно-Заозерский прииск»), <дата обезличена> он обратился с заявлением в ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснотурьинске о включении междобычных периодов работы во время подготовительных работ в специальный стаж, однако, письмом начальника ГУ УПФ в г. Краснотурьинске ему было в этом отказано.

В судебном заседании Лаптев Г.П. исковые требования поддержал в полном объеме, просит суд признать отказ ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г. Краснотурьинску о включении спорных периодов работы (<дата обезличена>) в качестве, машиниста драги, машиниста землесосной установки ЮЗП как в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости, незаконным; обязать ответчика учесть спорные периоды его работы как льготный стаж и включить в его специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающими право на начисление льготного размера пенсии, указанные выше периоды работы, а также произвести перерасчет назначенного размера пенсии с <дата обезличена>.

В обоснование заявленных требований Лаптев Г.П. пояснил, что в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> он работал в Южно-Заозерском прииске (ранее - государственном предприятии, ныне - производственная артель старателей «Южно-Заозерский прииск») в качестве машиниста землесосной установки гидравлики , машиниста драги , где был занят на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренными списком № 2 - открытых горных работах по добыче дра­гоценных металлов. В период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, а также с <дата обезличена> по <дата обезличена> он работал машинистом драги , с <дата обезличена> по <дата обезличена> - машинистом землесосной установки. В междобычный период он осуществлял ремонт драг для подготовки их к добычному периоду в составе ремонтной бригады. При этом он работал полный рабочий день, полную рабочую неделю, простоев за время его работы в ПАС «ЮЗП», а также отвлечений от работы не было. Считает, что промывка горной массы с извлечением драгоценных металлов является только одним из циклов горных работ, который представляет собой целый неделимый процесс, в связи с чем проведение подготовительных работ является частью технологического процесса по добыче металлов. В состав такого комплекса входят: вскрышные работы, геолого-разведочные работы, производство горно-подготовительных работ (погрузочно-разгрузочных, транспортных работ по доставке грузов, работ по прокладке и содержанию автомобильных работ, зимников, работ по расчистке полигона от леса, очистке понтона ото льда, монтаж и демонтаж технологического оборудования, строительство гидротехнических сооружений, промывку горной массы, работы по рекультивации нарушенных земель). В междобычные периоды он осуществлял ремонт оборудования и подготовку его к добычному периоду, на другую работу на время междобычного периода его не переводили. Ремонт является неотъемлемой частью деятельности по добыче металлов и необходим для запуска драги, поскольку добыча драгметалла предполагает работу на исправном оборудовании. В зимний период не было смысла запускать драгу, поскольку она тонула в воде. Заработная плата в междобычные периоды не понижалась, условия работы были те же самые.

Представитель ГУ УПФ РФ в г. Краснотурьинске Плотникова О.С., действующая по доверенности от <дата обезличена>, в судебном заседании исковые требовании Лаптева Г.П. не признала, пояснив, что оспариваемые истцом периоды работы не могут быть зачтены в трудовой стаж, так как в соответствии с п.п. 2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости может назначаться мужчинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев 10 лет соответственно на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Поскольку истец добычей полезных ископаемых был занят не полный год, а лишь определенный период (добычной сезон), то и в специальный трудовой стаж ему может быть засчитан только этот период. В силу климатических и природных условий на территории Урала добыча полезных драгоценных металлов происходит в теплый период, так как технологический процесс добычи требует использования воды.

Она просит отказать истцу в удовлетворении его исковых требований.

Выслушав пояснения сторон, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что истцу было отказано во включении периодов его работы на предприятии ЮЗП в междобычные периоды на том основании, что указанные предприятия в силу природных и климатических условий не занимались непосредственной добычей драгоценных металлов (л.д.9-11).

По смыслу п.п.2 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по стрости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 (далее Правила), в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации. К уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (п.4). Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение в течение полного рабочего дня, засчитывается в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные (п.5).

Согласно ст.13 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.66 Трудового кодекса Российской Федерации, Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 555, Перечню документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Постановлением Минтруда Российской Федерации от 27.02.2002 г. № 16 трудовой стаж и страховой стаж для регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» устанавливается по документам, выдаваемым в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. В тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно копии трудовой книжки Лаптев Г.П. работал в оспариваемые им периоды в ЮЗП (л.д. 16-19).

Данный факт подтверждается также копиями лицевого счета истца за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> года.

Из уточняющей справки артели старателей ЮЗП от <дата обезличена> видно, что Лаптев Г.П. в оспариваемые периоды работал при добыче драгоценных металлов из россыпных месторождений открытым способом. Комплекс работ по добыче драгоценных металлов из россыпных месторождений открытым способом включает в себя: вскрышные работы; геолого-разведочные работы, производство горно-подготовительных работ; строительство гидротехнических сооружений; промывка горной массы; работы по рекультивации нарушенных земель. Все работы ведутся круглогодично и круглосуточно, в две смены продолжительностью 12 часов каждая. Для подготовки драги и гидравлик к промывочному сезону необходимо провести работы по расчистке полигона от леса, отколку льда, очистку полигона ото льда, строительство гидротехнических сооружений, монтаж водоводов, горно-подготовительные работы. Выполнение таких работ производится в зимний период, чтобы к работам по промывке горной массы приступить в марте. Лаптев Г.П. был занят обеспечением технологического процесса добычи драгметалла, работал постоянно, полный рабочий день, в условиях полной рабочей недели. Простоев за время работы истца не было, отпуск без сохранения заработной платы им не использовался. Предприятие работало постоянно, полный рабочий день, в условиях полной рабочей недели. Работы, выполняемые Лаптевым Г.П., предусмотрены Списком № 2, разделом 1, подразделом 1 «а» открытые горные работы (л.д.13-15).

Свидетель <ФИО>1 в судебном заседании пояснил, что вместе с истцом работал в ЮЗП на протяжении <...> лет, с <дата обезличена> на драге , где истец работал машинистом драги. В зимний период машинисты драги занимаются ремонтными работами, проводят зачистку, которая занимает более месяца. По истечении добычного сезона на основании распоряжения начальника драги машинисты драг исполняли обязанности сварщиков и слесарей по ремонту оборудования. В трудовую книжку записи не вносились. Во время добычного периода драга изнашивалась, требовался капитальный ремонт, на проведение которого выделялись средства. В ходе ремонта оборудование подготавливалось к добычному сезону. В марте-апреле ремонт заканчивался и начинались работы.

В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что профессии и работы, которые выполнял в оспариваемые периоды времени истец, включены в Список № 2, утвержденный как постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173, так и аналогичным Списком, утвержденным Кабинетом Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.

По смыслу ст.293 Трудового кодекса Российской Федерации сезонными признаются работы, которые в силу климатических и иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего, как правило, шести месяцев. Перечни сезонных работ утверждаются Правительством РФ. В частности такой перечень работ утверждался Постановлением НКТ СССР от 11.10.1932 г. № 185 и Постановлением СМ РСФСР от 04.07.1991 г. № 381 и расширительному толкованию не подлежит. Работы, связанные с добычей драгоценных металлов, производимые работниками, занятыми в зимнее время на других работах в той же организации, не относятся к сезонным.

Данный факт ответчиком признан и указан в письменном возражении.

В соответствии с Положением «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников организаций, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных и рудных месторождений», имеющих особый характер работы», утвержденным Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 02.04.2003 г. № 29-н по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации, годовое время деятельности данных организаций делится на два обособленных производственных периода: подготовительный период, когда выполняются работы по подготовке организации к основному периоду добычи драгоценных металлов и драгоценных камней. Работа в организациях осуществляется в круглосуточном режиме при непрерывной производственной неделе. Продолжительность производственного периода, рабочего времени и времени отдыха работников в указанных организациях определяется работодателями с учетом конкретных природно-климатических и производственных условий. Для работников устанавливается суммированный учет рабочего времени с учетным периодом продолжительностью в один календарный год. Рабочее время и время отдыха в пределах годового учетного периода устанавливается графиком работы, который утверждается работодателем в порядке, предусмотренном действующим законодательством. В зависимости от конкретных условий производства на отдельных участках или производствах графиком может быть установлена продолжительность рабочей смены не более 12 часов. Всем работникам указанных организаций предоставляется перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня, ежедневный (междусменный) отдых, еженедельный отдых согласно графику не менее одного дня в течение календарной недели и ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что по своим профессиональным обязанностям Лаптев Г.П. в течение полного рабочего дня и календарного года выполнял обязанности по производству горных работ.

Исследовав в совокупности представленные доказательства, суд считает, что ответчик необоснованно не принял к зачету в льготный стаж оспариваемые периоды работы истца в производственной артели старателей «Южно-Заозерский прииск», поскольку в судебном заседании установлено, что в эти периоды истец выполнял такую работу, на которой он подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда, и которая по смыслу ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Ссылка ответчика на то обстоятельство, что оспариваемые истцом периоды работы в АС «ЮЗП» в качестве машиниста драги, машиниста землесосных установок не могут быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как междобычные периоды не были связаны с непосредственной добычей драгоценных металлов, необоснованна, поскольку основана на неправильном толковании специфики выполняемых им работ и во внимание судом не принимается.

Как было указано выше, Списком № 2 (в редакции 1991 года) разделом 1, подразделом 1а предусмотрены «открытые горные работы», выполняемые машинистами землесосных установок (шифр профессии 2010100а-13737) и машинистами драг (шифр профессии 2010100а-13704). Горные работы по добыче драгоценных металлов включают в себя комплекс работ: вскрышные работы, геолого-разведочные работы, производство горно-подготовительных работы (погрузочно-разгрузочных и транспортных работ по доставке грузов, по прокладке и содержанию автомобильных дорог, зимников, работ по расчистке полигона от леса, очистке понтона ото льда, монтаж и демонтаж технологического оборудования), строительство гидротехнических сооружений, промывку горной массы, работы по рекультивации нарушенных земель. Так как без подготовительного периода основные работы проводить невозможно, все эти работы представляют собой единый технологический процесс по добыче драгоценных металлов. Такая же работа предусматривалась и Списком от 1956 года.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П содержащаяся в п.4 ст.30 Федерального закона норма в той части, в какой она во взаимосвязи с п.2 ст.31 названного Закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. путем их преобразования в расчетный пенсионный капитал исключает льготный порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, признана не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 01.01.2002 г. пенсионных прав, в том числе касающегося исчисления трудового стажа и размера пенсии по нормам ранее действовавшего законодательства.

В судебном заседании установлено, что трудовая пенсия по старости Лаптеву Г.П. назначена с <дата обезличена> года, в его специальный стаж была зачтена работа в ЮЗП сроком <...>, междобычные периоды включены не были.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким-либо сроком.

Установлено, что право на назначение пенсии у истца наступило <дата обезличена>, с заявлением о назначении пенсии он обратился в предусмотренные Законом сроки, поэтому с <дата обезличена> междобычные периоды должны быть включены в специальный стаж его работы.

На основании изложенного, руководствуясь п.п.2 п.1 ст.27 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Иск Лаптева Г. П. к ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснотурьинске о признании незаконным отказа о включении периодов работы в специальный трудовой стаж при назначении размера трудовой пенсии удовлетворить.

Обязать ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснотурьинске включить Лаптеву Г. П. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости следующие периоды его работы в производственной артели старателей «Южно-Заозерский прииск» (ранее Южно-Заозерский прииск): с <дата обезличена> (меж­добычные периоды).

Обязать ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснотурьинске произвести Лаптеву Г. П. перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом включенных междобычных периодов его работы в специальный трудовой стаж в соответствии с п.5 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с <дата обезличена>.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме через суд г. Краснотурьинска.

Председательствующий: судья Трегуб Н.К.

Решение в окончательной форме изготовлено на компьютере 26 декабря 2011 года.

Согласовано

Судья Н.К. Трегуб