Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 декабря 2011 года г. Краснотурьинск Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Трегуб Н.К. при секретарях Валдаевской Н.Г., Делимовой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ворожейкина С. А. к администрации городского округа «Краснотурьинск» о предоставлении жилого помещения, установил: Ворожейкин С.А., <дата обезличена> года рождения, обратился в Краснотурьинский городской суд к администрации городского округа Краснотурьинск о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке? указав, что он с <данные изъяты> возраста относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители умерли: отец <ФИО>3 – <дата обезличена>, а мать <ФИО>4 - <дата обезличена>. На момент смерти родителей те не имели жилья ни на праве собственности, ни на праве пользования по договору социального найма. На его заявление о предоставлении ему жилья как сироте администрация ГО Краснотурьинск ответила отказом, ссылаясь на то, что постановлением главы администрации г.Краснотурьинска № от <дата обезличена> одновременно с установлением опеки над ним его бабушкой <ФИО>1 за ним было закреплено жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен> Однако данная квартира на момент вынесения данного постановления на праве собственности принадлежала бабушке <ФИО>1 и ее мужу. <ФИО>1 в <дата обезличена> обращалась к прокурору <адрес обезличен> с заявлением об отмене незаконного постановления, на что прокурором в адрес главы администрации было направлено представление об устранении указанного нарушения, однако в удовлетворении представления прокурора главой ГО Краснотурьинск было отказано. В настоящее время он не является членом семьи <ФИО>1, у него отсутствует жилье, поэтому как сирота имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма. Отказ администрации ГО Краснотурьинск в предоставлении ему жилья противоречит закону. В судебном заседании истец Ворожейкин С.А. исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что относится к категории детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, так как <дата обезличена> умер его отец - <ФИО>3, а <дата обезличена> умерла мать - <ФИО>4 В связи с тем, что при жизни его родители уклонялись от исполнения своих обязанностей на основании постановления Главы администрации г.Краснотурьинска от <дата обезличена> № в отношении него была установлена опека его родной бабушкой <ФИО>1 с одновременным закреплением жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, находившегося уже на момент вынесения постановления в совместной собственности бабушки <ФИО>1 и ее мужа, так как он был вселен в указанное жилое помещение в качестве их члена семьи. В настоящее время он не проживает совместно с <ФИО>1 ввиду прохождения обучения по очной форме в г.Екатеринбурге и не относится к членам семьи собственников жилого помещения. В <дата обезличена> он обратился с заявлением в жилищный отдел администрации ГО Краснотуринск о включении его в льготный список для получения жилья ввиду того, что до достижения совершеннолетия он являлся сиротой, однако письмом заведующего жилищным отделом администрации ГО Краснотурьинск от <дата обезличена> о включении его в льготный список на получения жилья по договору социального найма было отказано на том основании, что за ним закреплено жилое помещение и нуждающимся он не является. В <дата обезличена> бабушка обратилась к Главе ГО Краснотурьинск о внесении изменения в постановление главы администрации г.Краснотурьинска № от <дата обезличена> в части закрепления за ним, Ворожейкиным С.А., жилья, принадлежащего супругам <ФИО>2. В <дата обезличена> в удовлетворения заявления <ФИО>1 было отказано с указанием на то, что он вместе с матерью в момент оформления приватизации квартиры (<дата обезличена>) вместе с матерью был снят с регистрационного учета, а затем с <дата обезличена> вновь был зарегистрирован. Ввиду нахождения на обучении в г.Екатеринбурге его бабушка <ФИО>1 в <дата обезличена> обратилась к прокурору г.Краснотурьинска с заявлением о проверке законности действий администрации городского округа Краснотурьинск, отказавшей включить его во внеочередной список на получения жилья. На данное заявление был получен ответ, из которого следовало о его праве на включение в список на получение жилья как сироты. В <дата обезличена> прокурором г.Краснотурьинска на незаконные действия администрации ГО Краснотурьинск было принесено представление об устранении указанных нарушений, но и в названном представлении прокурора было отказано со ссылкой на то, что он, Ворожейкин С.А., приобрел право пользования жилым помещением, принадлежащим супругам Баксаль, поскольку проживал вместе с бабушкой, являвшейся его законным представителем. По его мнению, администрация ГО Краснотурьинска на основании п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации обязана была включить его как сироту в льготный список на получение социального жилья и во внеочередном порядке предоставить ему жилье по договору социального найма. На основании изложенного он просит суд дать правовую оценку действиям администрации городского округа Краснотурьинск, отказавшей включить его в льготный список на получение жилья и обязать администрацию городского округа Краснотурьинск предоставить ему жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке. Изменять или уточнять исковые требования он не желает. В судебном заседании представитель администрации г.Краснотурьинск Лутфуллина Л.Г., действующая на основании доверенности от <дата обезличена> №, исковые требования Ворожейкина С.А. не признала в полном объеме и пояснила, что Ворожейкин С.А. с рождения был зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес обезличен> как член семьи нанимателя жилого помещения <ФИО>1 Договором № от <дата обезличена> указанная трехкомнатная квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м. была приватизирована и передана в собственность <ФИО>1 и <ФИО>2 При этом в период оформления документов на приватизацию квартиры мать ребенка - <ФИО>4 вместе с ним снялась с регистрационного учета, а затем вновь <ФИО>4 и Ворожейкин С.А. были зарегистрированы по месту жительства в указанной квартире и продолжали проживать в ней как члены семьи собственника помещения. Согласно п.2 ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей. В соответствии с частями 1 и 2 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации несовершеннолетний ребенок приобретает право пользования жилым помещением как член семьи собственника жилого помещения. В соответствии с п.1 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой, сохраняют право пользования жилым помещением, в связи с чем <дата обезличена> главой местного самоуправления было вынесено постановление о закреплении за Ворожейкиным права на жилое помещение, являющееся жильем его опекуна. По закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении. В настоящее время Ворожейкин продолжает сохранять право пользования указанным жилым помещением, поэтому его жилищные права не нарушены. <дата обезличена> Ворожейкин С.А. обращался с заявлением о включении его в льготный список для получения жилья без приложения необходимых документов. В удовлетворении его заявления было отказано ввиду того, что за ним имеется закрепленное жилье общей площадью более учетной нормы (14 кв.метров), приходящейся на одного члена семьи. Кроме того, по ее мнению, администрация ГО Краснотурьинск не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку в соответствии с установленным Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП, предоставление жилых помещений гражданам указанной категории осуществляется за счет средств областного бюджета. При этом уполномоченным органом в части целевого расходования данных денежных средств является Правительство Свердловской области в лице получателя средств областного бюджета – СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и письменные документы, суд приходит к следующим выводам. Из материалов дела следует, что на основании постановления главы администрации г.Краснотурьинска № от <дата обезличена> опекуном Ворожейкина С.А., <дата обезличена> года рождения, была назначена его бабушка <ФИО>1 ввиду того, что мать воспитанием сына не занималась, а отец имел другую семью. Этим же постановлением за Ворожейкиным С.А. была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес обезличен> (л.д.15). В соответствии с договором передачи квартиры в собственность граждан № от <дата обезличена> и на основании акта оценочной комиссии от <дата обезличена> трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен> в порядке приватизации передана в совместную собственность <ФИО>1 и <ФИО>2 и зарегистрирована за ними в БТИ г.Краснотурьинска <дата обезличена> (л.д.7-8). Из копии поквартирной карточки видно, что при жизни мать истца Ворожейкина (она же <ФИО>4) <ФИО>4 неоднократно из указанного жилья снималась с регистрационного учета и снова там же регистрировалась, как с сыном Ворожейкиным (ранее Фоломешкиным) . так и без него. <дата обезличена>, то есть до передачи документов на приватизацию квартиры, <ФИО>4 с сыном С. снялась с регистрационного учета, а <дата обезличена> зарегистрировалась вновь, ее сын Ворожейкин С.А. вновь был зарегистрирован <дата обезличена> (л.д.9). Согласно копиям свидетельств о смерти, отец истца - <ФИО>3 умер <дата обезличена> (л.д.10), мать – <ФИО>4 (ранее Ворожейкина) <ФИО>4 умерла <дата обезличена> (л.д.11). Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области № от <дата обезличена>, справки филиала «Северное Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» СОГУП «Областной Центр недвижимости» Свердловской области № от <дата обезличена> видно, что право собственности на объекты недвижимости за Ворожейкиным С. А. в г.Краснотурьинске Свердловской области не зарегистрировано (л.д.46-47). В соответствии с п. 1 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. В статье 26 Областного закона Свердловской области от 23.10.1995 г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (в ред. от 27.12.04 № 211-ОЗ) также гарантировано право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в детские организации, к родственникам, опекунам (попечителям), на сохранение права на жилую площадь, на которой они проживали ране, а при отсутствии такого права – на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с федеральным и областным законодательством. Из пояснений истца следует, что с <дата обезличена> он проживает отдельно от опекуна. Являясь студентом вуза, на период обучения проживает в общежитии вуза в г.Екатеринбурге. Факт обучения подтверждается справкой УСЗН г.Краснотурьинска. Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о фактическом отсутствии у истца жилого помещения для проживания после выселения из жилья опекуна. Согласно ч.ч.3, 5 и 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Статьей 6 Областного Закона от 20 февраля 2006 года № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» регламентирован порядок подачи заявлений о принятии на учет и направления иных документов, являющихся основанием для принятия граждан на учет. Частью 1 данной нормы права предусмотрено, что заявления о принятии на учет подаются, а иные документы, являющиеся основаниями для принятия граждан на учет, направляются в областные исполнительные органы государственной власти Свердловской области или территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области, к полномочиям которых в соответствии с нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Губернатором Свердловской области или Правительством Свердловской области, отнесено рассмотрение документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет. Однако, исходя из положений ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является орган местного самоуправления, обязанный в том числе осуществлять постановку на учет в качестве нуждающихся всех категорий граждан, указанных в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (малоимущие и иные, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях), до создания органов, указанных в ч. 1 ст. 6 Областного закона № 3-ОЗ. <дата обезличена> Ворожейкин С.А. обратился с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении в связи с его отсутствием в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д.44-45). <дата обезличена> в удовлетворении названного выше заявления Ворожейкину С.А. было отказано на том основании, что постановлением главы администрации г.Краснотурьинска от <дата обезличена> за ним было закреплено жилье, принадлежавшее на праве совместной собственности супругам <ФИО>2, по месту его проживания с опекуном. Этим же письмом ему также предложено представить необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в получении жилья (л.д.39). Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о незаконности отказа администрации городского округа Краснотурьинск о включении истца как сироты в льготный список для внеочередного получения жилья по его заявлению от <дата обезличена> с указанием на то, что истец имел закрепленное за ним жилье, поскольку постановление главы администрации г.Краснотурьинска № от <дата обезличена>, закрепляющее за Ворожейкиным С.А. жилое помещение, принадлежащее на праве собственности опекуну, не является законным, так как противоречит ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, из которой следует, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом, а потому ущемляет и права истца. Доводы представителя администрации городского округа Краснотурьинск Лутфуллиной Л.Г. о том, что при приватизации квартиры супругами <ФИО>2 было нарушено право Ворожейкина С.А. на участие в приватизации, и утверждение в связи с этим, что последний приобрел право пользования названным жилым помещением, судом во внимание не принимается, поскольку право собственности супругов <ФИО>2 никем не оспорено, а истец не уполномочил администрацию городского округа Краснотурьинск выступать в защиту его интересов. Кроме того, до приватизации родители истца, не лишенные родительских прав, имели право и должны были в случае нарушения прав ребенка защищать его права, а администрация городского округа Краснотурьинск, на которую действующим законодательством возложена обязанность в соответствии с Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1 от 04 июля 1991 года осуществлять передачу и продажу жилья в собственность граждан, должна была перед заключением договора приватизации соблюдать интересы и права заинтересованных лиц. Как установлено, истец правом приватизации не воспользовался, право на подачу заявления об оспаривании указанного выше договора приватизации истцу в судебном заседании разъяснялось. В судебном заседании установлено, что истец Ворожейкин С.А. относится к категории лиц, имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Несмотря то, что истцу как сироте необоснованно было отказано во включении в льготный список для получения жилья во внеочередном порядке по указанному выше основанию, его требования, изложенные в исковом заявлении и поддержанные им в судебном заседании в той же редакции, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Порядок предоставления жилых помещений определен постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения». Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п. 8). В соответствии с указанным Постановлением обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (п. 2). Согласно п. 3 данного постановления Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" (далее - Фонд) Пунктом 6 названного Постановления предусмотрено, что Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений. Аналогичное постановление Правительства Свердловской области действовало и в 2010 году - № 646-ПП от 20 апреля 2010 года. В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ворожейкину С.А. в судебном заседании неоднократно судом разъяснялось как о праве уточнения исковых требований, предъявляемых к администрации ГО Краснотурьинск, так и формулировании им требований к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о приобретении для него как сироты за счет средств областного бюджета жилого помещения. Однако истец уточнять требования категорически отказался, требуя дать правовую оценку действиям администрации городского округа Краснотурьинск. С требованием к администрации городского округа Краснотурьинск о предоставлении ему жилого помещения в соответствии с ч.3 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации как малоимущему истец не обращался. На основании изложенного, руководствуясь ст.148 Семейного кодекса Российской Федерации, ст.ст.49, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ, ст.26 Областного закона Свердловской области от 23.10.1995 г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (в редакции Закона от 27 декабря 2004 года № 211-ОЗ), статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: В удовлетворении исковых требований Ворожейкина С. А. к администрации городского округа Краснотурьинск о предоставлении жилого помещения отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Краснотурьинский городской суд Свердловской области. Председательствующий: судья Трегуб Н.К. Решение в окончательной форме изготовлено на компьютере 23 декабря 2011 года. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 марта 2012 года решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 15 декабря 2011 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Ворожейкина С. А. - без удовлетворения. СОГЛАСОВАНО: Судья Н.К. Трегуб