Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 10 июля 2012 года г.Краснотурьинск Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Трегуб Н.К., истцов Петрунина С. М., Петруниной М. В., при секретаре Стариковой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петрунина С. М., Петруниной М. В. к администрации городского округа Краснотурьинск о признании незаконным отказа комитета по архитектуре и градостроительству администрации городского округа Краснотурьинск в выдаче градостроительного плана строительства индивидуального жилого дома и возложении обязанности подготовить и выдать градостроительный план строительства индивидуального жилого дома, установил: Супруги Петрунин С.М. и Петрунина М.В. обратились в суд с иском к администрации городского округа Краснотурьинск, комитету по архитектуре и градостроительству администрации городского округа Краснотурьинск о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана строительства жилого дома, указав, что они являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Данный жилой дом приобретен ими по договору купли-продажи в <данные изъяты>, <дата обезличена> сделка зарегистрирована в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области. В настоящее время они проживают по данному адресу с двумя несовершеннолетними детьми. Названный жилой дом был построен более 50 лет назад, фактический износ дома в настоящее время составляет 38 %. Учитывая, что длительное время реконструкция дома не проводилась, они хотят улучшить свои жилищные условия: сделать пристрой к дому, где будут находиться детская комната, кухня, туалет, ванная комната и котельная. В марте 2012 года они обратились в комитет по архитектуре и градостроительству ГО Краснотурьинск с заявлением о выдаче градостроительного плана строительства нового жилого дома взамен старого. <дата обезличена> от администрации ГО Краснотурьинск Свердловской области они получили письменный отказ ввиду нахождения их дома в территориальной зоне Ж-3 (зоне среднеэтажных многоквартирных жилых домов), отнесенной на основании Правил землепользования и застройки городского округа Краснотурьинск, утвержденных решением городской Думы городского округа от 24.12.2009 года № 159. На этом основании в перестройке, а значит и в улучшении жилищных условий им было отказано. Они считают отказ в выдаче градостроительного плана на строительство нового дома незаконным, противоречащим Конституции Российской Федерации и действующему законодательству. Согласно ч. 2 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно ч. 10 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации в соответствии с федеральными законами запрет на использование земельного участка и объектов капитального строительства может быть наложен в случае, если их использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Реконструкция нашего дома, а именно: строительство пристроя - дополнительных комнат - является гражданским правом. Они как собственники жилого помещения, могут распоряжаться им по своему усмотрению, желают осуществлять строительство на своей территории. Данные действия не нарушают норм федерального законодательства. Реконструкция индивидуального жилого помещения не опасна для жизни и здоровья их семьи и других людей. Они просят признать отказ администрации ГО Краснотурьинск и Комитета по архитектуре и градостроительству о выдаче градостроительного плана реконструкции индивидуального жилого дома незаконным. В ходе рассмотрения дела истцы заявленные требования уточнили, просили признать незаконным отказ администрации городского округа Краснотурьинск, комитета по архитектуре и градостроительству администрации городского округа Краснотурьинск незаконным в выдаче градостроительного плана земельного участка под строительство индивидуального жилого дома взамен ветхого, расположенного по адресу: <адрес обезличен> и обязать их выдать им градостроительный план земельного участка под строительство индивидуального жилого дома взамен ветхого, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. В обоснование уточненных исковых требований истец Петрунин С.М. пояснил, что они с супругой воспитывают двух несовершеннолетних детей. Данный жилой дом они приобрели по договору купли-продажи в <дата обезличена> года, <дата обезличена> сделку зарегистрировали в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, после чего вселились в дом, где и проживают. <дата обезличена> они решили расширить дом путем пристроя к нему дополнительных комнат, санузла, так как общая площадь дома для семьи мала. Однако, начав подготовку к этому, они обнаружили, что реконструировать дом нецелесообразно в связи с его ветхостью, так как названный дом построен более 50 лет назад. По данным БТИ, износ дома составляет 38%. В <дата обезличена> года они обратились в комитет по архитектуре и градостроительству ГО Краснотурьинск с заявлением о выдаче градостроительного плана строительства нового жилого дома взамен старого. <дата обезличена> от администрации ГО Краснотурьинск Свердловской области они получили письменный ответ за № с отказом выдать такой градостроительный план ввиду нахождения их дома в зоне среднеэтажных многоквартирных жилых домов, то есть территориальной зоне Ж-3, отнесенной на основании Правил землепользования и застройки городского округа Краснотурьинск, утвержденных решением городской Думы городского округа от <дата обезличена> №. В связи с отказом они не могут улучшить свои жилищные условия, не могут как собственники распорядиться своей собственностью, хотя опасности возводимый дом никому не принесет. Они намерены построить одноэтажный дом, аналогичный ветхому, но с большим количеством комнат и санузлом. Они считают отказ в выдаче градостроительного плана на строительство нового дома, противоречащим Конституции Российской Федерации и действующему законодательству, и просят обязать комитет по архитектуре и градостроительству городского округа Краснотурьинск выдать им градостроительный план земельного участка под строительство индивидуального жилого дома взамен ветхого, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Петрунина М.В. заявленные и уточненные требования также поддержала, дала аналогичные пояснения. Представители администрации ГО Краснотурьинск – ведущий специалист претензионно-искового отдела администрации ГО Краснотурьинск Лутфуллина Л.Г., действующая на основании доверенности № от <дата обезличена>, и председатель комитета по архитектуре и градостроительству администрации ГО Краснотурьинск Вершинина О.В. в судебное заседание не явились, направили письменные заявления с просьбой рассмотреть данное дело в их отсутствие, а также письменный отзыв на иск. С согласия истцов судом определено рассмотреть данное дело в отсутствие представителей ответчика. Из письменного отзыва Лутфуллиной Л.Г. следует, что согласно представленным документам истцы являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата обезличена> произведена запись регистрации №, а также собственниками земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером: №, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата обезличена> произведена запись регистрации №. В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, утверждение правил землепользования и застройки городских округов. Согласно разделу 2 «Карта градостроительного зонирования» Правил землепользования и застройки городского округа Краснотурьинск применительно к территории города Краснотурьинска, утвержденных решением Думы городского округа Краснотурьинск от 24.12.2009 № 159, данный земельный участок находится в территориальной зоне Ж-3 - зона среднеэтажных многоквартирных жилых домов. Согласно градостроительному регламенту в данной зоне не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство. Руководствуясь пунктом 3 статьи 6 Правил землепользования и застройки городского округа Краснотурьинск применительно к территории города Краснотурьинск, земельные участки и объекты капитального строительства, существовавшие на законных основаниях до вступления в силу Правил или до вступления в силу изменений в Правила, являются несоответствующими Правилам в случаях, если эти объекты имеют виды использования, которые не поименованы как разрешенные для соответствующих территориальных зон. Использование таких земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с частями 8-10 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также статьей 7 Правил землепользования и застройки городского округа Краснотурьинск применительно к территории города Краснотурьинска, а именно: все изменения земельных участков и объектов капитального строительства не соответствующие Правилам, осуществляемые путем изменения видов их использования, строительных параметров, могут осуществляться только путем приведения их в соответствие с Правилами или уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции, установленным Правилами. Поэтому отказ Комитета по архитектуре и градостроительству администрации городского округа Краснотурьинск о выдаче градостроительного плана реконструкции индивидуального жилого дома по <адрес обезличен> за № от <дата обезличена> является законным. Она просит суд в удовлетворении исковых требований Петруниных отказать (л.д.25-27). Председатель комитета по архитектуре и градостроительству администрации городского округа Краснотурьинск Вершинина О.В. в письменном отзыве на иск Петруниных указала, что Петрунин С.М. обратился в комитет по архитектуре и градостроительству с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, для целей строительства индивидуального жилого дома взамен ветхого, на которое ему был дан ответ от <дата обезличена> № с отказом в подготовке указанного документа. Данный отказ основан на положениях Правил землепользования и застройки городского округа Краснотурьинск (далее - Правила), утвержденных решением Думы городского округа Краснотурьинск от 24.12.2009 № 159 с изменениями, внесенными решением Думы городского округа Краснотурьинск от 22.12.2011 № 357. Указанными Правилами введена система регулирования землепользования и застройки, основанная на градостроительном зонировании, а именно: делении территории города Краснотурьинска на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительных регламентов по видам разрешенного использования земельных участков и предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах этих территориальных зон. Согласно разделу 2 «Карта градостроительного зонирования» Правил земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, находится в территориальной зоне Ж-3 (зона среднеэтажных многоквартирных жилых домов), где не предусмотрено строительство индивидуальных жилых домов, то есть данный вид использования является несоответствующим Правилам землепользования и застройки. В соответствии с пунктом 3 статьи 6 главы 2 Правил, земельные участки и объекты капитального строительства, существовавшие на законных основаниях до вступления в силу Правил или до вступления в силу изменений в Правила, являются несоответствующими Правилам в случаях, если эти объекты имеют виды использования, которые не поименованы как разрешенные для соответствующих территориальных зон. Использование земельных участков и объектов капитального строительства, несоответствующих Правилам, определяется в соответствии с частями 8-10 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, а также статьей 7 Правил землепользования и застройки. А именно - реконструкция объектов капитального строительства, не соответствующих градостроительным регламентам, может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом. На основании изложенного она просит отказать в удовлетворении требований Петруниных (л.д.28-29). Выслушав пояснения истцов, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности с <дата обезличена> в общей совместной собственности Петруниной М.В. и Петрунина С.М. имеется жилой <адрес обезличен> общей площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.7). Из кадастрового паспорта здания, изготовленного филиалом СОГУП «ОГЦ технической инвентаризации регистрации недвижимости» <дата обезличена>, видно, что данный дом был введен в эксплуатацию в <дата обезличена> году (л.д.12-13). Из справки, выданной данной организацией <дата обезличена> №, следует, что износ дома составляет 38 % (л.д.14). Данный дом поставлен на технический учет в филиале СОГУП «Областной государственный центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости», о чем свидетельствуют представленные истцом документы: свидетельство о праве собственности, технический паспорт, план объекта недвижимости с техническими характеристиками для целей государственной регистрации прав и сделок с ним. Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности с <дата обезличена> Петрунины М.В. и С.М. являются также и собственниками земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по тому же адресу (л.д.8). Из названного документа следует, что земельный участок расположен на землях населенных пунктов, имеет разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство. Земельный участок поставлен на кадастровый учет. Согласно кадастровому плану в настоящее время ему присвоен кадастровый номер №. Ранее земельный участок также состоял на кадастровом учете, что усматривается из кадастрового плана земельного участка (л.д.13). Земельный участок и дом были приобретены истцами по договору купли-продажи от <дата обезличена>, заключенному между истцами и <ФИО>1, представителем бывшего собственника и продавца дома <ФИО>2 В данном договоре указано, что земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство. Истцами произведена оплата стоимости дома и земельного участка (л.д.9-11). Согласно ответу № от <дата обезличена>, данному истцам председателем комитета по архитектуре и градостроительству администрации городского округа Краснотурьинска, земельный участок согласно разделу 2 «Карты градостроительного зонирования» Правил землепользования и застройки городского округа Краснотурьинск применительно к территории города Краснотурьинска, утвержденных решением Думы городского округа Краснотурьинск от <дата обезличена> №, находится в территориальной зоне Ж-3 (зона среднеэтажных многоквартирных жилых домов), Согласно градостроительному регламенту в данной зоне не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство. Согласно пункту 3 статьи 6 главы 2 Правил землепользования застройки, земельные участки и объекты капитального строительства, существовавшие на законных основаниях до вступления в силу Правил или до вступления в силу изменений в Правила, являются несоответствующими Правилам в случаях, если эти объекты имеют виды использования, которые не поименованы как разрешенные для соответствующих территориальных зон. Использование таких земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с частями 8 – 10 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также статьей 7 Правил землепользования и застройки, а именно: строительство индивидуального жилого дома, - не соответствующих градостроительным регламентам, может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом (л.д.15). Однако частями 8 – 10 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность эксплуатации земельных участков и объектов капитального строительства, виды разрешенного использования которых, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Реконструкция объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом. Таким образом, ссылаясь при отказе на вышеназванные нормы закона, ответчики фактически возлагают на истцов обязанность при проведении работ по строительству нового дома взамен существующего ветхого дома, принадлежащего им на праве собственности, возведение многоквартирного дома, что соответствует Правилам землепользования и застройки городского округа Краснотурьинск градостроительному регламенту и приведению объекта капитального строительства и Карте градостроительного зонирования. Согласно пункту 7 Правил землепользования и застройки городского округа Краснотурьинск, утвержденных Решением Думы городского округа Краснотурьинск № от <дата обезличена>, земельные участки и объекты капитального строительства, указанные в пунктах 3, 4 статьи 6 настоящих Правил, а также ставшие не соответствующими настоящим Правилам после внесения изменений в настоящие Правила, могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с настоящими Правилами, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно Таблице условных обозначений, наименований территориальных зон, видов и параметров разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в пределах границ территориальных зон к Правилам землепользования и застройки городского округа Краснотурьинск, <адрес обезличен> расположен в зоне Ж-3 (зона среднеэтажных многоквартирных жилых домов), (л.д.30). Вместе с тем вид разрешенного использования, определенный Таблицей, не соответствует виду разрешенного использования, указанного в свидетельстве о праве собственности на земельный участок и в кадастровом плане земельного участка, где указан вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство. В соответствии со статьями 209, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Действительно, материалами дела подтверждается, что будущее строительство нового жилого дома будет нарушать требования земельных и градостроительных норм, выполняемое без учета действующих на территории муниципального образования городской округ Краснотурьинск Правил землепользования и застройки, Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации, поскольку земельный участок, принадлежащий истцу подпадает под зону «Ж-3» - зону среднеэтажных многоквартирных жилых домов. В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации территория населенного пункта подразделяется на территориальные зоны. Для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) устанавливается градостроительный регламент. При этом градостроительный регламент является актом, определяющим правовой статус земельных участков, входящих в состав конкретной территориальной зоны. Им устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 9 ст. 1, ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Согласно ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 30, ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты территориальных зон устанавливаются Правилами землепользования и застройки, утверждаемыми представительным органом местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний. На территории муниципального образования городской округ Краснотурьинск такие Правила утверждены решением Думы городского округа Краснотурьинск от <дата обезличена>, введены в действие с <дата обезличена>. С введением градостроительного зонирования на территории муниципального образования городской округ Краснотурьинск любое строительство (реконструкция) объектов недвижимости может осуществляться только в пределах, разрешенных зонированием территорий, что соответствует требованиям ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Фактически запрещая истцам совершать с принадлежащим им на праве собственности домом действия по приведению этого дома в состояние, пригодное для проживания, ответчик нарушает их права, предусмотренные статьями 35, 36, 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Анализ вышеизложенных норм права и материалов дела позволяет сделать вывод о том, что, приобретая в собственность земельный участок в 2012 году, истцы учитывали вид его разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, что в настоящее время соответствует зоне «Ж-1» - зона жилых домов усадебного типа. Принятые же в 2009 году и введенные в действие в 2010 году вышеуказанные Правила не могут умалять конституционные права и законные интересы истца. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Петрунина С.М. и Петруниной М.В. подлежат удовлетворению. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 15, 35, 36, 55 Конституции Российской Федерации, статьями 209, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 30, 31, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 194 – 198 Гражданско-процессуального Кодекса Российской Федерации, суд, решил: Иск Петрунина С. М. и Петруниной М. В. к администрации городского округа Краснотурьинск о признании незаконным отказа комитета по архитектуре и градостроительству городского округа Краснотурьинск в выдаче градостроительного плана строительства индивидуального жилого дома и возложении обязанности подготовить и выдать градостроительный план строительства индивидуального жилого дома удовлетворить. Признать отказ комитета по архитектуре и градостроительству администрации городского округа Краснотурьинск в выдаче Петрунину С. М. и Петруниной М. В. градостроительного плана строительства индивидуального жилого дома незаконным. Обязать администрацию городского округа Краснотурьинск выдать Петрунину С. М. и Петруниной М. В. градостроительный план строительства жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с принесением апелляционной жалобы через Краснотурьинский городской суд. Председательствующий: судья Трегуб Н.К. Решение в окончательной форме изготовлено на компьютере 16 июля 2012 года. СОГЛАСОВАНО Судья: Н.К. Трегуб