№2-304/2012 Заявление Командировой Е.В., Командирова А.В. о признании пункта Постановления Главы городского округа Краснотурьинск незаконным удовлетворено.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 марта 2012 года г. Краснотурьинск

Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:

Председательствующего: судьи Радикевич З.М.,

Заявителя: Командировой Е.В.

Представителя ответчика: Коваль Л.А., действующей на основании доверенности от <дата обезличена>,

При секретаре: Делимовой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Командировой Е. В., Командирова А. В. о признании пункта Постановления Главы городского округа Краснотурьинска незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Командиров А.В., Командирова Е.В. обратились в суд с заявлением к Администрации городского округа Краснотурьинск (далее Администрация) о признании пункта 1 постановления Главы городского округа Краснотурьинск от <дата обезличена> незаконным, указав, что <дата обезличена> года в Администрацию ими было подано заявление о включении их семьи в список молодых семей - участников плана мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в Свердловской области на 2006-2010 годы и предоставить социальную выплату на приобретение жилья молодой семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением от <дата обезличена> Главы ГО Краснотурьинск их семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области». <дата обезличена> за в их адрес было направлено письмо об исключении их семьи из списка молодых семей (постановление от <дата обезличена> ), в связи с тем, что в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы внесены изменения в части использования социальных выплат молодыми семьями, а также было предложено подать документы для получения социальной выплаты на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу).

<дата обезличена> ими были предоставлены документы и заявление о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011-2015 годы.

<дата обезличена> их семья признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011-2015 годы (постановление от <дата обезличена> ).

Постановлением Главы ГО Краснотурьинск от <дата обезличена> «Об исключении молодых семей из состава участников подпрограммы «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) 2011 областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011-2015 годы их семья исключена из состава участников по причине того, что в <дата обезличена> года заявителю Командировой Е.В. исполнилось 36 лет.

Заявители полагают, что данное постановление незаконно, поскольку в программе не предусмотрена возможность исключения из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» при достижении одним из членов семьи возраста 36 лет.

Заявители просят суд признать п. 1. постановления от <дата обезличена> Главы городского округа Краснотурьинск «Об исключении молодых семей из состава участников подпрограммы «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011 -2015 годы – незаконным, обязать Администрацию восстановить их семью в составе участников подпрограммы.

В судебном заседании Командирова Е.В. требования поддержала. В обоснование пояснила, что они состоят в зарегистрированном браке с <дата обезличена>, имеют троих детей: дочь <ФИО>1, <дата обезличена> года рождения, сына <ФИО>2, <дата обезличена> года рождения, дочь <ФИО>3 <дата обезличена> года рождения. В <дата обезличена> году их семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в списки участников подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей в Свердловской области на 2006 – 2010 годы. Им с супругом было по 33 года. На тот момент, ориентируясь на подпрограмму, они претендовали на получение сертификата в размере около <данные изъяты> руб., поскольку с помощью материнского капитала и ипотечного займа в апреле <дата обезличена> годы ими была куплена 3-х комнатная квартира за <данные изъяты> руб., общей площадью <данные изъяты> кв.м. В настоящее время в связи с рождением 3-го ребенка их семья вновь стала нуждающейся в улучшении жилищных условий. В связи с тем, что подпрограмма 2006-2010 года прекратила свое действие, в <дата обезличена> года по их заявлению их семья была принята в состав участников подпрограммы на 2011 – 2015 годы, о чем было издано постановление Главы ГО Администрации. Становясь участниками данной подпрограммы, они также претендовали на получение денежных средств, чтобы заплатить ипотечный кредит, по которому имеются обязательства в размере <данные изъяты>.руб., их семья является многодетной, работает один супруг, она находится в отпуске по уходу за ребенком. Исключение их семьи из состава участников подпрограммы, по ее мнению, незаконно. В первой подпрограмме 2006 – 2010 года не было оговорки о том, что на момент получения денег супругам должно быть не более 35 лет, на момент включения в состав участников обеих подпрограмм они с супругом соответствовали требованиям. Они не могут нести ответственность за недостаточность финансирования.

Заявитель Командиров А.В. в судебное заседание не явился, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия в связи с отъездом на работу вахтовым методом в город Н.Уренгой.

Представитель Администрации Коваль Д.А., действующая на основании доверенности от <дата обезличена>, требования не признала. В обоснование возражений показала, что постановление Администрации издано в соответствии с действующим законодательством РФ.

В соответствии с разделом 5 подпрограммы «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)» областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы (далее - подпрограмма) заказчиком подпрограммы является Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области (далее -| Министерство). Исполнителями подпрограммы являются Министерство и администрации Муниципальных образований в Свердловской области.

Организационные мероприятия на региональном уровне предусматривают:

ежегодное формирование сводного списка молодых семей – участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) Свердловской области, и списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) по СО в соответствии с Порядком формирования списков молодых семей - участников подпрограммы по Свердловской области.

Организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают:

формирование списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) по муниципальному образованию в Свердловской области.

Социальные выплаты предоставляются молодым семьям - участникам подпрограммы, которые должны отвечать определенным требованиям, одним из которых является то, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не должен превышать 35 лет. Список семей-претендентов формируется в хронологической последовательности по дате постановки на учет и утверждается приказом Министерства. При составлении списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье не должен превышать 35 лет. Документы для внесения изменений в списки органы местного самоуправления обязаны предоставлять безотлагательно после возникновения причин для внесения изменений.

Основаниями для внесения изменений в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году по Свердловской области являются:

изменения в связи с несоответствием молодой семьи условиям участия в подпрограмме.

Семья Командировых перестала соответствовать условиям участия в подпрограмме, поскольку одному из супругов – Командировой Е.В. исполнилось 36 лет.

Представитель заинтересованного лица: Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области в судебное заседание не явился, направив в суд письменный отзыв по заявлению. В отзыве указано, что с заявлением Командировых Министерство не согласно в полном объеме. Действительно, семья Командировых была признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей, федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г. (постановление Правительства РФ № 675 от 17.09.2001 г). Выделение социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья возможно исключительно на основании правил и требований, установленных действующими нормативными правовыми актами. Постановлением Свердловской области 454- ПП от <дата обезличена> была утверждена отдельная программа «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим на территории Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)» областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011-2015 годы».

Как любое расходное обязательство, данное постановление может быть реализовано на практике исключительно по установленным в нем правилам: участие в подпрограмме возможно только в соответствии с установленными требованиями.

В соответствии с Порядком участником Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;

Основаниями для внесения изменений в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, сводный список молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по Свердловской области, список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты по Свердловской области являются:

4) достижение предельного возраста одним из членов молодой семьи. Таким образом, исключение семьи Командировых из списка участников Подпрограммы правомерным. Возрастные ограничения «35 лет» предусмотрены и как условие для принятия решения о включении в список участников Подпрограммы, так и основанием для исключения из данного списка.

Свидетель <ФИО>4 – специалист 2 категории Комитета по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации ГО Краснотурьинск - в судебном заседании показала, что семья Командировых в <дата обезличена> году была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и участником подпрограммы 2006 – 2010 г. Каждый год до сентября текущего года они формируют списки, которые предоставляют в Министерство по их требованию. Семья Командировых не была включена в списки, подаваемые в Министерство в 2009 и 2010 годах, из-за недостаточности финансирования, из которого 5% - из доли местного муниципального бюджета. В 2010 году из 82 участников получили 37. В 2011 году Командировы были признаны участниками другой подпрограммы, так как являлись нуждающимися и могли претендовать на получение социальной выплаты для погашения кредита около <данные изъяты> руб.. В <дата обезличена> они подавали списки в Министерство, в них была включена семья Командировых. Министерство утвердило списки из 7 семей, семья Командировых не вошла в их число. Решение об исключении из состава участников подпрограммы и списков принимала Администрация ГО Краснотурьинск, в связи с тем, что возраст одного из участников превысил 35 лет.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 285 от 13.05.2006 года утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы.

Указанными Правилами установлен порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе: на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 675 от 17.09.2001 года.

Пунктом 5 Правил установлено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

- возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

- признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

- наличия у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размере предоставляемой социальной выплаты.

Заявители Командировы А.В. и Командирова Е.В. вступили в зарегистрированный брак <дата обезличена>. Имеют трех несовершеннолетних детей: дочерей <ФИО>1 <дата обезличена> года рождения, <ФИО>3 <дата обезличена> года рождения, сына <ФИО>2 <дата обезличена> года рождения. (л.д. 7 – 12).

<дата обезличена> ими было подано заявление Главе ГО Краснотурьинск о включении их семьи в список молодых семей – участников плана мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в Свердловской области на 2006 – 2010 годы и предоставление социальной выплаты на приобретение жилья молодой семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий. (127).

Постановлением Главы ГО Краснотурьинск от <дата обезличена> семья Командировых из 4-х человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> . Супругам Командировым на то время было по 33 года. (л.д. 5, 21).

Из договора купли-продажи квартиры, кредитного договора от <дата обезличена> усматривается, что <дата обезличена> семья Командировых купили трехкомнатную квартиру с привлечением заемных средств в сумме 1050000 руб., полученных по кредиту «Ипотечный» по программе «Молодая семья». Кредит выдан на срок до 2030 года. (л.д. 128 – 134).

Постановлением Главы ГО Краснотурьинск от <дата обезличена> утверждены списки молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в <дата обезличена> году по городскому округу Краснотурьинск. В данный Список было включено 82 семьи. Семья Командировых, несмотря на то, что была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» до формирования списка, в данный список включена не была. (л.л. 175 – 199).

Как пояснила в судебном заседании представитель Администрации ГО Краснотурьинск и свидетель <ФИО>4 семья не была включена из-за недостаточности софинансирования социальных выплат.

Приказом Министерства по физической культуре и спорту Свердловской области № 177/ос от 29.11.2010 года утвержден список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья в 2010 году по г. Краснотурьинску в количестве 37 семей. (л.д. 165 – 174).

После 2010 года условия предоставления социальных выплат молодым семьям были установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена>, которым была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 – 2015 годы, включающая подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», а также Постановлением Правительства Свердловской области № 1487-ПП от <дата обезличена>, которым утверждена областная целевая программа «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011 – 2015 годы, включающая подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области» на 2011 – 2015 годы.

При этом в Разделе 5 Постановления Правительства Свердловской области № 1487-ПП от 11.10.2010 года содержится условие, в соответствии с которым участниками подпрограммы могут быть молодые семьи, признанные органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 675 от <дата обезличена>, купившие (построившие) жилье с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы.

Условия признания и основания отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, содержащихся в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1050 от 17.12.2010 года аналогичны Правилам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации № 675 от 17.09.2001 года.

22 марта 2011 года супругами Командировыми было подано заявление о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жилье молодых семей в Свердловской области на 2011 – 2015 годы областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области на 2011 – 2015 годы.

Постановлением Главы ГО Краснотурьинск от <дата обезличена> утверждены списки молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) по городскому округу Краснотурьинск. В данный список, состоящий из 17 семей, семья Командировых не была включена, несмотря на то, что заявление было подано ими двумя месяцами ранее. (л.д. 157 – 164).

Постановлением Главы ГО Краснотурьинск от <дата обезличена> семья Командировых из 4-х человек была признана участниками подпрограммы «Предоставление финансовой поддержки молодых семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области на 2011 – 2015 годы и включена в список.

Таким образом, семья Командировых на момент признания их участниками обеих подпрограмм (2002 – 2010 и 2011 – 2015 г.г.) соответствовала требованиям, предъявляемым к молодым семьям в рамках признания их нуждающимися в получении социальной выплаты молодой семье.

Постановлением Главы ГО Краснотурьинск от <дата обезличена> в Постановление от <дата обезличена> были внесены изменения, список семей увеличен до 32, семья Командировых была включена в данный список под . (л.д. 144 – 156).

В материалах дела имеется Выписка из списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году, утвержденного приказом Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики /ОС от <дата обезличена>. Данный список содержит перечень из 7 семей. Семья Командировых в данный список не включена. (л.д. 141 – 143.

Постановлением Главы ГО Краснотурьинск от <дата обезличена> семья Командировых исключена из состава участников подпрограммы «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области на 2011 – 2015 годы, а также из списка, в связи с достижением предельного возраста одним из членов молодой семьи. (л.д. 19).

Согласно статье 5 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

Частями 2,5 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Следовательно, Порядок формирования списков молодых семей – участников подпрограммы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области № 1487-ПП от 11.10.2010 года не должен противоречить Постановлению Правительства Российской Федерации, более того Порядок формирования списков молодых семей – участников подпрограммы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области № 1487-ПП от 11.10.2010 года должен соответствовать постановлению Правительства Российской Федерации № 1050 от 17.12.2010 года, так как принят именно на основании и в соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации.

В соответствии с п.п. «а» п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена>, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами не предусмотрена, предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат, при этом основанием для внесения таких изменений достижение предельного возраста не является.

Недостаточность софинансирования социальных выплат не должна ущемлять права семьи Командировых, которая в настоящее время является многодетной, поскольку имеет 3-х несовершеннолетних детей, на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья. Исключение из списка нарушает конституционные принципы равенства всех перед законом и возможность реализовать гарантированные государством права.

Таким образом, заявление Командирова А.В., Командировой Е.В. о признании Постановления Главы городского округа Краснотурьинска об исключении их семьи из списка - незаконным, подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 258, 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Командировой Е. В., Командирова А. В. о признании пункта 1 Постановления Главы городского округа Краснотурьинска от <дата обезличена> незаконным – удовлетворить.

Признать незаконным пункт 1 Постановления Главы городского округа Краснотурьинск от <дата обезличена> «Об исключении молодой семьи из состава участников подпрограммы «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011 – 2015 годы об исключении из состава участников и списка молодую семью в составе: Командиров А. В., Командирова Е. В., <ФИО>1, <ФИО>2.

Обязать Администрацию городского округа Краснотурьинск восстановить семью в составе: Командиров А. В., Командирова Е. В., <ФИО>1, <ФИО>2 в состав участников подпрограммы «Предоставление финансовой поддержки молодых семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области на 2011 – 2015 годы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 2 апреля 2012 года.

Председательствующий судья Радикевич З.М.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 05.07.2012 решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 26.03.2012 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

СОГЛАСОВАНО

Судья: З.М. Радикевич