об обязании органов местного самоуправления осуществить государственную регистрацию права собственн



Дело Номер обезличен

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. ... Дата обезличенаг.

Судья ... суда ... М.Л. Самойленко,

при секретаре Бажиной Л.М.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красносулинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Красносулинского района об обязании органов местного самоуправления осуществить государственную регистрацию права собственности на автомобильные дороги

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Красносулинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Администрации Красносулинского района об обязании органов местного самоуправления осуществить государственную регистрацию права собственности на автомобильные дороги, указывая на то, что Красносулинской городской прокуратурой была проведена проверка исполнения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в части закрепления права собственности субъектов дорожной деятельности на автомобильные дороги общего пользования. В обоснование своих требований истец ссылается на положения Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», нормы Федерального закона от 06.10.2003г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которым осуществление деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Также истец, ссылается на ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которой, государственная регистрация является единственным подтверждением существования зарегистрированного права. Поскольку автомобильные дороги, в силу ст. 130 ГК РФ, относятся к объектам недвижимости, то в данном конкретном случае, по мнению истца, право собственности на автомобильные дороги подлежат государственной регистрации за органом муниципального образования «Красносулинский район», в границах которого находятся эти дороги.

По результатам проверки, указывает истец, было выявлено, что в перечне автомобильных дорог общего пользования, находящихся на территории муниципального образования «Красносулинский район» состоит 74 внутрирайонных автомобильных дорог, не относящиеся к автомобильным дорогам областного назначения, согласно прилагаемого перечня, и на которые на настоящий момент не зарегистрировано право собственности МО «Красносулинский район», что создает препятствия в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и применения мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам, в связи с чем также может быть нарушено право на безопасность дорожного движения в отношении неопределенного круга лиц. В связи с чем Красносулинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать Администрацию муниципального образования «Красносулинский район» принять предусмотренные законом меры по регистрации в органах федеральной регистрационной службы РФ права муниципальной собственности на 74 автомобильные дороги, согласно перечня этих дорог, указанных в исковом заявлении.

В судебном заседании помощник Красносулинского городского прокурора Мещерякова Т.В. поддержала заявленные требования в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.

Представители Администрации Красносулинского района Стрельцова С.А., Рудь А.М., действующие на основании доверенностей явились, исковые требования не признали, ссылаясь на то, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Положениями Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, указаны полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Возражая на довод прокурора о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования «Красносулинский район» создает препятствия в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и применения мер ответственности в случае выявления несоответствия дорог установленным правилам и стандартам, представители ответчика сослались на положения Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги, на п. 2 ст. 4 и ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определены права, которые подлежат государственной регистрации, о том, что обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона. В связи с чем, по мнению представителей ответчиков, указанные Красносулинским городским прокурором в исковом заявлении объекты не подлежат обязательной государственной регистрации, поскольку правоустанавливающие документы на них оформлены до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Кроме того, представители ответчика указали, что права неопределенного круга лиц, в связи в незарегистрированным правом собственности на автомобильные дороги, находящиеся в границах муниципального образования, не нарушаются, поскольку в силу действующего законодательства, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог в том числе и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги и для осуществления органами местного самоуправления полномочий в области дорожной деятельности не требуется государственная регистрация права собственности на автомобильные дороги, в ведении которых они находятся.

Выслушав стороны, изучив все материалы по делу, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В ст. 13 вышеуказанного указанного Федерального закона законодатель определил круг полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Из положений ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определены права, которые подлежат государственной регистрации. Согласно п. 2 ст. 4 указанного закона обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

Статьей 6 указанного Федерального закона, предусмотрен перечень случаев, когда требуется государственная регистрация возникшего до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ права на объект недвижимого имущества и включает в себя регистрацию возникших после введения в действие указанного закона перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие указанного закона сделки с объектом недвижимого имущества.

В соответствии с п. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В судебном заседании установлено, что Администрацией Красносулинского района была проведена сверка указанных в иске автомобильных дорог и сведений, содержащихся в реестре муниципального имущества муниципального образования «Красносулинский район», согласно которой в муниципальную собственность МО «Красносулинский район» входят 31 автомобильные дороги, указанные в исковом заявлении под порядковыми номерами 1,2,3,4,5.6,7,8,9,10,11,12,14,15,16.17,18,19,20,21,23,25,26,30,33,42,49,50,61,65,66, что подтверждается выписками из реестра муниципальной собственности МО «Красносулинский район». Остальные 41 объекта, указанных в исковом заявлении истцом, не входят в состав муниципальной собственности МО «Красносулинский район».

В судебное заседание представителем Красносулинского городского прокурора не было представлено доказательств, опровергающих данный факт.

Доводы представителя ответчика Стрельцовой С.А., о том, что не подлежат обязательной государственной регистрации, объекты, на которые правоустанавливающие документы были оформлены до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», заслуживают внимания.

В судебном заседании установлено, что 23 из вышеуказанных дорог являлись муниципальной собственностью МО «Красносулинский район» на 1996год и правоустанавливающие документы на которые были оформлены до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности МО «Красносулинский район», схемой автомобильных дорог Красносулинского района.

Вместе с тем из материалов дела, а именно выписки из реестра муниципальной собственности Красносулинского района следует, что подъезд от автомобильной дороги «г.Гуково- п. Углеродовский» к х. Ясный, протяженностью 4,1 км., территориальная автомобильная дорога общего пользования г. Гуково- х. Васецкий, протяженностью 2,8 км., подъезд автомобильной дороги «Г. Гуково- п. Углеродоаский» к ст. Замчалово, протяженностью 3,3 км, территориальная дорога общего пользования х. Платово- х. Верхняя Ковалевка, протяженностью 2 км, территориальная автомобильная дорога общего пользования г. Гуково- х. Платово, протяженностью 2 км,подъезд от магистрали «дон» к ст. Новолмихайловская, протяженностью 6,0 км, подъезд автомобильной дороги «подъезд от магистрали «дон» к ст. Новомихайловская» к х. Холодный Плес, протяженностью 3,9 км, территориальная автомобильная дорога общего пользования ст. Новомихайловская – п. Розетт, протяженностью 7,0 км были переданы и включены в реестр муниципальной собственности Красносулинского района в 2005г., то есть после введения в действие федерального закона об обязательной регистрации прав на недвижимость.

В судебном заседании ответчиком не было представлено доказательств государственной регистрации прав на вышеупомянутые объекты, переданные в муниципальную собственность Красносулинского района в 2005г.из г. Гуково и г. Зверево.

Доводы истца связанные с бюджетным финансированием Ростовской областью муниципальных образований в части ремонта и содержания автомобильных дорог и невозможностью без государственной регистрации этих дорог надлежащего контроля за расходованием выделенных средств, так как процедура государственной регистрации требует проведения межевания, в ходе которой будут четко определены границы, протяженность автомобильных дорог, находящихся в собственности муниципального образования, заслуживают внимания.

При таких обстоятельствах, суд считает требования истца в части обязания ответчика произвести государственную регистрацию права на объекты: подъезд от автомобильной дороги «г.Гуково- п. Углеродовский» к х. Ясный, протяженностью 4,1 км., территориальная автомобильная дорога общего пользования г. Гуково- х. Васецкий, протяженностью 2,8 км., подъезд автомобильной дороги «Г. Гуково- п. Углеродоаский» к ст. Замчалово, протяженностью 3,3 км, территориальная дорога общего пользования х. Платово- х. Верхняя Ковалевка, протяженностью 2 км, территориальная автомобильная дорога общего пользования г. Гуково- х. Платово, протяженностью 2 км,подъезд от магистрали «дон» к ст. Новомихайловская, протяженностью 6,0 км, подъезд автомобильной дороги «подъезд от магистрали «дон» к ст. Новомихайловская» к х. Холодный Плес, протяженностью 3,9 км, территориальная автомобильная дорога общего пользования ст. Новомихайловская – п. Розетт, протяженностью 7,0 км, подлежащими удовлетворению.

В остальной части иска следует отказать.

При решении вопроса о взыскании государственной пошлины в доход государства, с ст. 103 ГПК РФ, ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, полагает, что с ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере 4 000руб., между тем, суд, руководствуясь действующим законодательством, полагает возможным уменьшить размер госпошлины, подлежащий взысканию с ответчика до 1 000руб., исходя из затруднительного финансового положения ответчика, что подтверждается справкой финансового отдела Администрации Красносулинского района № -03-05\437 от 30.08.2010г., представленной ответчиком в судебное заседание.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Красносулинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Красносулинского района об обязании органов местного самоуправления осуществить государственную регистрацию права собственности на автомобильные дороги, удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Красносулинского района осуществить государственную регистрацию права собственности на следующие объекты: подъезд от автомобильной дороги «г.Гуково- п. Углеродовский» к х. Ясный, протяженностью 4,1 км., территориальная автомобильная дорога общего пользования г. Гуково- х. Васецкий, протяженностью 2,8 км., подъезд автомобильной дороги «Г. Гуково- п. Углеродоаский» к ст. Замчалово, протяженностью 3,3 км, территориальная дорога общего пользования х. Платово- х. Верхняя Ковалевка, протяженностью 2 км, территориальная автомобильная дорога общего пользования г. Гуково- х. Платово, протяженностью 2 км,подъезд от магистрали «дон» к ст. Новомихайловская, протяженностью 6,0 км, подъезд автомобильной дороги «подъезд от магистрали «дон» к ст. Новомихайловская» к х. Холодный Плес, протяженностью 3,9 км, территориальная автомобильная дорога общего пользования ст. Новомихайловская – п. Розетт, протяженностью 7,0 км

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Администрации Красносулинского городского поселения в доход государства госпошлину в размере 1 000руб.

Решение может быть обжаловано в Судебную Коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Красносулинский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.Л.Самойленко