о призании права на предоставлени выплат за счет средств на реализацию программ местного развития



Дело № 2-615/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

10 июня 2011 года г.Красный Сулин

Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Ребровой М.В.,

при секретаре Балан Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Моисеенкова Николая Ивановича к Администрации <адрес> третьему лицу- Минэнерго России о признании за ним права на предоставление выплаты за счет средств на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов и поселков, обязании администрации <адрес> включить в список граждан на переселение из ветхого жилья и заключить договор на предоставление социальной выплаты, суд, -

УСТАНОВИЛ:

Истец Моисеенков Николай Иванович обратился в суд с иском к Администрации <адрес>, третьему лицу- Минэнерго России о признании за ним права на предоставление выплаты за счет средств на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов и поселков, обязании администрации <адрес> включить в список граждан на переселение из ветхого жилья и заключить договор на предоставление социальной выплаты, указывая на то, что он является собственником жилья, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности.

Истец указывает, что в результате ведения горных работ, жилье по адресу: <адрес>, х. <адрес> <адрес> стало непригодным для проживания и в связи с этими обстоятельствами его мать- ФИО2 были внесены в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла, истец унаследовал принадлежащий ей дом, расположенный по адресу: <адрес>, ФИО7 <адрес>, зарегистрирован в нем и проживает.

Ответчик не признает его право на предоставление выплаты за счет средств на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов и поселков, поэтому он просит обязать администрацию <адрес> включить его в список граждан на переселение из ветхого жилья и заключить договор на предоставление социальной выплаты.

Судебное заседание было назначено к слушанию, стороны надлежаще извещены о времени и месте слушания дела.

Судебное заседание слушалось с участием истца Моисеенкова Н.И., его представителя ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19), представителя Администрации <адрес> Ростовской области Долговой М.Б., действующей на основании доверенности , от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.21)

В судебном заседании истец Моисеенков Н.И., представитель Помазков А.И., требования иска поддержали по основаниям, указанным в иске, пояснили, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону истце является собственником жилого дома, признанного ветхим и подлежащим сносу, проживает в этом доме фактически с года поскольку ухаживал за больной матерью, а зарегистрировался с года. Ранее собственником жилого дома, признанного ветхим и подлежащим сносу, являлась его мать ФИО2, которая была включена в списки на переселение граждан. Истец и представитель истца также указывают, что в соответствии со ст. 1112 ГК РФ, поскольку ФИО2приобрела право быть включенной в списки граждан, имеющих право на приобретение жилья взамен сносимого, то это право связано не с ее личностью, а с ее имуществом, находящемся в ее собственности и подлежащим сносу в связи с непригодностью по критериям безопасности.

Представитель ответчика Администрации <адрес> по доверенности Долгова М.Б. не признала исковые требования Моисеенкова Н.И., просила в иске отказать, по основаниям, указанным в письменном отзыве (л.д.25-26), пояснила, что истец не проживал в жилом доме по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> на момент принятия решения о ликвидации шахтерских предприятий, в настоящее время программа местного развития действует, социальные выплаты предоставляются.

Представитель третьего лица – Минэнерго России будучи надлежаще уведомленным о дате, месте, времени слушания дела в суд не явился, представил письменным отзыв (л.д.38-40 ), в котором указал, что уточнение списков является исключительным правом ответчика. Суд рассматривает иск в порядке ст. 167 ГПКРФ,

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что требования Моисеенкова Н.И. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из положений «Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» ( в редакции Постановления Правительства РФ от 26.01.2006г. № 44, от 29.04.2006г. № 262, от 15.11.2006г. № 688), устанавливающих порядок и условия предоставления за счет средств федерального бюджета субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, следует, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике.

В соответствии с п.8 Правил «Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428 содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам – в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Суд не соглашается с доводами представителя ответчика о том, что основным требованием для включения в Список и получения субвенций является факт проживания гражданина в указанном жилье на момент принятия решения о ликвидации шахтерского предприятия, со ссылкой на Правила «Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428, поскольку гражданин имеет право на получение указанной субсидии только в том случае, если в жилом доме, ставшим ветхим на момент принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности гражданин фактически проживал, в связи с чем включается в Списки на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемой шахтой. Прямого указания в данной норме закона, о том, что правом на получение указанной субсидии обладают только те граждане, которые на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности проживали в жилье, признанным ветхим и подлежащим сносу и в связи, с чем и были включены в Список, не имеется.

Исходя из норм действующего законодательства, субсидии предоставляются на основании ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, которые утверждаются органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласуются с Федеральным агентством по энергетике, в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков устанавливается, что субвенции направляются, в частности, на финансирование реализации таких мероприятий, как снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого и т.д. (пункт 5).

Постановление от 13 июля 2005 года N 428 принято Правительством Российской Федерации во исполнение части 2 статьи 45 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" и устанавливает порядок и условия предоставления за счет средств федерального бюджета субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, а также субсидий гражданам для приобретения (строительства) жилья взамен сносимого. В соответствии с пунктами 10 и 11 утвержденных им Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков

субсидии предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему субсидии.

В соответствии с ч.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Закон РФ от 25.06.1993г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» также связывает его с жилым помещением, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору либо на иных основаниях, предусмотренных российским законодательством (ст.2). Наличие соответствующего жилого помещения подтверждается фактом регистрации гражданина территориальными органами Федеральной миграционной службы и органами внутренних дел.

Из материалов дела следует, что в Списке граждан, подлежащих переселению, под № указана ФИО2(л.д.9). Согласно свидетельству о государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14) жилой дом, площадью .м., расположенный по адресу: <адрес>, х. <адрес> <адрес>,д.<адрес>, признанный ветхим жильем, ставшим непригодным для проживания в результате ведения горных работ, находится в собственности Моисеенкова Н.И. Основанием для получения данного свидетельства послужило свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

В судебном заседании установлено, что шахта «Соколовская» ОАО «Ростовуголь» была ликвидирована, согласно приказу ООО «Ростовуголь» от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации филиалов и структурных подразделений ОАО «Ростовуголь(л.д.28,29).

Тот факт, что жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, признан ветхим, ставшим в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности и подлежит сносу подтверждается материалами дела и не оспаривается представителем ответчика.

Изменения, связанные с внесением в основные списки пропущенных взрослых членов семьи, сменой собственника жилья или другие, не связанные с естественной прибылью или убылью граждан, оформляются протоколом Минэнерго России до включения граждан в списки на предоставление социальных выплат.

Из материалов дела следует, что ФИО2была включена в Список граждан, подлежащих переселению, что подтверждено документально истцом (л.д.9)

Из ответа Администрации <адрес> Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.), со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428Моисеенкову Н.И. отказано во внесение в Список переселяемых граждан в виду непредставления документов, подтверждающих факт его проживания в доме на момент принятия решения о ликвидации шахты

Таким образом, в данном конкретном случае, защита Моисеенковым Н.И. своих прав, на получение субсидии, в связи с причинением вреда жилью, находящемуся в его собственности, в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах возможна в рамках, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года N 428.

Суд не соглашается с доводами представителя ответчика об отсутствии доказательств проживания истца в спорном жилом помещении на момент принятия решения о ликвидации шахты, поскольку установление данного факта не влечет для Моисеенкова Н.И. никаких юридических последствий, т.к. в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005г., обстоятельством, имеющим значение для включения в списки граждан, подлежащих переселению, является факт проживания гражданина в указанном жилье на момент принятия решения о ликвидации шахтерского предприятия, на момент ликвидации шахты «Соколовская» ОАО «Ростовуголь», то есть на ., в данном конкретном случае, это обстоятельство не является основанием к отказу в иске Моисеенкову Н.И.

Одним из обязательных условий, в соответствии с абзацем третьим пункта 11 Правил, является то, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств, предоставленной ему субсидии.

Доказательств, подтверждающих отказ истца от принятия обязательств о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору, наличия обременений в отношении дома, представителем ответчика, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.

Независимо от того, кто именно является собственником жилого помещения, пришедшего в негодное для проживания состояние по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, у государства сохраняется принятая на себя обязанность по предоставлению социальной выплаты собственнику такого жилого помещения.

Оценив все доказательства по делу в их совокупности, с учетом их относимости, допустимости, достаточности и достоверности, суд полагает, что требования Моисеенкова Николая Ивановича о признании за ним права на предоставление выплаты за счет средств на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов и поселков, обязании администрации <адрес> включить в список граждан на переселение из ветхого жилья и заключить договор на предоставление социальной выплаты, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Моисеенкова Николая Ивановича - удовлетворить.

Признать за Моисеенковым Николаем Ивановичем право на предоставление выплаты за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов и поселков.

Обязать Администрацию <адрес> включить Моисеенкова Николая Ивановича в список граждан на переселение из ветхого жилья и заключить с ним договор на предоставление социальной выплаты установленной Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 в размере, начисленном Министерством топлива и энергетики РФ в соответствии с утвержденным Списком на приобретение жилья взамен сносимого ветхого.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Красносулинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия окончательного решения по делу.

Решение в окончательной форме изготовлено 14 июня 2011года.

Судья М.В.Реброва