Гражданское дело № 2-164/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Краснослободск 08 июня 2010 года
Судья Краснослободского районного суда Республики Мордовия И.Г.Варламов,
с участием истицы Т.А. Стаму,
представителя ответчика Е.М. Чегодайкиной, действующей на основании доверенности,
при секретаре Л.П. Ведищевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стаму Татьяны Александровны к ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия» о признании права на досрочную трудовую пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
Т.А. Стаму обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в Краснослободском районе Республики Мордовия от Дата обезличена года Номер обезличен, ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» из-за отсутствия, требуемого специального стажа. А именно: не было засчитано в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца, указанный в п. 2 принятого решения период работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности фельдшера-лаборанта ... участковой больницы, а также период нахождения на курсах повышения квалификации, при этом отсутствует причина отказа. С решением она не согласна, поскольку нарушено ее право на досрочное назначение трудовой пенсии. Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Списки работ, должностей и профессий для назначения пенсии работникам здравоохранения утверждаются Правительством РФ. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя определенные условия её назначения, предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства. В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Из представленных документов и материалов в Пенсионный фонд видно, что спорный период работы в должности фельдшера-лаборанта ... участковой больницы период работы указанный в п. 1 решения засчитали в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, а в п. 2 этого же решения не засчитали в специальный стаж период работы в льготном исчислении, хотя работа осуществлялась прежняя фельдшер-лаборант и она относится к периодам деятельности до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам. Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения», и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения». Разделом «Наименование должностей» Списка № 781 предусмотрен средний медицинский персонал фельдшер-лаборант, осуществляющий врачебную деятельность. Ответчик не дал мотивированный ответ о не зачислении в специальный стаж в льготном исчислении периода работы указанного в п. 2 решения, поскольку ни Список № 781, ни Правила № 516 не содержат запрета на их применение при исчислении стажа, дающего право на досрочное трудовое обеспечение. На основании вышеизложенного истица просит отменить решение ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия» Номер обезличен от Дата обезличена года, зачесть в специальный стаж в льготном исчислении 1 года за 1 года и 3 месяца периоды работы в должности фельдшера-лаборанта ... участковой больницы с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, обязать пересмотреть её заявление о досрочном назначении трудовой пенсии.
В судебном заседании истица свои требования подрежала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Е.М. Чегодайкина иск не признала по основаниям, изложенным в оспариваемом решении от Дата обезличена года Номер обезличен.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Т.А. Стаму Дата обезличена года обратилась в ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ в Краснослободском районе Республики Мордовия» с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Решением ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ в Краснослободском районе Республики Мордовия» Номер обезличен от Дата обезличена года истице было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, имеется 22 года 7 месяцев 12 дней вместо требуемых 25 лет. В соответствии с указанным решением периоды работы истицы в должности фельдшера-лаборанта ... участковой больницы с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. были засчитаны в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 3 месяца), а периоды работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года – в календарном л.д. 2-3).
Суд не находит оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
Из материалов дела следует, что Т.А. Стаму с Дата обезличена года и до настоящего времени работает фельдшером-лаборантом ... участковой больницы л.д. 4-5).
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Должность «фельдшер-лаборант», а также больницы всех наименований предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать: в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.
При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066).
Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Из изложенного следует, что поскольку Т.А. Стаму осуществляла лечебную деятельность только в сельской местности и не имела смешанного стажа работы, ответчиком льготное исчисление стажа обоснованно применено лишь к периоду работы до 01 ноября 1999 года. На момент обращения в пенсионный орган Т.А. Стаму необходимого для назначения пенсии специального стажа не имела.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Стаму Татьяне Александровне в иске к ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия» о признании права на досрочную трудовую пенсию отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Краснослободский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.Г. Варламов