Гражданское дело № 2-75/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Краснослободск 27 апреля 2011 года
Судья Краснослободского районного суда Республики Мордовия И.Г.Варламов,
с участием истицы Н.А. Потехиной,
представителя ответчика Е.М. Чегодайкиной, действующей на основании доверенности,
при секретаре Л.П. Ведищевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потехиной Нины Александровны к ГУ «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия» о признании права на досрочную трудовую пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
Н.А. Потехина обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что для оформления досрочной трудовой пенсии по старости она обратилась с заявлением в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Краснослободском районе РМ», так как её стаж работы составил более 30 лет, но ей согласно решению Управления Пенсионного фонда России № 72 от 15 марта 2011 года в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется специальный стаж 30 лет, а согласно решению имеется 25 лет 11 месяцев 21 день. В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочное назначение трудовой пенсии по старости устанавливается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа или не менее 30 лет в городах и при «Смешанном стаже», независимо от возраста. В специальный стаж работы не был засчитан период работы в ... врачебной амбулатории с 06 сентября 1983 года по 15 февраля 1987 года в должности зубного врача, так как врачебная амбулатория не предусмотрена Списком должностей и учреждений от 29 октября 2002 года № 781. С данным решением в этой части она не согласна и считает, что данное решение вынесено незаконно и необоснованно по следующим основаниям. В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 февраля 2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от возраста. Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости обусловлено наличием стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В период с 06 сентября 1983 года по 15 февраля 1987 года она работала в должности зубного врача в Селищенской врачебной амбулатории, что подтверждается копией трудовой книжки. Занимаемая ею должность в указанной амбулатории предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Кроме этого учреждение, в котором она работала является муниципальным учреждением здравоохранения, однако амбулатория не предусмотрена вышеуказанным списком, так как данное учреждение содержит наименование – амбулатория. Полагает, что различие в наименованиях учреждений не может быть основанием для лишения её права на досрочное назначение ей трудовой пенсии, поскольку право на пенсию и социальное пособие гарантировано в соответствии со ст. 39 Конституции РФ. На протяжении всего времени работы (период с 06 сентября 1983 года по 15 февраля 1987 года) стаж, который не засчитан ей в специальный стаж она осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в муниципальном учреждении здравоохранения, что подтверждается должностными инструкциями зубного врача амбулатории, при этом характер выполняемой работы с 06 сентября 1983 года по настоящее время не изменился. Лечебная деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», независимо от наименования учреждения, где осуществлялась эта деятельность, поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания ч. 1 ч. 2 ст. 19, ч. 1 ч. 2 ст. 39, ч. 2 ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Данный период работы должен быть засчитан в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в льготном исчислении 1 год работы должен быть зачтен за 1 года 3 месяца.
Истица просит признать решение ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Краснослободском муниципальном районе РМ» № 72 от 15 марта 2011 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы в должности зубного врача ... врачебной амбулатории с 06 сентября 1983 года по 15 февраля 1987 года в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения.
В судебном заседании истица Н.А. Потехина свои требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Е.М. Чегодайкина иск не признала по основаниям, изложенным в оспариваемом решении № 72 от 15 марта 2011 года.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Н.А. Потехина 18 января 2011 года обратилась в ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском районе Республики Мордовия» с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Решением ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском районе Республики Мордовия» № 72 от 15 марта 2011 года истице было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа: имеется 25 лет 11 месяцев 21 день вместо требуемых 30 лет. В соответствии с указанным решением в специальный стаж не был включен, в том числе, период работы истицы в Селищенской врачебной амбулатории с 06 сентября 1983 года по 15 февраля 1987 года (л.д. 4-5).
Решение об отказе в назначении истице досрочной трудовой пенсии является незаконным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Н.А. Потехина с 01 августа 1981 года работала зубным врачом в ... ЦРБ, 06 сентября 1983 года переведена зубным врачом в ... врачебную амбулаторию, 16 февраля 1987 года переведена зубным врачом в ... ЦРБ, где работает по настоящее время (л.д. 7-10).
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Должность «врачи-специалисты всех наименований», а также больницы всех наименований и амбулатории предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом20 пункта1 статьи27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации № 81-О от 04 марта 2004 года «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга о проверке конституционности положения подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» тождественность должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть установлена судами общей юрисдикции.
Судом установлено, что характер выполняемой истицей работы в больнице и амбулатории не изменялся, что усматривается из должностных инструкций зубного врача муниципального учреждения здравоохранения «... амбулатория» и зубного врача муниципального учреждения здравоохранения «... центральная районная больница» (л.д. 12-16).
Наименование «... врачебная амбулатория» и наименование «... амбулатория» тождественны, а указание на то, что амбулатория является врачебной, лишь уточняет профиль лечебного учреждения, поэтому отказ пенсионного органа во включении в специальный стаж периода работы с 06 сентября 1983 года по 15 февраля 1987 года только по тому основанию, что врачебные амбулатории не предусмотрены Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, является необоснованным.
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом20 пункта1 статьи27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать: в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.
При этом в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.
Между тем, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее - Постановление № 1066).
Пунктом 1 Постановления № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
При таких обстоятельствах спорный период подлежит включению истице в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
С учетом изложенного, специальный стаж Н.А. Потехиной на момент обращения в пенсионный орган составил 30 лет 3 месяца 11 дней, в связи с чем у Н.А. Потехиной возникло право на досрочную трудовую пенсию.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Потехиной Нины Александровны к ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия» удовлетворить.
Решение ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия» от 15 марта 2011 № 72 об отказе в назначении Потехиной Нине Александровне досрочной трудовой пенсии по старости признать недействительным.
Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия» включить Потехиной Нине Александровне в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды работы с 06 сентября 1983 года по 15 февраля 1987 года в должности зубного врача ... врачебной амбулатории в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия» назначить Потехиной Нине Александровне досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с 18 января 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Краснослободский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья И.Г. Варламов