Решение по заявлению прокурора района о признании незаконным бездействие администрации Старогоряшинского сельского поселения, и понуждении к совершению определенных действий.



Дело № 2-137/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Краснослободск

Республика Мордовия «08» июля 2011 г.

Судья Краснослободского районного суда Республики Мордовия А.Н. Бурмистров,

с участием заявителя – помощника прокурора Краснослободского района Республики Мордовия С.В. Солдаткина,

главы администрация Старогоряшинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия В.И. Циндяйкина,

при секретаре М.С. Гудковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействие администрации Старогоряшинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, и понуждении к совершению определенных действий,

установил:

прокурор Краснослободского района Республики Мордовия обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Старогоряшинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности администрации Старогоряшинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия. Противодействие коррупции согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции» - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). В соответствии со статьей 3 Ф3 «О противодействии коррупции» основными принципами противодействия коррупции являются: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Согласно пункту 2 статьи 6 Ф3 «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. В силу пункта 3 части 1 статьи 3 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов НПА) проводится в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Решением Совета депутатов Старогоряшинского сельского поселения №5 от 22 апреля 2011 г. утвержден «Порядок проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Старогоряшинского сельского поселения Краснослободского муниципального района» (далее по тексту - Порядок). Из содержания пунктов 2, 4 Порядка следует, антикоррупционная экспертиза проводится органами местного самоуправления сельского поселения; результаты антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении, подготовленном по итогам правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов. Прокуратурой в ходе проверки установлено, что за 5 месяцев 2011 года органами местного самоуправления Старогоряшинского сельского поселения было принято 10 нормативных правовых акта, однако, антикоррупционная экспертиза их проектов администрацией Старогоряшинского сельского поселения не проводилась, заключения по итогам экспертизы не составлялись. Неисполнение администрацией Старогоряшинского сельского поселения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов путем подготовки письменных заключений по итогам - экспертизы препятствует реализации положений Федерального закона, способствует принятию нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, что в свою очередь может повлечь нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, которых нельзя индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого их них. Просит признать незаконным бездействие администрации Старогоряшинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия по непроведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Обязать администрацию Старогоряшинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов путем подготовки письменных заключений по итогам экспертизы.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме.

Глава администрации Старогоряшинского сельского поселения В.И. Циндяйкин заявленные требования признала, пояснила, что за 5 месяцев 2011 г. принято несколько нормативных правовых акта, антикоррупционная экспертиза их проектов администрацией Старогоряшинского сельского поселения не проводилась, заключения по итогам экспертизы не составлялись.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 6 Ф3 «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. На основании пункта 1 статьи 2 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. В силу пункта 3 части 1 статьи 3 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов НПА) проводится в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Решением Совета депутатов Старогоряшинского сельского поселения №21 от 23 декабря 2009 г. утвержден Порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Старогоряшинского сельского поселения Краснослободского муниципального района (л.д.7).

Из содержания пунктов 2,4 Порядка следует, что антикоррупционная экспертиза проводится органами местного самоуправления Старошайговского сельского поселения. Результаты антикоррупционной экспертизы оформляются в соответствии с Методикой и отражаются в заключении, подготовленном по итогам правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов (л.д. 8-9).

Из ответа главы администрации Старогоряшинского сельского поселения В.И. Циндяйкина № 43 от 14 июня 2011 г. усматривается, что за 5 месяцев 2011 г. органами местного самоуправления Старогоряшинского сельского поселения принято 10 нормативных правовых акта (л.д.5-6).

Сведения о невозможности проведения администрацией антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов не поступали.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать бездействие администрации Старогоряшинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, незаконным и обязать администрацию Старогоряшинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов путем подготовки письменных заключений по итогам экспертизы.

Исходя из положений части 2 статьи 258 ГПК Российской Федерации решение суда об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, государственная пошлина составляет 200 рублей.

Таким образом, с администрации Старогоряшинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия подлежит взысканию в доход бюджета Краснослободского муниципального района Республики Мордовия государственная пошлина в размере 200 рублей, поскольку заявленные требования прокурора Краснослободского района Республики Мордовия удовлетворены, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194-198, 258 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

заявление прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействие администрации Старогоряшинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия и понуждении к совершению определенных действий, удовлетворить.

Признать бездействие администрации Старогоряшинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, незаконным.

Обязать администрацию Старогоряшинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов путем подготовки письменных заключений по итогам экспертизы.

Взыскать с администрации Старогоряшинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия в доход бюджета Краснослободского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.

В соответствии со статьями 258 ГПК Российской Федерации направить копию решения суда главе администрации Старогоряшинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия для исполнения в части проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов путем подготовки письменных заключений по итогам экспертизы.

Обязать главу администрации Старогоряшинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия В.И. Циндяйкина сообщить в Краснослободский районный суд Республики Мордовия об исполнении решения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней с момента вынесения.

Судья - А.Н. Бурмистров