Решение по иску прокурора района к администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставить жилое помещение.



Гражданское дело №2-283/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

23 ноября 2011 г. г.Краснослободск

Краснослободский районный суд Республики Мордовия в составе: председательствующего – судьи Л.А.Чижиковой,

при секретаре судебного заседания - Г.В.Ушаковой,

с участием в деле:

материального истца С.В.Шурупова,

процессуального истца прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, обратившегося в суд в защиту интересов С.В.Шурупова, его представителя помощника прокурора Краснослободского района Республики Мордовия Э.А.Бухтинова, представившего удостоверение № 080760 от 06 мая 2009 г.,

ответчика администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, его представителя Н.Е.Сорокиной, представившей доверенность от 03 ноября 2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов Шурупова Сергея Викторовича, к администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставить жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Краснослободского района Республики Мордовия, действуя в защиту интересов С.В.Шурупова, обратился в суд с иском к администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия об обязании ответчика обеспечить С.В.Шурупова по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека по договору социального найма по тем основаниям, что прокуратурой Краснослободского района во исполнение поручения прокуратуры Республики Мордовия в сентябре 2011 г. проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из положений статьи 40 Конституции Российской Федерации следует, что каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права. В соответствии с требованиями статьи 44 Конституции Российской Федерации дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение. В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, по окончании пребывания их в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, детских домах семейного типа, а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Федеральным законом от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее - Закон). Согласно статье 2 Закона регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со статьей 4 Закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Предусмотренные указанным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статьей 8 Закона, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьями 5, 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 г. N 104-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями: 1) учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 2) приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; 3) предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма Кроме того, установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 кв.м общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека. Однако приведенные положения федерального и регионального законодательства органами местного самоуправления до настоящего времени не исполняются. Так, согласно свидетельствам о смерти родителей С.В.Шурупова мать М*** т отец Н*** умерли 00.00.00. и 00.00.00. соответственно. С 22 сентября 2000 г. по 25 июня 2006 г. С.В.Шурупов находился на полном государственном обеспечении и обучался в ГОУ «Краснослободская школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно сведениям, предоставленным администрацией Краснослободского муниципального района, С.В.Шурупов состоит на учете с 28 февраля 2007 г. в очереди под №5 на улучшение жилищных условий. В соответствии с аттестатом об основном общем образовании С.В. Шурупов в 2006 г. окончила ГОУ «Краснослободская школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». После окончания обучения С.В.Шурупов проходил срочную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Однако, ни после окончания обучения в указанном образовательном учреждении, ни после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации С.В.Шурупов не был обеспечен жильем. По сведениям регистрирующих органов зарегистрированной недвижимости С.В.Шурупов не имеет. С.В.Шурупов относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья, в связи с чем имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жильем не ниже установленных социальных норм. Для категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья, поэтому они, как указано в законе, должны быть обеспечены жильем после окончания пребывания в образовательном учреждении органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Жилищное законодательство не признает основанием к отказу в иске наличие списка лиц - внеочередников, обладающих аналогичной льготой и своевременно не обеспеченных жилыми помещениями. Все они имеют одинаковую юридическую возможность на внеочередное получение жилого помещения. Эта возможность (субъективное право) возникает с момента принятия на учет и по их требованию должна быть реализована. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации). Просит обязать администрацию Краснослободского муниципального района обеспечить С.В.Шурупова по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека по договору социального найма.

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Краснослободского района Республики Мордовия Э.А.Бухтинов исковые требования поддержал по указанным в заявлении основаниям.

Материальный истец С.В.Шурупов исковые требования поддержал, пояснив, что является сиротой, после обучения и прохождения службы в рядах Вооруженных Силах Российской Федерации жилое помещение ему не предоставлялось. Какое – либо жилое помещение в собственности не имеет. В настоящее время проживает на съемной квартире по адресу: <адрес>.

Представитель ответчика администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Н.Е.Сорокина иск не признала, пояснив, что С.В.Шурупов, 00.00.00. года рождения, относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он не имеет какого – либо жилья, а также зарегистрированной недвижимости. Распоряжением главы администрации Краснослободского городского поселения от 28 февраля 2007 г. №27-р С.В.Шурупов поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включен в книгу учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, администрации Краснослободского муниципального района под №5. Право истца на внеочередное предоставление жилого помещения администрация Краснослободского муниципального района не оспаривает, однако ввиду отсутствия жилого помещения в собственности муниципального образования Краснослободский муниципальный район, а также отсутствие финансовых средств на приобретение жилых помещений в собственность С.В.Шурупов до настоящего времени жильем не обеспечен. В случае удовлетворении иска просила отсрочить исполнение решения суд до 31 января 2012 г., поскольку процедура обеспечения С.В.Шурупова жилым помещением требует времени, о чем представила заявление.

Третье лицо Министерство образования Республики Мордовия в судебное заседание не явилось. В своем заявлении первый заместитель Министра Т.Ф.Каргина просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Суд, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему выводу.

С.В. Шурупов обратился к прокурору Краснослободского района Республики Мордовия с заявлением о защите его нарушенных жилищных прав (л.д.7).

Согласно статье 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Защиту семьи, материнства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» часть 1 статьи 72).

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон). Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

Согласно статье 1 Закона, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, относятся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В судебном заседании установлено, что С.В.Шурупов родился 00.00.00. в д.<адрес>. Его родителями являются Н*** и М*** (л.д.15).

Решением Темниковского районного народного суда Республики Мордовия от 00.00.00. мать М*** была лишена родительских прав в отношении истца С.В.Шурупова, а последний был передан на попечение отцу Н***.

Согласно свидетельству о смерти I-ЖК от 00.00.00. отце Н*** умер 00.00.00.

Из справки ГОУ «Краснослободская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20 декабря 2006 г. №236 следует, что поскольку отец Н*** умер, а мать М*** лишена родительских прав, С.В.Шурупов обучался и воспитывался с 22 сентября 2000г. по 25 июня 2006 г. в указанном государственном учреждении при этом находился на полном государственном обеспечении.

Мать М*** умерла 00.00.00., что подтверждается свидетельством о смерти I-ЖК от 08 декабря 2006 г. (л.д.17).

Таким образом, исходя из приведенной выше нормы статьи 1 Закона и с учетом перечисленных доказательств у суда имеются основания полагать, что С.В.Шурупов относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим в соответствии с Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, поскольку истец до достижениям им 18 – летнего возраста остался без попечения обоих родителей и являлся в связи с этим воспитанником школы – интернат.

В соответствии со статьей 8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичные положения закреплены в статье 3 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 г. № 104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты, лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилыми помещениями однократно вне очереди по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 г. №104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями: 1) учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 2) приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; 3) предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма.

В силу пункта 1 статьи 10 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 г. №104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Мордовия.

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма должно быть принято с соблюдением требований настоящего Кодекса: предоставляться гражданам по месту жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, которая устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от доступного в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилим помещениям, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (часть 5 статья 57, статья 50 Жилищного кодекса Российской Федерации); быть изолированным от смежных жилых и нежилых помещений (статья 62 Жилищного кодекса Российской Федерации); быть пригодным для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам (статья 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 5 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 г. №104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет не менее 33 квадратных метров.

Аттестатом о среднем (полном) образовании Б от 24 июня 2006 г. установлено, что С.В.Шурупов в 2006 г. окончил обучение в ГОУ «Краснослободская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Как следует из диплома о начальном профессиональном образовании от 30 мая 2007 г., С.В.Шурупов в 2006 г. поступил учиться в Государственное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище » по профессии «Сварщик». В 2007 году истец окончил обучение в указанном учреждении начального профессионального образования, по результатам которого ему была присвоена квалификация «Электросварщик третьего разряда».

Во время обучения в Государственное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище » на основании распоряжения главы администрации Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 28 февраля 2007 г. №27-Р С.В.Шурупов был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.21-23).

После окончания Государственного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище » С.В.Шурупов был призван в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, где с учетом заключенного контракта прослужил до 07 июня 2010 г.(л.д. 10).

В настоящее время С.В.Щурупов работает в ООО «****» дорожным рабочим 3 разряда в структурном подразделении «Участок по строительству и ремонту автодорог №1»(л.д.26).

Судом установлено, что С.В.Шурупов зарегистрирован с 29 мая 2002г. по настоящее время в общежитии ГОУ «Краснослободская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по адресу: <адрес>, однако фактически проживает на съемной квартире по адресу: <адрес> (л.д. 16, 19, 21-23, 33).

Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 13 октября 2011 г. № 04/051/2011-190 и справке Краснослободского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия от 08 февраля 2007 г. № 84, за С.В.Шуруповым недвижимое имущество не зарегистрировано.

Из справки администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 23 мая 2011 г. №1001 следует, что С.В.Шурупов закрепленного жилого помещения не имеет.

Таким образом, учитывая, что С.В.Шурупов относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончил обучение в государственных образовательных учреждениях и службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, при этом не имеет какого-либо в собственности и закрепленного жилья, суд приходит к выводу, что С.В.Шурупов имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека по договору социального найма, а поэтому иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

В силу части 1 статьи 203 ГПК Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Таким образом, суд, учитывая время необходимое ответчику для приобретения жилого помещения, оформления на него права муниципальной собственности, заключения договора социального найма между сторонами, а также мнение истца, не возражавшего против отсрочки исполнения решения суда, считает необходимым удовлетворить ходатайство ответчика об отсрочке исполнения решения суда до 31 января 2012 г.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов Шурупова Сергея Викторовича, удовлетворить.

Обязать администрацию Краснослободского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Шурупова Сергея Викторовича по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека по договору социального найма.

Отсрочить исполнение настоящего решения суда до 31 января 2012 г.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Верховный Суд Республики Мордовия со дня его вынесения.

Председательствующий

Судья Краснослободского районного суда

Республики Мордовия Л.А.Чижикова