Гражданское дело № 2-304/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Краснослободск 14 декабря 2011 года Судья Краснослободского районного суда Республики Мордовия И.Г.Варламов, с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Краснослободского района Республики Мордовия О.С. Верниковой, лица, в интересах которого предъявлен иск, - Е.А. Ореховой, представителя ответчика - главного специалиста администрации Краснослободского района Республики Мордовия Н.Е. Сорокиной, действующей на основании доверенности от 03 ноября 2011 года, при секретаре Л.П. Ведищевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснослободского района Республики Мордовия в интересах Ореховой Екатерины Александровны к администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Прокурор Краснослободского муниципального района Республики Мордовия в интересах Е.А. Ореховой обратился в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя свои требования тем что, прокуратурой Краснослободского района в октябре 2011 года во исполнение поручения прокуратуры РМ проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из положений ст. 40 Конституции Российской Федерации следует, что каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права. В соответствии с требованиями ст. 44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение. В силу ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, по окончании пребывания их в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, детских домах семейного типа, а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее -Закон) Ст. 2 Закона регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 4 Закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Предусмотренные указанным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статьей 8 Закона, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Кроме того, внесенными от 24.01.2011 года изменениями в Постановление Правительства Республики Мордовия от 1 февраля 2010 г. N 32 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения" Министерство образования РМ определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Статьей 5, 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 г. N 104-3 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями: 1) учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 2) приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; 3) предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма Кроме того, установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 кв.м общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека. Однако приведенные положения федерального и регионального законодательства органами местного самоуправления до настоящего времени не исполняются. <данные изъяты> Согласно сведениям, предоставленным администрацией Краснослободского муниципального района, Орехова Екатерина Александровна состоит на учете с 20.10.2008 года в очереди под № 14 на улучшение жилищных условий. Согласно сведениям администрации Краснослободского муниципального района Е.А. Орехова социальным жильем не обеспечена, закрепленного жилого помещения не имеет. В соответствии с аттестатом о среднем общем образовании Е.А. Орехова в 2008 году окончила обучение в МОУ «Новокарьгинская средняя общеобразовательная школа», однако ни до, ни после обучения в вышеуказанном образовательном учреждении она не была обеспечена жильем. По сведениям регистрирующих органов зарегистрированной недвижимости Е.А. Орехова не имеет. Е.А. Орехова относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья, в связи с чем имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жильем не ниже установленных социальных норм. Е.А. Орехова имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для данной категории детей действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья, поэтому они, как указано в законе, должны быть обеспечены жильем после окончания пребывания в образовательном учреждении органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Жилищное законодательство не признает основанием к отказу в иске наличие списка лиц - внеочередников, обладающих аналогичной льготой и своевременно не обеспеченных жилыми помещениями. Все они имеют одинаковую юридическую возможность на внеочередное получение жилого помещения. Эта возможность (субъективное право) возникает с момента принятия на учет и по их требованию должна быть реализована. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации) В связи с изложенным прокурор просит обязать администрацию Краснослободского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Е.А. Орехову жилым помещением по месту жительства вне очереди не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека по договору социального найма. В судебном заседании старший помощник прокурора Краснослободского района Республики Мордовия О.С. Верникова и Е.А. Орехова заявленные требования поддержали. Представитель ответчика Н.Е. Сорокина, не оспаривая право Е.А. Ореховой на внеочередное обеспечение жилым помещением, иск не признала в связи с отсутствием в настоящее время денежных средств, необходимых для приобретения жилого помещения. В случае удовлетворения иска просила отсрочить исполение решения суда до 31 июля 2012 года. Представитель третьего лица заместитель Министра образования Республики Мордовия Т.Ф. Каргина в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Из материалов дела следует, что Е.А. Орехова, 00.00.00. года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ее мать А*** лишена родительских прав решением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 25 октября 2005 года, сведения об отце внесены в свидетельство о рождении Е.А. Ореховой со слов матери (л.д. 16, 19-20). Из аттестата о среднем (полном) общем образовании следует, что Е.А. Орехова в 2008 году окончила МОУ «Новокарьгинская средняя общеобразовательная школа Краснослободского муниципального района Республики Мордовия» (л.д. 11). На основании постановления и.о. главы администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 20.10.2008 года № 364 Е.А. Орехова была зачислена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как оставшаяся без попечения родителей (л.д. 21). По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Мордовия за Е.А. Ореховой права на недвижимое имущество не зарегистрированы (л.д. 14). Согласно справке администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 12 мая 2011 года № 976 Е.А. Орехова закрепленного за ней жилого помещения не имеет (л.д. 24). В силу подпункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы. Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 (далее Закон) определены общие принципы, содержания и мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со статьей 5 указанного Закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статей 8 названного закона, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами государственной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные положения закреплены в статье 3 Закона Республики Мордовия «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 104-3 от 24.12.2010. Согласно статье 6 Закона Республики Мордовия «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрация муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск, наделяются государственными полномочиями по учету детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, в качестве нуждающихся в жилых помещениях; приобретению жилых помещениях для последующего их предоставления по договорам социального найма, в целях обеспечения детей-сирот и лиц из их числа, а также полномочиями по предоставлению жилых помещений данной категории граждан, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений заключение договоров социального найма. Частью 2 статьи 50 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливается органом местного самоуправления, в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма и других факторов. В соответствии со статьей 5 Закона Республики Мордовия «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет не менее 33 квадратных метров. С учетом изложенного исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Доводы представителя ответчика о невозможности исполнить решение суда до 31 июля 2012 года суд считает несостоятельными, поскольку они ничем не подтверждены. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Краснослободского района Республики Мордовия в интересах Ореховой Екатерины Александровны к администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия удовлетворить. Обязать администрацию Краснослободского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Орехову Екатерину Александровну вне очереди жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 квадратных метра на одиноко проживающего человека, по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия \ Судья И.Г. Варламов
через Краснослободский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления
решения в окончательной форме.