Решение по иску Виляйкина Ю. Н. к ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ в Краснослободском районе РМ о признании права на досрочную трудовую пенсию.



Гражданское дело № 2-62/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Краснослободск 05 апреля 2012 года

Судья Краснослободского районного суда Республики Мордовия И.Г.Варламов,

с участием представителя ответчика Е.М. Чегодайкиной, действующей на основании доверенности,

при секретаре Л.П. Ведищевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Виляйкина Юрия Николаевича к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия о признании права на досрочную трудовую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику. Заявленные требования мотивированы тем, что 28 октября 2011 г. Ю.Н. Виляйкин обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как работнику, осуществлявшему педагогическую деятельность. В назначении досрочной пенсии ему было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы в соответствующих учреждениях.

Ответчик не засчитал в стаж педагогической деятельности время работы в должности руководителя ОБЖ по Учхозской средней школе с 01 сентября 1993 г. по 21 января 1997 г.

Истец считает невключение указанного периода работы в льготный стаж для назначения пенсии неправомерным.

Отказываясь зачесть в стаж педагогической деятельности спорный период работы, ответчик сослался на то, что указанный период работы в названной должности не может быть включен в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность № 463 от 6 сентября 1991 года.

С таким выводом Управления Пенсионного фонда истец не согласен, так как Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и согласно Федеральному закону от 30.12.2008 N 319-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что работа в указанной должности в Учхозской средней школе засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В специальный стаж Пенсионный фонд не включил периоды нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы с 21.11.1994 г. по 25.11.1994 г., с 15.12.2008 г.по 19.12.2008 г., а также с 06.08.1990 г. по 17.09.1992 г. - службу в рядах Вооруженных Сил СССР, с 04.04.1989 г. по 18.07.1990 г.- работу на избранной должности второго секретаря Старошайговского РК ВЛКСМ.

С решением Пенсионного фонда Ю.Н. Виляйкин не согласен.

В силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. В соответствии со ст. 187 ТК РФ в случае направления работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.

В период нахождения истца на курсах повышения квалификации указанные дни входили в общее количество отработанных дней, трудовой стаж не прерывался, с заработной платы производились отчисления в Пенсионный фонд. Об этом же указано в п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г. N 516.

До 1993 г. действовали списки, утвержденные постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в соответствии с которыми в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости включались периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР. Согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, утвержденному Советом Министров СССР от 17.12.1959 г., в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении N 2-П, если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы.

В период времени, когда истец работал в должности второго секретаря Старошайговского райкома комсомола, действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 2 которого было предусмотрено включение в стаж работы учителей и других работников просвещения периодов работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Кроме того, п. 1 указанного Положения предусмотрено, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет включалась выборная и другая работа в партийных и комсомольских организациях.

Согласно записям в трудовой книжке стаж педагогической деятельности истца составил на момент подачи заявления в Управление Пенсионного фонда РФ в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия 25 лет 12 дней.

На основании изложенного Ю.Н. Виляйкин просит суд признать незаконным решение Управление Пенсионного фонда РФ в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости;

включить ему в специальный педагогический стаж:

- период работы в должности учителя по Учхозской средней школе с 01 сентября 1993 г. по 21 января 1997 г.,

- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы с 21.11.1994 г. по 25.11.1994 г., с 15.12.2008 г. по 19.12.2008 г.,

- службу в рядах Вооруженных Сил СССР с 06.08.1990 г. по 17.09.1992 г.,

- работу на выборной должности второго секретаря Старошайговского РК с 04.04.1989 г. по 18.07.1990 г.,

назначить досрочную пенсию по старости в связи с педагогической работой с момента обращения за ней, то есть с 28 октября 2011 г.

В заявлении от 04 апреля 2012 г. истец Ю.Н. Виляйкин свои требования дополнил и просил включить в специальный стаж период работы в должности учителя в Шуварской средней школе с 15.08.1986 г. по 31.08.1986 г., в остальной части иск поддержал в полном объеме, просил судебное разбирательство провести без его участия в связи с выездом в командировку.

В судебном заседании представитель ответчика Е.М. Чегодайкина иск не признала по основаниям, изложенным в оспариваемом решении № 255 от 01 декабря 2012 г.. Кроме того, пояснила, что действующим пенсионным законодательством не предусмотрен зачет в специальный стаж периодов службы в армии и работы в комсомольских организациях. Нормативные акты, на которые ссылается истец, утратили силу, и оснований для их применения не имеется.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

28 октября 2011 г. Ю.Н. Виляйкин обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.


Решением № 255 от 01 декабря 2011 г. Ю.Н. Виляйкину было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа. По данным ответчика специальный стаж истца составил 18 лет 02 месяца 17 дней вместо требуемых 25 лет. В стаж педагогической работы Ю.Н. Виляйкина не были засчитаны, в том числе, следующие периоды работы:

- в Шуварской средней школе с 15.08.1986 г. по 31.08.1986 г., поскольку нет начисления заработной платы;

- в Учхозской средней школе в должности руководителя ОБЖ с 01.09.1993 г. по 21.01.1997 г. (в том числе курсы в республиканском штабе ГО с 21.11.1994 г. по 25.11.1994 г.), поскольку данная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости № 463 от 06 сентября 1991 г.;

- нахождение в командировке с 15.12.2008 г. по 19.12.2008 г., как отвлечение от основной работы, не предусмотренное пунктами 4 и 5 Правил №516 от 11.07.2002 г.

Периоды службы Ю.Н. Виляйкина в ВС СССР и работы в должности секретаря Старошайговского РК ВЛКСМ при исчислении специального стажа ответчиком не учитывались.

Решение об отказе в назначении Ю.Н. Виляйкину досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Согласно трудовой книжке Ю.Н. Виляйкин с 15.08.1986 г. был назначен учителем физики и математики в Шуварскую среднюю школу, где проработал до 01.04.1989 г. (л.д. 8).

Период работы истца в указанной школе с 15.08.1986 г. по 31.08.21986 г. подлежит зачету в педагогический стаж, поскольку в соответствии с пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Период работы истца в Учхозской средней школе с 01.09.1993 г. по 21.01.1997 г. также подлежит зачету в специальный стаж по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в указанный период Ю.Н. Виляйкин работал в Учхозской средней школе в должности руководителя ОБЖ (л.д. 9).

Вместе с тем, одновременно истец осуществлял в той же школе педагогическую деятельность в качестве учителя труда, математики, физики и информатики, и имел следующую педагогическую нагрузку:

1993 учебный год (с 01.09.1993 г.) - 16 часов (труд, физика и
информатика);

1994 учебный год - 17 часов (информатика, математика);

1995 учебный год - 9 часов (информатика);

1996 учебный год (до 22.01.1997 г.) - 10 часов (информатика) (л.д. 78). Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в

стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в разделе «Наименование учреждений» предусмотрены школы всех наименований, в разделе «Наименование должностей» предусмотрена должность учителя.

Подлежат включению в специальный стаж и периоды службы истца в армии, а также его работы в Старошайговском РК ВЛКСМ.

Из материалов дела следует, что 04.04.1989 г. Ю.Н. Виляйкин был избран 2-ым секретарем Старошайговского РК ВЛКСМ, где проработал до 19.07.1990 г. С 06.08.1990 г. по 04.09.1992 г. истец проходил службу в армии по призыву (л.д. 9, 76).

Действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности зачета в педагогический стаж указанных выше периодов работы.

Однако в спорные периоды действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 (утратившим силу с 01 октября 1993 г.) Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктами «а» и «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, а также служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Время работы, указанной в пункте 1 Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

В Инструктивном письме Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» разъяснялось, что к выборной и иной ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего паркабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Учитывая, что более 2/3 стажа выработано Ю.Н. Виляйкиным в учреждениях и на должностях, дающих право на назначение досрочной пенсии по старости, период его работы в Старошайговском РК ВЛКСМ с

04.04.1989 г. по 18.07.1990 г., а также период службы в армии по призыву с

06.08.1989 г. по 04.09.1992 г. подлежит зачету в педагогический стаж. Период нахождения Ю.Н. Виляйкина в командировке с 15.12.2008 г. по

19.12.2008 г. подлежит зачету в специальный стаж в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, согласно которому в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течении полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

В соответствии со статьей 167 ТК Российской Федерации за работниками на время нахождения в служебных командировках сохраняются место работы и средний заработок. Поэтому указанные периоды являются периодами с сохранением заработной платы, с которой работодатель должны производить отчисления в Пенсионный Фонд, в связи с чем они должны быть включены в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Период нахождения Ю.Н. Виляйкина в командировке с 21.11.1994 г. по 25.11.1994 г. подлежит включению в специальный стаж в составе периода с 01.09.1993 г. по 21.01.1997 г.

Таким образом, специальный стаж работы истца на момент обращения в пенсионный орган составил 25 лет 13 дней, в связи с чем у него возникло право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Виляйкина Юрия Николаевича к ГУ - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия удовлетворить.

Решение ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия от 01 декабря 2011 г. № 255 об отказе в досрочном назначении Виляйкину Юрию Николаевичу трудовой пенсии по старости признать незаконным.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия включить Виляйкину Юрию Николаевичу в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы в должности учителя в Шуварской средней школе с 15.08.1986 г. по 31.08.1986 г., период работы в должности 2-го секретаря Старошайговского РК ВЛКСМ с

04.04.1989 г. по 18.07.1990 г., период службы в армии по призыву с

06.08.1990 г. по 04.09.1992 г., период работы в должности руководителя ОБЖ
в Учхозской средней школе с 01.09.1993 г. по 21.01.1997 г., период
нахождения в командировке с 15.12.2008 г. по 19.12.2008 г.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Виляйкину Юрию Николаевичу досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с 28 октября 2011 г.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Краснослободский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья И.Г. Варламов