Дело № 2-217/2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Краснослободск
Республика Мордовия 29 июня 2012 г.
Краснослободский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи А.Н. Бурмистрова,
с участием помощника прокурора Краснослободского района Республики Мордовия О.В. Верниковой,
при секретаре М.С. Гудковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Краснослободского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Гуменского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия по организации повышения квалификации муниципальных служащих,
у с т а н о в и л :
И.о. прокурора Краснослободского района Республики Мордовия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой Краснослободского района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной службе в администрации Гуменского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, в ходе которой установлены нарушения указанного законодательства. В соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений. Согласно статье 10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. В силу статей 18 и 32 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается, в том числе, посредством единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих. Одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава муниципальной службы является повышение квалификации муниципальных служащих. Повышение квалификации гражданского служащего, согласно статье 62 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Согласно пункту 5 Положения о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 1474, повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года. Гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу. Таким образом, учитывая единство требований к государственной и муниципальной службе, повышение квалификации муниципальных служащих должно осуществляться не реже одного раза в три года. Проведенной проверкой установлено, что повышение квалификации муниципального служащего администрации сельского поселения - заместителя главы сельского поселения Ч*** не проводилось с момента поступления на муниципальную службу, что является одним из признаков коррупциогенности, так как согласно статье 3 Федерального закона РФ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является принцип законности. Круг лиц, в защиту интересов которых выступает прокурор Краснослободского района, является неопределенным, поскольку исполнение обязанностей, направленных на решение вопросов местного значения муниципальными служащими, затрагивает права жителей муниципального образования, а также других лиц. Круг лиц, в отношении которых указанные муниципальные служащие исполняют обязанности по решению вопросов местного значения невозможно индивидуализировать, привлечь к участию в деле в качестве истцов, решить вопрос о правах каждого при разрешении дела. Просит признать незаконным бездействие администрации Гуменского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в неисполнении возложенных на органы местного самоуправления поселения обязанности по повышению квалификации муниципальных служащих не реже одного раза в три года, обязать администрацию Гуменского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия организовать повышение квалификации муниципального служащего Ч***.
В судебном заседании старший помощник прокурора О.С. Верникова заявленные требования поддержала по указанным в заявлении основаниям.
Представитель администрации Гуменского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание не явился. От главы Гуменского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия С***, действующей на основании Устава, поступило заявление, в котором она просит рассмотреть дело без её участия. С заявленными требованиями прокурора согласна.
Согласно части 2 статьи 257 ГПК Российской Федерации неявка в судебное заседание гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Суд, выслушав старшего помощника прокурора О.С. Верникову, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
От квалификации муниципальных служащих во многом зависит эффективность решения вопросов местного значения. Исполнение обязанностей, направленных на решение вопросов местного значения муниципальными служащими, затрагивает права жителей муниципального образования, а также других лиц, в отношении которых указанные муниципальные служащие исполняют обязанности по решению вопросов местного значения. Таким образом круг лиц, в защиту интересов которых выступает прокурор Краснослободского района, является неопределенным.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
В соответствии с пунктом 8.1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.
Из ответа главы Гуменского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия № 343 от 06 июня 2012 г. следует, что: Г.А. Чиченина поступила на муниципальную службу 13 января 2009 г. Общий стаж муниципальной службы 3 года 5 месяцев. С 13 января 2009 г. занимает должность муниципальной службы - заместитель главы Гуменского сельского поселения, стаж работы на занимаемой должности 3 года 5 месяцев. Дата проведения последней аттестации 26 февраля 2010 г. Повышение квалификации не проводилось (л.д. 4-5).
Согласно пункту 5 Положения о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 1474, повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года. Гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу.
В силу статьей 18 и 32 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается, в том числе, посредством единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих. Одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава муниципальной службы является повышение квалификации муниципальных служащих.
В соответствии со статьей 62 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума ВС России от 10 февраля 2009 г. N 2 к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Изложенное свидетельствует, что администрацией Гуменского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия нарушаются требования законодательства, предписывающие обеспечивать повышение квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать бездействие администрации Гуменского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в неисполнении возложенной на органы местного самоуправления поселений обязанности по повышению квалификации муниципальных служащих не реже одного раза в три года незаконным и обязать администрацию Гуменского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия организовать повышение квалификации муниципального служащего Ч***.
Исходя из положений части 2 статьи 258 ГПК Российской Федерации решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Частью 2 статьи 206 ГПК Российской Федерации установлено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
На основании изложенного, с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд устанавливает срок исполнения решения суда - пять месяцев.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 НК Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 статьи 333.36 НК Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В силу части 4 статьи 103 ГПК Российской Федерации в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Руководствуясь статьями 194-198, 258 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявление и.о. прокурора Краснослободского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Гуменского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия по организации повышения квалификации муниципальных служащих удовлетворить.
Признать бездействие администрации Гуменского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в неисполнении возложенной на органы местного самоуправления поселений обязанности по повышению квалификации муниципальных служащих не реже одного раза в три месяца, незаконным.
Обязать администрацию Гуменского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия в течение пяти месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда организовать повышение квалификации муниципального служащего Ч***.
В соответствии со статьями 206, 258 ГПК Российской Федерации направить копию решения суда главе Гуменского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия для исполнения.
Обязать главу Гуменского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия сообщить в Краснослободский районный суд Республики Мордовия об исполнении решения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный Суд Республики Мордовия со дня вынесения.
Судья - А.Н. Бурмистров