Решение по заявлению прокурора района, о признании незаконным бездействия администрации Новокарьгинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.



Дело № 2-64/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Краснослободск

Республика Мордовия «25» марта 2011 г.

Судья Краснослободского районного суда Республики Мордовия А.Н. Бурмистров,

с участием заявителя – прокурора Краснослободского района Республики Мордовия Н.В. Парамонова,

главы администрация Новокарьгинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Н.И. Листаровой,

при секретаре Н.В. Калебиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Новокарьгинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, и понуждении к совершению определенных действий,

установил:

прокурор Краснослободского района Республики Мордовия обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Новокарьгинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, выразившиеся в непринятии мер по организации освещения улицы Центральная с. Новая Карьга, содержании дорог на территории поселения в зимнее время. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения прокуратурой совместно с сотрудниками ОГИБДД ОВД по Краснослободскому муниципальному району проверкой исполнения администрацией Новокарьгинского сельского поселения Краснослободского муниципального района законодательства о транспортной безопасности, в части состояния дорог, а также положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона «О противодействии терроризму» выявлены нарушения. Так согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации общеправовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяя государственные гарантии его осуществления.

Согласно статье 1 Федерального закона, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление на основании части 1 статьи 10 Федерального закона осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

В статье 14 Федерального закона определен круг вопросов местного значения поселения, к которому в соответствии с пунктом 21 части 1 указанной статьи относится организация освещения улиц поселения.

В ходе проведенной проверки установлено, что освещение улиц в с. Новая Карьга организовано не на должном уровне. Так, на ул. Центральная с. Новая Карьга протяженностью 1 км. уличное освещение отсутствует.

Отсутствие освещения на улицах в темное время суток причиняет значительные неудобства гражданам, создает угрозу причинения вреда их жизни и здоровью, затрудняет работу служб и ведомств, осуществляющих обслуживание граждан, в том числе правоохранительных органов и медицинских служб, а также создает благоприятные условия для преступной и террористической деятельности.

Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 14 Федерального закона органы местного самоуправления поселения участвуют в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма в границах поселения.

В силу части 4 статьи 3 и части 4 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют деятельность по противодействию терроризму, которая заключается, кроме того, в предупреждении терроризма, в том числе в выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов.

Отсутствие должной организации освещения улицы грубо нарушает не только права и законные интересы граждан, служит причиной недостижения основных целей и задач деятельности органов местного самоуправления, но и создает угрозу безопасности конституционного строя Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 ФЗ от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии со статьей 12 ФЗ № 196-ФЗ Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно положению статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии со статьей 5 указанного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения. Согласно статье 13 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Согласно статье 15 Закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Согласно статье 34 Закона, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.

Статьей 17 Закона определено, что классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Согласно пункта 13 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 № 160, в состав работ по зимнему содержанию входят: механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин; погрузка и вывоз снега; распределение противогололедных материалов; регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов; борьба с наледями на автомобильных дорогах, в том числе у искусственных сооружений.

В ходе проверки установлено, что на автодорогах с. Новая Карьга Новокарьгинского сельского поселения имеется снежный накат, обработка песчано-солевой смесью не осуществляется. Дороги, расположенные на территории Новокарьгинского сельского поселения, находятся на содержании администрации Новокарьгинского сельского поседения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.

Наличие снежного наката на дорогах поселения создает невозможность доступа аварийно-спасательных, пожарных и медицинских служб к жилым и административным зданиям, может повлечь причинение материального ущерба, нанести вред здоровью людей, повлечь человеческие жертвы, а также привести к дорожно-транспортным происшествиям, авариям.

По данным основаниям прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Новокарьгинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии мер по организации освещения улицы Центральная в с. Новая Карьга, по содержанию дорог на территории поселения в зимнее время; обязать администрацию Новокарьгинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия в трехмесячный срок организовать освещение улиц Центральная в с. Новая Карьга, принять меры к надлежащему содержанию дорог в с. Новая Карьга Краснослободского муниципального района произвести их обработку песочно-солевой смесью; взыскать с администрации Новокарьгинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в доход федерального бюджета.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме.

Глава администрации Новокарьгинского сельского поселения Н.И. Листаров азаявленные требования признала, однако пояснила, что в настоящее время в бюджете местного поселения денежных средств в достаточном количестве нет.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Из пунктов 5,7.1, 21 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; организация освещения улиц.

По смыслу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Из статей 3,5,13,15,34 от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Статьей 17 ФЗ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ определено, что классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Согласно пункту 13 классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 № 160, в состав работ по зимнему содержанию входят: механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин; погрузка и вывоз снега; распределение противогололедных материалов; регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов; борьба с наледями на автомобильных дорогах, в том числе у искусственных сооружений.

В силу пункта 4 статьи 3 и части 4 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют деятельность по противодействию терроризму, которая заключается, кроме того, в предупреждении терроризма, в том числе в выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов.

Из ответа главы администрации Новокарьгинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия усматривается, что в с. Новая Карьга на ул. Центральная, протяженностью 1 км, освещение отсутствует.

Из акта проверки состояния улично-дорожной сети на территории Новокарьгинского сельского поселения от 10 февраля 2011 г. усматривается, что проезд к с. Н. Карьга от автодороги Саранск-Выселки на 1 км. проезжая часть имеет снежный накат, расчищена не обработана песочно-солевой смесью, проезжая часть заужена, встречной разъезд транспортных средств затруднен, внутренние дороги сельского поселения не очищены, заужены, уличное освещение на территории сельского поселения отсутствует.

Из ответа главы администрации Новокарьгинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия № 145 от 24 февраля 2011 г., следует, что в 2011 году бюджетом предусмотрено выделение денежных средств на освещение в размере 30000 рублей. Дороги на территории сельского поселения чистил от снега СХПК «Новокарьгинский».

Сведения о невозможности органа местного самоуправления поселения обеспечить освещение улицы Центральная с. Новая Карьга и содержание дорог в с. Новая Карьга в надлежащем состоянии не поступали.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать бездействие администрации Новокарьгинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии мер по организации освещения улицы Центральная с. Новая Карьга, содержанию дорог на территории поселения в зимнее время, незаконным и обязать администрацию Новокарьгинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия в месячный срок организовать освещение улицы Центральная с. Новая Карьга, принять меры к надлежащему содержанию дорог в с. Новая Карьга, Краснослободского муниципального района - произвести их обработку песочно-солевой смесью.

Исходя из положений части 2 статьи 258 ГПК Российской Федерации решение суда об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Об исполнении решения суда должно быть сообщено в суд и гражданину не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части 2 статьи 206 ГПК Российской Федерации (часть 3 статьи 258 ГПК Российской Федерации).

Частью 2 статьи 206 ГПК Российской Федерации установлено, что в случае, если определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

На основании изложенного, суд устанавливает срок исполнения решения суда - один месяц.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, государственная пошлина составляет 200 рублей.

Таким образом, с администрации Новокарьгинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия подлежит взысканию в доход бюджета Краснослободского муниципального района Республики Мордовия государственная пошлина в размере 200 рублей, поскольку заявленные требования прокурора Краснослободского района Республики Мордовия удовлетворены, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194-198, 258 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

заявление прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Новокарьгинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия и понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.

Признать бездействия администрации Новокарьгинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, выразившиеся в непринятии мер по организации освещения улицы Центральная с. Новая Карьга, и ненадлежащего содержания дорог на территории поселения в зимнее врем, незаконным.

Обязать администрацию Новокарьгинскогоо сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия в месячный срок организовать освещение улиц Центральная с. Новая Карьга, принять меры к надлежащему содержанию дорог в с. Новая Карьга Краснослободского муниципального района – произвести их обработку песочно-солевой смесью.

Взыскать с администрации Новокарьгинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия в доход бюджета Краснослободского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.

В соответствии со статьями 206,258 ГПК Российской Федерации направить копию решения суда главе администрации Новокарьгинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Н.И. Листаровой для исполнения в части организации освещения улицы Центральная с. Новая Карьга, принятия мер к надлежащему содержанию дорог в с. Новая Карьга Краснослободского муниципального района, произвести их обработку песочно-солевой смесью.

Обязать главу администрации Новокарьгинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Н.И. Листарову сообщить в Краснослободский районный суд Республики Мордовия об исполнении решения не позднее месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней с момента вынесения.

Судья - А.Н. Бурмистров