Решение по заявлению прокурора района, о признании незаконным бездействия администрации Слободско-Дубровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.



Дело № 2-65/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Краснослободск

Республика Мордовия «25» марта 2011 г.

Судья Краснослободского районного суда Республики Мордовия А.Н. Бурмистров,

с участием заявителя – прокурора Краснослободского района Республики Мордовия Н.В. Парамонова,

главы администрация Слободско-Дубровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия А.А. Писарева,

при секретаре Н.В. Калебиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Слободско-Дубровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, и понуждении к совершению определенных действий,

установил:

прокурор Краснослободского района Республики Мордовия обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Слободско-Дубровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, выразившиеся в непринятии мер по организации освещения улицы Пушкинская с. Слободские Дубровки, содержании дорог на территории поселения в зимнее время. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения прокуратурой совместно с сотрудниками ОГИБДД ОВД по Краснослободскому муниципальному району проверкой исполнения администрацией Слободско-Дубровского сельского поселения Краснослободского муниципального района законодательства о транспортной безопасности, в части состояния дорог, а также положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона «О противодействии терроризму» выявлены нарушения. Так согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации общеправовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяя государственные гарантии его осуществления.

Согласно статье 1 Федерального закона, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление на основании части 1 статьи 10 Федерального закона осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

В статье 14 Федерального закона определен круг вопросов местного значения поселения, к которому в соответствии с пунктом 21 части 1 указанной статьи относится организация освещения улиц поселения.

В ходе проведенной проверки установлено, что освещение улиц в с. Слободские Дубровки организовано не на должном уровне. Так, на ул. Пушкинская с. Слободские дубровки протяженностью 880 м. функционирует 1 фонарь.

Отсутствие освещения на улицах в темное время суток причиняет значительные неудобства гражданам, создает угрозу причинения вреда их жизни и здоровью, затрудняет работу служб и ведомств, осуществляющих обслуживание граждан, в том числе правоохранительных органов и медицинских служб, а также создает благоприятные условия для преступной и террористической деятельности.

Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 14 Федерального закона органы местного самоуправления поселения участвуют в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма в границах поселения.

В силу части 4 статьи 3 и части 4 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют деятельность по противодействию терроризму, которая заключается, кроме того, в предупреждении терроризма, в том числе в выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов.

Отсутствие должной организации освещения улицы грубо нарушает не только права и законные интересы граждан, служит причиной недостижения основных целей и задач деятельности органов местного самоуправления, но и создает угрозу безопасности конституционного строя Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 ФЗ от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии со статьей 12 ФЗ № 196-ФЗ Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно положению статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии со статьей 5 указанного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения. Согласно статье 13 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Согласно статье 15 Закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Согласно статье 34 Закона, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.

Статьей 17 Закона определено, что классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Согласно пункта 13 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 № 160, в состав работ по зимнему содержанию входят: механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин; погрузка и вывоз снега; распределение противогололедных материалов; регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов; борьба с наледями на автомобильных дорогах, в том числе у искусственных сооружений.

В ходе проверки установлено, что на автодорогах с. Слободские Дубровки Слободско-Дубровского сельского поселения имеется снежный накат, обработка песчано-солевой смесью не осуществляется. Дороги, расположенные на территории Слободско-Дубровского сельского поселения, находятся на содержании администрации Слободско-Дубровского сельского поседения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.

Наличие снежного наката, снежных заносов на дорогах поселения создает невозможность доступа аварийно-спасательных, пожарных и медицинских служб к жилым и административным зданиям, может повлечь причинение материального ущерба, нанести вред здоровью людей, повлечь человеческие жертвы, а также привести к дорожно-транспортным происшествиям, авариям.

По данным основаниям прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Слободско-Дубровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии мер по организации освещения улицы Пушкинская в с. Слободские Дубровки, по содержанию дорог на территории поселения в зимнее время; обязать администрацию Слободско-Дубровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия в трехмесячный срок организовать освещение улиц Пушкинская с. Слободские Дубровки, принять меры к надлежащему содержанию дорог в с. Слободские Дубровки Краснослободского муниципального района произвести их обработку песочно-солевой смесью; взыскать с администрации Слободско-Дубровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в доход федерального бюджета.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме.

Глава администрации Слободско-Дубровского сельского поселения А.А. Писарев заявленные требования признал, пояснив суду, что дороги они стараются чистить, а вопрос по освещению в настоящее время решается.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Из пунктов 5,7.1, 21 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; организация освещения улиц.

По смыслу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Из статей 3,5,13,15,34 от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Статьей 17 ФЗ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ определено, что классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Согласно пункту 13 классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 № 160, в состав работ по зимнему содержанию входят: механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин; погрузка и вывоз снега; распределение противогололедных материалов; регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов; борьба с наледями на автомобильных дорогах, в том числе у искусственных сооружений.

В силу пункта 4 статьи 3 и части 4 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют деятельность по противодействию терроризму, которая заключается, кроме того, в предупреждении терроризма, в том числе в выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов.

Из ответа главы администрации Слободско-Дубровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия №4 от 25 февраля 2011 г. усматривается, что бюджетом предусмотрены денежные средства на содержание дорог 30 тыс. рублей; освещение улиц – 25 тыс. рублей. Дороги не обрабатываются песочно – солевой смесью, так как не имеется дорог с твердым покрытием.

Из акта проверки состояния улично-дорожной сети на территории Слободско-Дубровского сельского поселения от 10 февраля 2011 г. усматривается, что подъезд к с. Слободские дубровки от автодороги Саранск Н.-Выселки проезжая часть имеет снежный накат, не обработанный песочно-солевой смесью, заужена. Уличное освещение на ул. Пушкинская отсутствует.

Из ответа главы администрации Слободско-Дубровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 16 февраля 2011 г., следует, что ул. Пушкинская – протяженностью 880 метров, на данной улице имеется один фонарь около здания администрации сельского поселения.

Сведения о невозможности органа местного самоуправления поселения обеспечить освещение улицы Пушкинская с. Слободские Дубровки и содержание дорог в с. Слободские дубровки в надлежащем состоянии не поступали.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать бездействие администрации Слободско-Дубровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии мер по организации освещения улицы Пушкинская с. Слободские Дубровки, содержанию дорог на территории поселения в зимнее время, незаконным и обязать администрацию Слободско-Дубровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия в месячный срок организовать освещение улицы Пушкинская с. Слободские Дубровки, принять меры к надлежащему содержанию дорог в с. Слободские дубровки, Краснослободского муниципального района - произвести их обработку песочно-солевой смесью.

Исходя из положений части 2 статьи 258 ГПК Российской Федерации решение суда об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Об исполнении решения суда должно быть сообщено в суд и гражданину не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части 2 статьи 206 ГПК Российской Федерации (часть 3 статьи 258 ГПК Российской Федерации).

Частью 2 статьи 206 ГПК Российской Федерации установлено, что в случае, если определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

На основании изложенного, суд устанавливает срок исполнения решения суда - один месяц.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, государственная пошлина составляет 200 рублей.

Таким образом, с администрации Слободско-Дубровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия подлежит взысканию в доход бюджета Краснослободского муниципального района Республики Мордовия государственная пошлина в размере 200 рублей, поскольку заявленные требования прокурора Краснослободского района Республики Мордовия удовлетворены, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194-198, 258 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

заявление прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Слободско-Дубровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия и понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.

Признать бездействия администрации Слободско-Дубровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, выразившиеся в непринятии мер по организации освещения улицы Пушкинская с. Слободские дубровки, и ненадлежащего содержания дорог на территории поселения в зимнее время, незаконным.

Обязать администрацию Слободско-Дубровскогоо сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия в месячный срок организовать освещение улицы Пушкинская с. Слободские дубровки, принять меры к надлежащему содержанию дорог в с. Слободские дубровки Краснослободского муниципального района – произвести их обработку песочно-солевой смесью.

Взыскать с администрации Слободско-Дубровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия в доход бюджета Краснослободского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.

В соответствии со статьями 206,258 ГПК Российской Федерации направить копию решения суда главе администрации Слободско-Дубровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия А.А. Писареву для исполнения в части организации освещения улицы Пушкинская с. Слободские Дубровки, принятия мер к надлежащему содержанию дорог в с. Слободские Дубровки Краснослободского муниципального района, произвести их обработку песочно-солевой смесью.

Обязать главу администрации Слободско-Дубровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия А.А. Писарева сообщить в Краснослободский районный суд Республики Мордовия об исполнении решения не позднее месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней с момента вынесения.

Судья - А.Н. Бурмистров