Гражданское дело № 2-41/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Краснослободск 25 марта 2011 года
Судья Краснослободского районного суда Республики Мордовия И.Г.Варламов,
с участием истицы Т.А. Стаму,
представителя ответчика Е.М. Чегодайкиной, действующей на основании доверенности,
при секретаре Л.П. Ведищевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стаму Татьяны Александровны к ГУ «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия» о признании права на досрочную трудовую пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
Т.А. Стаму обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что с 01 апреля 1987 года и до настоящего времени она работает фельдшером-лаборантом в Старосиндровской участковой больнице. 21 декабря 2010 года она обратилась в ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия» с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением ответчика № 18 от 24 января 2011 года ей отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа: требуется 25 лет, имеется, по данным ответчика, 23 года 6 месяцев 4 дня. При этом ответчик не зачел ей в специальный стаж курсы повышения квалификации с 01 апреля 1987 года по 01 июня 1987 года и с 01 марта 1989 года по 30 марта 1989 года, а также отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет после 06 октября 1992 года.
Считает решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии незаконным по следующим основаниям.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Аналогичные положения были предусмотрены статьей 112 КЗоТ Российской Федерации, утратившего силу с 01 февраля 2002 года. Согласно статье 112 КЗоТ Российской Федерации при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 167 КЗОТ РСФСР, действующей на момент, когда она находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежал включению в специальный стаж работы по специальности. За время отпуска сохранялось место работы (должность).
Кроме того, согласно пункту 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11 время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывалось также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Таким образом, курсы повышения квалификации с 01 апреля 1987 года по 01 июня 1987 года и с 01 марта 1989 года по 30 марта 1989 года, а также отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 06 октября 1992 года по 22 сентября 1993 года подлежат включению в её специальный стаж.
Поскольку специальный стаж во время работы, в период которой она направлялась на курсы повышения квалификации и находилась в отпуске по уходу за ребенком, исчислен ответчиком в льготном порядке как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, то и курсы повышения квалификации, и отпуск по уходу за ребенком должны исчисляться в таком же порядке.
Истица просила признать незаконным и отменить решение ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия» № 18 от 24 января 2011 года в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и включении в специальный стаж курсов повышения квалификации и отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, обязать ответчика включить ей в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды с 01 апреля 1987 года по 01 июня 1987 года, с 01 марта 1989 года по 30 марта 1989 года, с 06 октября 1992 года по 22 сентября 1993 года в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с 21 декабря 2010 года, взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
В заявлении от 25 марта 2011 года истица свои требования изменила, согласившись с доводами представителя ответчика об отсутствии у нее необходимого стажа на момент обращения за назначением пенсии, тем не менее просила признать незаконным и отменить решение ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе» от 24 января 2011 года № 18 в части исчисления курсов повышения квалификации с 01 апреля 1987 года по 01 июня 1987 года, с 01 марта 1989 года по 30 марта 1982 года, и декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком с 12 января 1992 года по 05 октября 1992 года в календарном исчислении, а также в части исключения из специального стажа периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 06 октября 1992 года по 22 сентября 1993 года. Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия» включить в ей специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды с 01 апреля 1987 года по 01 июня 1987 года, с 01 марта 1989 года по 30 марта 1989 года, с 12 января 1992 года по 22 сентября 1993 года в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, а также период с 22 декабря 2010 года по 24 марта 2011 года в календарном исчислении, обязать ответчика с учетом отработанного ею периода назначить пенсию с момента возникновения права на нее, т.е. с 06 января 2011 года, взыскать с ответчика в её пользу расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.
В судебном заседании истица Т.А. Стаму свои требования поддержала с учетом внесенных в них уточнений.
Представитель ответчика Е.М. Чегодайкина иск не признала по основаниям, изложенным в оспариваемом решении № 18 от 24 января 2011 года.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Т.А. Стаму 21 декабря 2010 года обратилась в ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском районе Республики Мордовия» с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Решением ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском районе Республики Мордовия» № 18 от 24 января 2011 года истице было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа: имеется 23 года 6 месяцев 4 дня вместо требуемых 25 лет. В соответствии с указанным решением периоды работы истицы в должности фельдшера-лаборанта ... участковой больницы с 02 июня 1987 года по 28 февраля 1989 года, с 31 марта 1989 года по 11 января 1992 года, с 01 марта 1995 года по 31 октября 1999 года были засчитаны в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 3 месяца), а периоды работы с 01 ноября 1999 года по 11 декабря 2001 года, с 18 января 2002 года по 27 ноября 2002 года, с 28 декабря 2002 года по 14 ноября 2007 года, с 14 декабря 2007 года по 21 декабря 2010 года, а также курсы повышения квалификации с 01 апреля 1987 года по 01 июня 1987 года, с 01 марта 1989 года по 30 марта 1989 года, с 28 ноября 2002 года по 27 декабря 2002 года, с 15 ноября 2007 года по 13 декабря 2007 года, период нахождения в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком с 12 января 1992 года по 05 октября 1992 года - в календарном. В специальный стаж не был включен период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 06 октября 1992 года по 28 февраля 1995 года (л.д. 5-6).
Оспариваемое решение в части зачета в специальный стаж курсов повышения квалификации с 01 апреля 1987 года по 01 июня 1987 года, с 01 марта 1989 года по 30 марта 1982 года, декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком с 12 января 1992 года по 05 октября 1992 года в календарном исчислении, а также в части исключения из специального стажа периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 06 октября 1992 года по 22 сентября 1993 года является незаконным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Т.А. Стаму с 01 апреля 1987 года работает фельдшером-лаборантом в ... участковой больнице (л.д. 4).
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Должность «фельдшер-лаборант», а также больницы всех наименований предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом20 пункта1 статьи27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781.
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом20 пункта1 статьи27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать: в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.
При этом в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее - Постановление № 1066).
Пунктом 1 Постановления № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Из материалов дела следует, что, работая фельдшером-лаборантом ... участковой больницы, Т.А. Стаму (Варварина) в период до 1 ноября 1999 года находилась на курсах повышения квалификации с 01 апреля 1987 года по 01 июня 1987 года, с 01 марта 1989 года по 30 марта 1989 года, а также в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет с 12 января 1992 года по 22 сентября 1993 года (л.д. 40- 42).
В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» подлежит включению в стаж работы по специальности период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком, если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР).
Редакция статьи 167 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшая на момент предоставления истице отпуска по уходу за ребенком, предусматривала зачет дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет был предоставлен истице до внесения изменений в статью 167 Кодекса законов о труде РСФСР, он подлежит зачету в специальный стаж Т.А. Стаму в полном объеме, т.е. по 22 сентября 1993 года включительно, и в льготном размере (1 год работы за 1 год и 3 месяца), поскольку согласно пункту 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11 время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывалось в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
В таком же порядке должны быть засчитаны в специальный стаж Т.А. Стаму и курсы повышения квалификации с 01 апреля 1987 года по 01 июня 1987 года и с 01 марта 1989 года по 30 марта 1989 года, поскольку они имели место в период работы, засчитываемой в специальный стаж истицы в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 3 месяца).
С учетом изложенного, специальный стаж Т.А. Стаму на момент обращения в пенсионный орган составил 24 года 11 месяцев 16 дней, в связи с чем решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии являлось правильным.
Вместе с тем, из трудовой книжки истицы и справок МУЗ «... участковая больница» от 22 марта 2011 года, следует, что Т.А. Стаму продолжает работать в должности фельдшера-лаборанта после 21 декабря 2010 года и до настоящего времени. Из объяснений истицы следует, что в этот период отвлечений от основной работы она не имела, что не оспаривалось представителем ответчика.
С учетом отработанного после обращения к ответчику периода право на досрочную трудовую пенсию с связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения возникло у Т.А. Стаму с 06 января 2011 года, в связи с чем ее исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Стаму Татьяны Александровны к ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия» удовлетворить.
Решение ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия» от 24 января 2011 № 18 в части зачета курсов повышения квалификации с 01 апреля 1987 года по 01 июня 1987 года, с 01 марта 1989 года по 30 марта 1989 года, и декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком с 12 января 1992 года по 05 октября 1992 года в календарном исчислении, а также в части исключения из специального стажа периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 06 октября 1992 года по 22 сентября 1993 года признать недействительным.
Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия» включить Стаму Татьяне Александровне в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды с 01 апреля 1987 года по 01 июня 1987 года, с 01 марта 1989 года по 30 марта 1989 года, с 12 января 1992 года по 22 сентября 1993 года в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, а также период с 22 декабря 2010 года по 05 января 2011 года в календарном исчислении.
Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия» назначить Стаму Татьяне Александровне досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на нее, т.е. с 06 января 2011 года.
Взыскать с ГУ «Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия» в пользу Стаму Татьяны Александровны расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Краснослободский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.Г. Варламов