Решение по иску прокурора Краснослободского района, действующего в защиту интересов Титовой С. А., к администрации Краснослободского района об обязании предоставления жилого помещения.



Дело № 2-318/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 сентября 2012 года г. Краснослободск

Краснослободский районный суд Республики Мордовия в составе: председательствующего - судьи Ледяйкиной О.П.,

с участием секретаря судебного заседания - Калебиной Н.В.,

с участием в деле:

процессуального истца - помощника прокурора Краснослободского района Республики Мордовия – Бухтинова Э.А., представившего служебное удостоверение ,

материального истца – Титовой Снежаны Александровны,

ответчика – администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, его представителя, Полунина Дениса Игоревича, заведующего отделом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, действующего на основании доверенности от 20 января 2012,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерства образования Республики Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов Титовой Снежаны Александровны, к администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставления жилого помещения,

установил:

прокурор Краснослободского района Республики Мордовия, действующий в защиту интересов Титовой С.А., обратился в суд с иском к администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставления жилого помещения.

В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Краснослободского района по обращению Титовой С.А. проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из положений статьи 40 Конституции Российской Федерации следует, что каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права. В соответствии с требованиями статьи 44 Конституции Российской Федерации дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение. В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, по окончании пребывания их в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, детских домах семейного типа, а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее Закон). Согласно статье 2 Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со статьей 4 Закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Предусмотренные указанным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Порядок обеспечения жильем детей, указанной категории, определен статьей 8 Закона, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Кроме того, внесенными 24 января 2011 года изменениями в Постановление Правительства Республики Мордовия от 01 февраля 2010 года № 32 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» Министерство образования Республики Мордовия определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Статьями 5, 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями: 1) учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 2) приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; 3) предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма. Кроме того, установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 квадратных метров общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека. Так, согласно решения Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 22 июня 2005 года мать Титовой С.А. лишена родительских прав в отношении нее, а отец Титов А.В. решением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 30 ноября 2006 года признан безвестно отсутствующим, в связи с чем, последняя относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно сведениям, предоставленным администрацией Краснослободского муниципального района, Титова С.А, состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, с 10 июня 2011 года, согласно представленному учетному делу социальное жилье ей не выделялось, жилье за ней не закреплялось. В соответствии с дипломом о начальном профессиональном образовании в 2012 году окончила обучение в ГБОУ РМ СПО «... промышленный техникум», однако ни до, ни после обучения в вышеуказанном образовательном учреждении она не была обеспечена жильем. По сведениям регистрирующих органов зарегистрированной недвижимости Титова С.А. не имеет. Титова С.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья, в связи с чем имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жильем не ниже установленных социальных норм. Титова С.А. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для данной категории детей действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья, поэтому они, как указано в законе, должны быть обеспечены после окончания пребывания в образовательном учреждении органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Жилищное законодательство не признает основанием к отказу в иске наличие списка лиц – внеочередников, обладающих аналогичной льготой и своевременно не обеспеченных жилыми помещениями. Все они имеют одинаковую юридическую возможность на внеочередное получение жилого помещения. Эта возможность (субъективное право возникает с момента принятия на учет и по их требованию должна быть реализована). Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий. Просит понудить администрацию Краснослободского муниципального района обеспечить Титову Снежану Александровну по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв. м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека, по договору социального найма.

В судебном заседании помощник прокурора Краснослободского района Республики Мордовия Э.А. Бухтинов исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям указанным в исковом заявлении.

Материальный истец Титова С.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду объяснила, что 27 июня 2012 года она окончила государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «.... промышленный техникум». В настоящее время она обучается в государственном бюджетном образовательном учреждении Республики Мордовия начального профессионального образования «Профессиональный ....» (далее по тексту ГБОУ РМ НПО «ПЛ ....»). Она зарегистрирована по месту нахождения .... школы-интернат, которую она закончила в 2009 году. Фактически проживает в <адрес>. Данную квартиру она снимает. До настоящего времени жилым помещением по договору социального найма она не обеспечена.

Представитель ответчика Полунин Д.И. исковые требований прокурора Краснослободского района Республики Мордовия признал, не возражал против их удовлетворения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства образования Республики Мордовия в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещался заблаговременно судебной повесткой, о причинах неявки своего представителя суд в известность не поставил.

Заслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд считает, что исковые требования и.о. прокурора Краснослободского района поданные в интересах Титовой С.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Титова С.А. 23 июля 2012 года обратилась в прокуратуру Краснослободского района Республики Мордовия с заявлением, в котором она указывает, что мать лишена родительских прав, отец признан безвестно отсутствующим. Обучалась в <адрес>, в школе- интернате, которую закончила в 2008 году и поступила учится ...., а далее в .... ПУ – . Закрепленного либо социального жилья не имеет, просит обратиться в ее интересах с иском о предоставлении ей жилья (л.д. 5).

Из свидетельства о рождении на имя Титовой Снежаны Александровны, следует, что она родилась 00.00.00., и ее отцом является Т****, матерью Е*** (л.д. 17).

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Из аттестата серии выданного Титовой С.А., видно, что она в 2009 году окончила государственное образовательное учреждение «... школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ... муниципального района Республики Мордовия (л.д. 9).

Согласно диплому о начальном профессиональном образовании, Титова С.А. в 2012 году окончила Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «.... промышленный техникум» (далее по тексту ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «.... промышленный техникум») (л.д. 6)

10 июня 2011 года постановлением администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Титова Снежана Александровна 00.00.00., оставшаяся без попечения родителей, принята на учет для предоставления жилого помещения (л.д. 29)

Из ответа администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия № 2113 от 31 июля 2012 года, следует, что за Титовой С.А. жилье не закреплялось и социальное жилье не выделялось (л.д. 10).

Также, у Титовой С.А. какое-либо право на недвижимое имущество не зарегистрировано, что усматривается из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Мордовия от 27 июля 2012 года и уведомления Краснослободского отделения Филиала по Республике Мордовия Федерального государственного унитарного предприятия «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации» №31 от 23 марта 2011 года (л.д. 11,28).

Из выписки из домовой книги № 1 по <адрес> усматривается, что Титова С.А. с 25 октября 2007 года зарегистрирована по указанному адресу (л.д. 24).

В настоящее время Титова С.А. обучается на 1 курсе дневного отделения ГБОУ РМ НПО «ПЛ ...», имеет статус сироты и находится на неполном государственном обеспечении, так как ГБОУ РМ НПО «ПЛ ....» не имеет общежития, что подтверждается справкой ГБОУ РМ НПО «ПЛ ....» № 9226 от 10 сентября 2012 года (л.д. 66).

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями лиц, участвующих в деле, имеющимися в деле письменными доказательствами, сторонами по делу не оспариваются, и сомнений в их достоверности у суда не вызывают.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно статьям 3, 6 и 7 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 №104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилыми помещениями однократно вне очереди по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет 33 квадратных метра.

Администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделены на неограниченный срок следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, жилыми помещениями:

1) учет детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот, и лиц из числа детей-сирот, жилыми помещениями;

3) предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам, из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма.

Поскольку истица является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончила учреждение профессионального образования, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, она имеет право на обеспечение ее однократно вне очереди жилым помещением общей площадью не менее 33 кв. метров по договору социального найма.

При этом суд учитывает, что по смыслу вышеприведенных правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждения, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от прохождения обучения в другом образовательном учреждением, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.

В связи с этим, суд считает, что при разрешении заявленных прокурором исковых требований не имеет значение, что Титова С.А., окончившая в 2012 году ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «.... промышленный техникум», в настоящее время обучается ГБОУ РМ НПО «ПЛ ....»

В силу статьи 7 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 №104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность предоставления Титовой С.А. жилого помещения по договору социального найма возложена на администрацию Краснослободского муниципального района.

Статьей 5 Закона Республики Мордовия «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплена норма предоставления общей площади жилого помещения. В соответствии с настоящим Законом норма предоставления общей площади жилого помещения составляет не менее 33 квадратных метров.

Представитель ответчика Полунин Д.Ю. в судебном заседании исковые требования прокурора признал, о чем представил суду заявление.

Признание иска ответчиком не находится в противоречии с законом или нарушает чьи-либо права и охраняемые законом интересы, в связи с чем суд принимает признание иска ответчиком администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.

В соответствии со статьей 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

При таких обстоятельствах иск прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов Титовой С.А., к администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия о возложении на ответчика обязанности предоставить Титовой С.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.метров является обоснованным и подлежит удовлетворению.

При этом в соответствии с положениями части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение должно быть предоставлено Титовой С.А. по месту ее жительства, то есть в границах Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям,

руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов Титовой Снежаны Александровны, к администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставления жилого помещения, удовлетворить.

Обязать администрацию Краснослободского муниципального района Республики Мордовия предоставить Титовой Снежане Александровне 00.00.00., <адрес>, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.метров на состав семьи 1 человек в черте Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.

На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Республики Мордовия через Краснослободский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Краснослободского районного

суда Республики Мордовия О.П. Ледяйкина

Справка.

Решение в окончательной форме изготовлено 14 сентября 2012 года.

Судья О.П. Ледяйкина