Дело № 2-342/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2012 года г. Краснослободск
Краснослободский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего - судьи Ледяйкиной О.П.,
с участием секретаря судебного заседания - Калебиной Н.В.,
с участием в деле:
процессуального истца - помощника прокурора Краснослободского района Республики Мордовия – Бухтинова Э.А., представившего служебное удостоверение серии №,
материального истца – Трушкина Виктора Викторовича,
ответчика – администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, его представителя Канайкиной Анны Евгеньевны, секретаря жилищной комиссии, действующей на основании доверенности от 11 мая 2012 года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерства образования Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов Трушкина Виктора Викторовича, к администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставления жилого помещения,
установил:
прокурор Краснослободского района Республики Мордовия, действующий в защиту интересов Трушкина В.В., обратился в суд с иском к администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставления жилого помещения.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Краснослободского района по обращению Трушкина В.В. проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из положений статьи 40 Конституции Российской Федерации следует, что каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права. В соответствии с требованиями статьи 44 Конституции Российской Федерации дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение. В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, по окончании пребывания их в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, детских домах семейного типа, а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно статьи 2 Закона регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со статьей 4 Закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Предусмотренные указанным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Порядок обеспечения жильем детей, указанной категории, определен статьей 8 Закона, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Кроме того, внесенными 24 января 2011 г. изменениями в постановление Правительства Республики Мордовия от 01 февраля 2010г. №32 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» Министерство образования Республики Мордовия определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Статьями 5, 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 г. № 104-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями: 1) учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 2) приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; 3) предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма. Кроме того, установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 квадратных метров общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека. <данные изъяты>, в связи с чем Трушкин В.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно сведениям, предоставленным администрацией Краснослободского муниципального района, Трушкин В.В. состоит на учете с 25 ноября 2010 года детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, согласно представленному учетному делу социальное жилье ему не выдавалось, жилье за ним не закреплялось. В соответствии со справкой Государственного образовательного учреждения «.... школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту ГОУ «..... школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») Трушкин В.В. закончил 8 классов, однако после обучения в вышеуказанном образовательном учреждении и достижении совершеннолетия он не был обеспечен жильем. По сведениям регистрирующих органов зарегистрированной недвижимости Трушкин В.В. не имеет. Трушкин В.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья, в связи с чем, имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жильем не ниже установленных социальных норм. Трушкин В.В. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для данной категории детей действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья, поэтому они, как указано в законе, должны быть обеспечены после окончания пребывания в образовательном учреждении органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Жилищное законодательство не признает основанием к отказу в иске наличие списка лиц – внеочередников, обладающих аналогичной льготой и своевременно не обеспеченных жилыми помещениями. Все они имеют одинаковую юридическую возможность на внеочередное получение жилого помещения. Эта возможность (субъективное право) возникает с момента принятия на учет и по их требованию должна быть реализована. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий. Просит понудить администрацию Краснослободского муниципального района обеспечить Трушкина Виктора Викторовича по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека, по договору социального найма.
В судебном заседании помощник прокурора Краснослободского района Республики Мордовия Бухтинов Э.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям указанным в исковом заявлении.
Материальный истец Трушкин В.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду объяснил, что он в настоящее время обучается в Государственном образовательном учреждении начального - профессионального образования «.... лицей №3». В настоящее время они продолжает быть зарегистрированным по месту нахождении ГОУ «.... школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по адресу: <адрес>, но фактически проживает у родителей своей жены по адресу: <адрес>. После окончания в 2004 году ГОУ «.... школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», достижения им 9 августа 2006 года совершеннолетия и до настоящего времени жилым помещением по договору социального найма он не обеспечен.
Представитель ответчика К*** исковые требования прокурора Краснослободского района Республики Мордовия признала, не возражала против их удовлетворения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства образования Республики Мордовия в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещался заблаговременно судебной повесткой, о причинах неявки своего представителя суд в известность не поставил.
Заслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд считает, что исковые требования прокурора Краснослободского района поданные в интересах Трушкина В.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Трушкин В.В. 10 августа 2012 года обратился в прокуратуру Краснослободского района Республики Мордовия с заявлением, в котором просит обратиться в его интересах с иском о предоставлении ему жилья (л.д. 5).
Из свидетельства о рождении серии № от 5 октября 2009 года следует, что родителями Трушкина Виктора Викторовича 00.00.00., являются Т**** и М**** (л.д. 17).
<данные изъяты>
Согласно свидетельства о смерти серии № от 5 октября 2009 года М**** умерла 00.00.00. (л.д. 23).
Из справок администрации ГОУ «..... школа – интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 11 октября 2004 года, № 609 от 7 октября 2009 года следует, что Трушкин В.В. обучался в указанной школе с 23 января 2002 года по 11 октября 2004 года (л.д. 7).
Трушкин В.В. с 26 октября 2004 года и по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 12).
Согласно ответа администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия № 2416 от 22 августа 2012 года, за Трушкиным Виктором Викторовичем жилье не закреплялось и социальное жилье не выделялось (л.д. 10)
Также, у Трушкина В.В. какое-либо право на недвижимое имущество не зарегистрировано, что усматривается из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Мордовия № от 21 августа 2012 года и уведомления Краснослободского отделения филиала по <адрес> государственного унитарного предприятия «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации» №1059 от 24 ноября 2010 года (л.д. 13, 30).
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями лиц, участвующих в деле, имеющимися в деле письменными доказательствами, сторонами по делу не оспариваются, и сомнений в их достоверности у суда не вызывают.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно статьям 3, 6 и 7 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 №104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилыми помещениями однократно вне очереди по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет 33 квадратных метра.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из статьи 1 указанного закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-х летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до достижения ими вышеуказанного возраста.
Трушкин В.В. на момент обращения прокурора с данным иском в его интересах достиг 24-летнего возраста.
Согласно постановления администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия № 592от 25 ноября 2010 года Трушкин В.В. принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья (л.д. 34).
Таким образом Трушкин В.В. встал на учет на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в возрасте 22 лет.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Поэтому достижение лицом 23-х летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.
Администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделены на неограниченный срок следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, жилыми помещениями: 1) учет детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 2) приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот, и лиц из числа детей-сирот, жилыми помещениями; 3) предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам, из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма.
Поскольку истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончила учреждение профессионального образования, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, она имеет право на обеспечение его однократно вне очереди жилым помещением общей площадью не менее 33 квадратных метров по договору социального найма.
В силу статьи 7 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 №104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность предоставления Трушкина В.В. жилого помещения по договору социального найма возложена на администрацию Краснослободского муниципального района.
Статьей 5 Закона Республики Мордовия «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплена норма предоставления общей площади жилого помещения. В соответствии с настоящим Законом норма предоставления общей площади жилого помещения составляет не менее 33 квадратных метров.
Представитель ответчика К*** в судебном заседании исковые требования прокурора признала, о чем представила суду заявление.
Признание иска ответчиком не находится в противоречии с законом и не нарушает чьи-либо права и охраняемые законом интересы, в связи с чем суд принимает признание иска ответчиком администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
В соответствии со статьей 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При таких обстоятельствах иск прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов Трушкина В.В. к администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия о возложении на ответчика обязанности предоставить Трушкина В.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 квадратных метров является обоснованным и подлежит удовлетворению.
При этом в соответствии с положениями части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение должно быть предоставлено Трушкину В.В. по месту ее жительства, то есть в границах Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям,
руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов Трушкина Виктора Викторовича, к администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставления жилого помещения, удовлетворить.
Обязать администрацию Краснослободского муниципального района предоставить Трушкину Виктору Викторовичу 00.00.00., уроженцу <адрес>, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 квадратных метров на состав семьи 1 человек в черте Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в Верховный Суд Республики Мордовия через Краснослободский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Краснослободского районного
суда Республики Мордовия О.П. Ледяйкина