ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания 10 июня 2011 года г. Краснослободск Судья Краснослободского районного суда Республики Мордовия Ледяйкина О.П., с участием секретаря судебного заседания Калебиной Н.В. с участием законных представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, Муниципального учреждения здравоохранения «Краснослободская центральная районная больница» Ососкова Сергея Геннадьевича, заместителя главного врача по медицинской части и мобилизационной работе, представившего доверенность от 27 мая 2011 года, Петрякова Василия Ивановича, заместителя главного врача по хозяйственной части Муниципального учреждения здравоохранения «Краснослободская центральная районная больница», представившего доверенность от 27 мая 2011 года, рассмотрев дело об административном правонарушении, возбужденное по части 1 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении Муниципального учреждения здравоохранения «Краснослободская центральная районная больница», установил: 19 мая 2011 года Главным государственным инспектором Краснослободского района по пожарному надзору Силка Ю.В. в отношении Муниципального учреждения здравоохранения «Краснослободская центральная районная больница» (далее МУЗ «Краснослободская ЦРБ») составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому 19 мая 2011 года в 15 часов 00 минут указанным государственным инспектором было проведено обследование здания МУЗ «Краснослободская ЦРБ», расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Краснослободск, ул. Кирова, д.76, в результате которого был выявлен факт нарушения указанным юридическим лицом требований пожарной безопасности, поименованных в протоколе об административном правонарушении от 19 мая 2011 года, Так, Главным государственным инспектором Краснослободского района по пожарному надзору Силка Ю.В. было установлено, что МУЗ «Краснослободская ЦРБ» нарушило Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03), утвержденные приказом МЧС России № 313 от 18 июня 2003 года, нормы пожарной безопасности НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (утвержденные приказом МЧС России 18 июня 2003 года № 315), что выражается в следующем: 1) в административном корпусе стены коридора отделаны горючей облицовкой (фанера) (пункт 53 ППБ 01-03); 2) в отделение дневного стационара стены, потолки в коридоре отделаны горючей облицовкой и материалами, выделяющими при горении токсичные вещества (панели ПВХ МДФ) (пункты 53, 184 ППБ 01-03); 3) в отделении переливания крови стены и потолки лестничной клетки отделены материалами, выделяющими при горении токсичные вещества (панели ПВХ) (пункты 53, 184 ППБ 01-03); 4) в инфекционном отделении стены и потолки в коридоре и палатах отделаны горючей облицовкой и материалами, выделяющими при горении токсичные вещества (панели ПВХ) (пункты 53, 184 ППБ 01-03); 5) в гинекологическом отделении стены и потолки в коридоре отделены горючей облицовкой и материалами, выделяющими при горении токсичные вещества (панели ПВХ и МДФ) (пункты 53,184 ППБ01-03); 6) в родильном доме стены и потолки в коридоре отделаны горючей облицовкой и материалами, выделяющими при горении токсичные вещества (панели ПВХ и МДФ) (пункты 53, 184 ППБ 01-03); 7) в здании поликлиники двери из общих коридоров на лестничные клетки на каждом этаже открываются против хода эвакуации (пункт 52 ППБ 01-03); 8) в приемном отделении стены лестничной клетки до 2-го этажа отделаны горючей облицовкой (пункт 53 ППБ 01-03); 9) в приемном отделении подвальное помещение не оборудовано системой автоматической противопожарной защиты (пожарной сигнализацией) (пункт 4 НПБ 110-03); 10) в неврологическом отделении стены путей эвакуации (коридора) отделаны горючей облицовкой (пункт 53 ППБ 01-03); 11) в грязелечебнице коридор не оборудован системой автоматической противопожарной защиты (пожарной сигнализацией) (пункт4 НПБ 110-03); 12) в травматологическом отделении коридор не оборудован системой автоматической противопожарной защиты (пожарной сигнализацией) (пункт 4 НПБ 110-03); 13) в лаборатории стены и потолки лестничной клетки отделена материалами, выделяющими при горении токсичные вещества (панели ПВХ) (пункты 53, 184 ППБ 01-03); 14) слесарная мастерская, склады, автогаражи, кабинет дезинфектора не оборудованы системой автоматической противопожарной защиты (пожарной сигнализацией) (пункт 4 НПБ110-03) (л.д. 28-29). Заслушав объяснения законных представителей юридического лица в отношении, которого ведется производство по делу, Ососкова С.Г., Петрякова В.И., допросив свидетелей – главного государственного инспектора Краснослободского района по пожарному надзору Силка Ю.В., составившего протокол об административном правонарушении, государственного инспектора Краснослободского района по пожарному надзору Миронова А.П., участвующего при проверки МУЗ «Краснослободская ЦРБ», исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу о том, что юридическое лицо МУЗ «Краснослободская ЦРБ» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Часть 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса. Согласно нормам пожарной безопасности (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 18 июня 2003 года № 315, (пункт 4В зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток. В соответствии с Правилами пожарной безопасности (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 18 июня 2003 года № 313: двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (пункт 52); при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (пункт 53); запрещается в лечебных учреждениях со стационаром применять для отделки помещений материалы, выделяющие при горении токсичные вещества (пункт 184). Тот факт, что в зданиях и помещениях МУЗ «Краснослободская ЦРБ», расположенных по адресу: Республика Мордовия, г. Краснослободск, ул. Кирова, д. 76, 19 мая 2011 года Силка Ю.В., главным государственным инспектором Краснослободского района по пожарному надзору, были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, перечисленные в протоколе об административном правонарушении от 19 мая 2011 года, подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении № 001710 от 19 мая 2011 года, составленным главным государственным инспектором Краснослободского района по пожарному надзору Силка Ю.А. (л.д.28-29), актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 37 от 19 мая 2011 года (л.д. 30-38), предписанием № 37/2683/24, а также объяснениями законного представителя и представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (л.д.51-55), объяснениями законных представителей юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, Ососкова С.Г. и Петрякова В.И., свидетелей Силка Ю.В. и Миронов А.П. и сомнений у судьи не вызывает. Согласно статье 38 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Как следует из материалов дела об административном правонарушении здание административного корпуса, помещения отделения дневного стационара, отделения переливания крови, инфекционного отделения, гинекологического отделения, родильного дома, здание поликлиники, помещение приемного отделения, помещение неврологического отделения помещение грязелечебницы, помещение травматологического отделения, помещение лаборатории, здание слесарной мастерской, склады, автогаражи, помещение кабинета дезинфектора, расположенные по адресу: Республика Мордовия, г. Краснослободск, ул. Кирова, д.76, принадлежит на праве оперативного управления МУЗ «Краснослободская ЦРБ (л.д. 74, 80-87). Из объяснений законных представителей МУЗ «Краснослободская ЦРБ» Ососкова С.Г. и Петрякова В.И. следует, что указанные помещения используются МУЗ «Краснослободская ЦРБ». 3 июня 2011 года в санкцию статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, согласно которым совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Вместе с тем учитывая, что административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершено МУЗ «Краснослободская ЦРБ» 19 мая 2011 года, то есть до внесения изменений в указанную статью, судьей назначается наказание МУЗ «Краснослободская ЦРБ» в редакции закона, действующего на момент совершения административного правонарушения, то есть в редакции Федерального закона №247-ФЗ от 9 ноября 2009 года. Часть 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона №247-ФЗ от 9 ноября 2009 года) предусматривает административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток. В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно статье 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное приостановление деятельности применяется в том числе и в случае угрозы жизни или здоровью людей. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что 19 мая 2011 года главный государственный инспектор Краснослободского района по пожарному надзору Силка Ю.В. составил протокол № 5 о временном запрете деятельности, в котором указал, что 19 мая 2011 года в 15 часов произвел в целях предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей временный запрет деятельности МУЗ «Краснослободская ЦРБ» (л.д.15-16). Согласно части 2 статьи 27.17 Кодекса срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. В соответствии с частью 3 статьи 27.16 Кодекса о временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности и др. Согласно части 1 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Поскольку временный запрет деятельности по своим последствиям аналогичен административному приостановлению деятельности, а также исходя из того, что в соответствии с частью 5 статьи 29.6 Кодекса срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности, совершение мероприятий по осуществлению временного запрета деятельности производится по правилам административного приостановления деятельности. Согласно части 2 статьи 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при административном приостановлении деятельности производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Таким образом, моментом фактического приостановления деятельности в обоих случаях следует считать момент произведения всех этих действий (Данная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 1 марта 2006 года "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года"(вопрос 23). В судебном заседании 27 мая 2011 года главный государственный инспектор Краснослободского района по пожарному надзору Силка Ю.В. пояснил, что протокол о временно запрете деятельности МУЗ «Краснослободская ЦРБ» был составлен 19 мая 2011 года, но фактически временный запрет деятельности указанного учреждения не был осуществлен: больные, обслуживающий персонал не эвакуировались, помещения не опечатывались, до настоящего времени МУЗ «Краснослободская ЦРБ» функционирует, как и раньше Данные обстоятельства подтвердили в судебном заседании государственный инспектор Краснослободского района по пожарному надзору Миронов А.П. и законные представители юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, Ососков С.Г. и Петряков В.И. Таким образом, судьей установлено, что временный запрет деятельности МУЗ «Краснослободская ЦРБ» фактически не был применен должностными лицами государственного пожарного надзора. Учитывая указанные обстоятельства, данное дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению в соответствии с частью 1.1 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в двухмесячный срок. Как было уже указано выше, административное приостановление деятельности применяется в том числе и в случае возможной угрозы жизни или здоровью людей. Вместе с тем, по характеру правоограничительного воздействия на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц административное приостановление деятельности является мерой исключительной и назначается лишь в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. При назначении МУЗ «Краснослободская ЦРБ» наказания судья учитывает, что данный объект имеет большую социальную значимость, является объектом межрайонного значения и оказывает в том числе и специализированную медицинскую помощь не только Краснослободскому району Республики Мордовия, но и Атюрьевскому, Ельниковскому, Теньгушевскому, Торбеевскому и Темниковскому районам Республики Мордовия; на территории Краснослободского района, а также вышеуказанных районов Республики Мордовия, отсутствуют другие учреждения аналогичного профиля деятельности, ближайшие учреждения здравоохранения, осуществляющие деятельность аналогичного профиля, расположены на расстоянии примерно 100 км от г. Краснослободска (г. Саранск), в связи с чем, невозможно эвакуировать больных, находящихся на лечении в МУЗ «Краснослободская ЦРБ», а также то, что в случае назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности МУЗ «Краснослободская ЦРБ» возникнет реальная угроза жизни и здоровью неограниченного круга людей, не только находящихся на лечении в данном учреждении здравоохранения, но и иных лиц, в случае возникновения необходимости в медицинской помощи, в том числе и экстренной, проживающих, как на территории Краснослободского и близлежащих районов, так и проезжающих по дороге федерального значения «Урал 5М», определенные участки которой обслуживает МУЗ «Краснослободская ЦРБ», имеющее травматологический центр. Также судья учитывает и те обстоятельства, что нарушения, указанные в пункте 7 протокола № 001710 об административном правонарушении от 19 мая 2011 года, в настоящее время частично устранены, что подтвердил в судебном заседании государственный инспектор Краснослободского района по пожарному надзору Миронов А.П.; а в травматологическом отделении МУЗ «Краснослободская ЦРБ» в настоящее время идет ремонт, по завершению которого данное отделение будет оборудовано системой автоматической противопожарной сигнализацией. Факт проведения ремонта в травматологическом отделении МУЗ «Краснослободская ЦРБ» подтвердили в судебном заседании и свидетели Силка Ю.В. и Миронов А.П. Кроме того, судьей учитывается, что законными представителями МУЗ «Краснослободская ЦРБ» представлены соответствующие сметы, из которых видно, что ведутся работы по устранению выявленных нарушений. Из имеющихся в материалах дела об административном правонарушении письмах МУЗ «Краснослободская ЦРБ» на имя заместителя Министра и Министра здравоохранения Республики Мордовия от 6 июля 2010 года и 20 января 2011 года усматривается, что МУЗ «Краснослободская ЦРБ» принимает меры к финансированию учреждения для проведения противопожарных мероприятий (в том числе и для демонтажа горючей облицовки на путях эвакуации и ремонт противопожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре). Таким образом, учитывая, что МУЗ «Краснослободская ЦРБ» допущены нарушения требований пожарной безопасности, и указанные нарушения могли привести к возникновению пожара, что в свою очередь создает угрозу жизни и здоровью людей, а также то, что в настоящее время ведутся работы по устранению выявленных нарушений Правил пожарной безопасности, судья считает возможным назначить указанному юридическому лицу наказание в виде штрафа, без административного приостановления деятельности, предусмотренное санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона №247-ФЗ от 9 ноября 2009 год). Обстоятельств, смягчающих административную ответственность МУЗ «Краснослободская ЦРБ», судьей не установлено. Обстоятельством, отягчающим административную ответственность МУЗ «Краснослободская ЦРБ» судья в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признает повторное совершение однородного административного правонарушения в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение первого административного правонарушения (л.д. 134, 135). При назначении административного наказания МУЗ «Краснослободская ЦРБ» судья учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, которое, как следует из объяснений законных представителей Ососкова С.Г. и Петрякова В.И. является тяжелым, а также то, что установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность МУЗ «Краснослободская ЦРБ», и считает необходимым назначить наказание в виде административного штрафа в максимальных пределах, установленных санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона №247-ФЗ от 9 ноября 2009 года) Исходя из изложенного, и руководствуясь статьей 3.12, частью 1 статьи 20.4, статьями 23.1, 29.1-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья постановил: признать Муниципальное учреждение здравоохранения «Краснослободская центральная районная больница» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона №247-ФЗ от 9 ноября 2009 года), и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей. Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом по следующим реквизитам: Управление Федерального Казначейства по РМ (ГУ МЧС России по РМ) Расчетный счет - 40101810900000010002 ИНН – 1326192116 КПП – 132601001 Код ОКАТО – 89234501000 Наименование банка – получателя ГРКЦ НБ Республики Мордовия Банка России БИК – 048952001 Код бюджетной классификации – 177116270000100001 40 Наименование платежа – административный штраф. На постановление судьи может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Краснослободский районный суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления. Судья Краснослободского районного суда Республики Мордовия О.П. Ледяйкина