Решение по жалобе Хрящикова Ф.С. на постановление старшего инспектора ОГИБДД по статье 12.34 КоАП РФ.



Дело №12-31/2011

РЕШЕНИЕ

именем российской федерации

25 августа 2011 года г. Краснослободск

Судья Краснослободского районного суда Республики Мордовия Ледяйкина О.П.,

с участием секретаря судебного заседания Калебиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации Шаверского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Хрящикова Федора Сергеевича <данные изъяты> на постановление старшего инспектора ОГИБДД ОВД по Краснослободскому муниципальному району Республики Мордовия Н*** 13 МР № 109029 от 1 июня 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 2000 рублей, судья

установил:

постановлением старшего инспектора ОГИБДД ОВД по Краснослободскому муниципальному району Республики Мордовия Н*** 13 РМ № 109029 от 1 июня 2011 года глава администрации Шаверского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Хрящиков Ф.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей.

В жалобе Хрящиков Ф.С. ставит вопрос об отмене указанного постановления, ссылаясь на то, что дорога по направлению на молочно-товарную ферму №1 на балансе сельского поселения не состоит и средств в бюджете сельского поселения на устройство и содержание уличного освещения не заложено из-за дефицита доходной части бюджета. Просит суд отменить постановление старшего инспектора ОГИБДД ОВД по Краснослободскому муниципальному району Республики Мордовия Н*** 13 МР № 109029 от 1 июня 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, Хрящикова Ф.С., допросив свидетелей, прихожу к нижеследующему.

Как следует из материалов дела, 31 мая 2011 года в отношении Хрящикова Ф.С. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о совершении которого старшим инспектором ОГИБДД ОВД по Краснослободскому муниципальному району Н*** составлен протокол об административном правонарушении серии 13 МР №002062 от 31 мая 2011 года.

В протоколе об административном правонарушении указано, что в 23 часа 00 минут 29 мая 2011 года на переулке Школьный, д.1 с. Тенишево Краснослободского района Республики Мордовия глава администрации Шаверского сельского поселения Хрящиков Ф.С. не принял мер по своевременному устранению помех при содержании дорог, так как пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, поскольку не работает уличное освещение на пер. Школьный, д. 1 с. Тенишево, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с этим постановлением старшего инспектора ОГИБДД ОВД по Краснослободскому муниципальному району Республики Мордовия Н*** от 1 июня 2011 года серии 13 МР № 109029 Хрящикову Ф.С. назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела Хрящиков Ф.С. вину в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не признал. Объяснил судье, что он, как глава сельского поселения не должен отвечать за дороги, находящиеся на территории сельского поселения, кроме того, в бюджете муниципального образования отсутствуют средства на обеспечение освещения улиц сельского поселения.

В этой связи, при вынесении решения по жалобе Хрящикова Ф.С., давая оценку представленным по делу доказательствам с учетом доводов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изложенных им в жалобе, судья исходит из того, что в данном случае имеет значение является ли Хрящиков Ф.С., глава Шаверского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и имеет ли место событие административного правонарушения.

Согласно решению Совета депутатов Шаверского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 17 декабря 2007 года № 2 главой Шаверского сельского поселения избран Хрящиков Федор Сергеевич (л.д.5).

В соответствии со статьей 36 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 3 мая 2011 года) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Уставом Шаверского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия установлено, что глава Шаверского сельского поселения является высшим должностным лицом Шаверского сельского поселения и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 3 мая 2011 года) к вопросам местного значения поселения, в том числе, относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из справки администрации Шаверского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия № 150 от 7 июня 2011 года следует, что дорога по направлению на МТФ №1, проходящая мимо дома № 1, расположенного по адресу: с. Тенишево, переул. Школьный, д.1, на балансе Шаверского сельского поселения не состоит (л.д.4).

Согласно справки администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия № 1327 от 16 июня 2011 года следует, что дорога, расположенная по адресу: Республика Мордовия, Краснослободский район, с. Тенишево, переулок Школьный, ведущая на МТФ №1, находится в границах сельского населенного пункта Шаверского сельского поселения и относится к дороге местного значения (л.д.11).

Данные обстоятельства подтвердило в судебном заседании и лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, Хрящиков Ф.С.

Из справки Филиала ОАО «МРСК Волги – «МОРДОВЭНЕРГО» № 403 от 20 июня 2011 года следует, что наружное освещение по переулку Школьному, а также по направлению к МТФ №1 в с. Тенишево на балансе Краснослободского ПО не числится. В связи с этим обязанность по техническому обслуживанию данных объектов Краснослободское ПО не несет (л.д. 17).

В соответствии со статьей 36 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 3 мая 2011 года) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Уставом Шаверского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия установлено, что глава Шаверского сельского поселения является высшим должностным лицом Шаверского сельского поселения и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 3 мая 2011 года) к вопросам местного значения поселения, в том числе, относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

То же следует и из положений Федерального закона от 8 ноября 2007года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно статье 13 которого к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

При этом в соответствии со статьей 3 указанного федерального закона под дорожной деятельностью понимается деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии со статьей 34 указанного федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Из пункта 4.6 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» следует, что включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.; Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.

Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности, следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

В этой связи, глава Шаверского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Хрящиков Ф.С. в силу указанных норм права может являться субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 2.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но таковым не является по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Определяя полномочия органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения, пункт 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» указывает, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля госинспектор дорожного надзора ОГИБДД межмуниципального отдела МВД Российской Федерации «Краснослободский» Н*** показал, что 29 мая 2011 года в с. Тенишево Краснослободского района Республики Мордовия на пер. Школьный было совершено дорожно-транспортное происшествие, в ходе которого пострадал человек. В момент совершения ДТП уличного освещения в пер. Школьный с. Тенишево не было, несмотря на то, что на столбе был расположен фонарь, но данный фонарь был отключен. С учетом данных обстоятельств, им был сделан вывод о том, что глава сельского поселения Хрящиков Ф.С. совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое выразилось в непринятии им мер по своевременному устранению помех в содержании дорог, а именно в устранении неисправности уличного освещения, так как пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения. При составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о признании Хрящикова Ф.С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации, и назначении ему наказания, он не устанавливал, предусмотрено ли наличие уличного освещение по пер. Школьный с. Тенишево Краснослободского района Республики Мордовия, принималось ли решение об установление уличного освещения по пер. Школьный с. Тенишево Краснослободского района Республики Мордовия.

Из справки администрации Краснослободского района Республики Мордовия № 1790 от 12 августа 2011 года следует, что освещение пер. Школьный с. Тенишево не было запроектировано и соответственно не было сделано.

В ходе выездного судебного заседания было установлено, что вдоль дороги, ведущей от д. №1 пер. Школьный с. Тенишево Краснослободского района Республики Мордовия, в сторону молочно-товарной фермы расположены столбы электропередач.

Как показал в судебном заседании свидетель Р***, на данных столбах расположены линии электропередачи, через которые от трансформаторной подстанции в дома жителей села и общественные здания поступает электрическая энергия. Для осуществления наружного освещения автомобильной дороги на указанных столбах дополнительно размещают линии электропередачи, предназначенные именно для наружного освещения, то есть уличного освещения. На столбах, расположенных вдоль дороги в пер. Школьный с. Тенишево и ведущих к молочно-товарной ферме, не предусмотрено установление наружного освещения дорог, поскольку на данных столбах дополнительных линий электропередач не имеется. Сведениями о принятии органом местного самоуправления решения об организации уличного освещения по пер. Школьный с. Тенишевой он не располагает.

Также в ходе выездного судебного заседания установлено, что на столбе, расположенном напротив д. № 1 по пер. Школьный с. Тенишево Краснослободского района Республики Мордовия находится фонарь.

Как пояснило в судебном заседании лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, Хрящиков Ф.С., данный фонарь был установлен в связи с тем, что в д. №1 по пер. Школьный с. Тенишево Краснослободского района Республики Мордовия ранее находился магазин Краснослободского райпо. Решение об установке данного фонаря было осуществлению по согласованию между ним и собственником магазина. В 2011 году магазин перенесли в другое место, лампа перегорела и собственник магазина отказался от замены лампы и, вообще, от источника освещения. Администрацией Шаверского сельского поселения Краснослободского района Республики Мордовия решение об организации уличного освещения в с. Тенишево Краснослободского района Республики Мордовия.

Свидетель А*** – заместитель начальника Краснослободского межрайонного отделения ОАО «Мордовская энергосбытовая компания», допрошенный в судебном заседании, показал, что в Шаверское сельское поселение Краснослободского района Республики Мордовия производится отпуск электроэнергии на клуб в с. Тенишево, котельную в с. Тенишево и уличное освещение в с. Шаверки. Поскольку абонентом поставляемая электроэнергия оплачивается своевременно и в полном объеме, они не проверяют, где расположены источники света для уличного освещения.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении было установлено, что в пер. Школьном с. Тенишево Краснослободского муниципального района Республики Мордовия уличное освещение отсутствует, решение об установлении уличного освещения по переулку Школьный с. Тенишево Краснослободского района Республики Мордовия органом местного самоуправления поселения не принималось.

Исследовав представленные по делу доказательства, судья приходит к выводу о том, что производство по делу подлежит прекращению за отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по следующим мотивам.

Разрешая дело, старший инспектор ОГИБДД ОВД по Краснослободскому муниципальному району Республики Мордовия правильно исходил из того, что невключение наружного освещения дороги в темное время суток представляет собой нарушение правил содержания дорог и является административным правонарушением, предусмотренным статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем, привлекая главу Шаверского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Хрящикова Ф.С. к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно за неисправность уличного освещения по пер. Школьный д.1, с. Тенишевой Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, старший инспектор ОГИБДД ОВД по Краснослободскому муниципальному району Республики Мордовия в постановлении от 1 июня 2011 года ничем не мотивировал выводы о совершении Хрящиковым Ф.С. данного правонарушения, а также не учел, что решение об организации уличного освещения по пер. Школьному с. Тенишево Краснослободского муниципального района Республики Мордовия не принималось.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указывается событие административного правонарушения,

Формулировка события правонарушения в протоколе об административном правонарушении от 1 июня 2011 года, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит в себе указание на то, что глава администрации Шаверского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Хрящиков Ф.С. «не принял мер по своевременному устранению помех в содержании дорог, так как пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения. Не работает уличное внешнее освещение по пер. Школьный, д.1 с. Тенишево Краснослободского муниципального района Республики Мордовия». Вместе с тем, при рассмотрении жалобы Хрящикова Ф.С. было установлено, что уличное освещение в пер. Школьный с. Тенишево Краснослободского района Республики Мордовия отсутствует и решение об его организации органом местного самоуправления не принималось, т.е. Хрящиков Ф.С. по объективным причинам не мог следить за исправностью уличного освещения в пер. Школьный с. Тенишево Краснослободского района Республики Мордовия, поскольку такое освещение в пер. Школьный с. Тенишево Краснослободского района Республики Мордовия вообще отсутствует.

Таким образом, судьей установлено, что факт совершения Хрящиковым Ф.С. административного правонарушения установить не представляется возможным, что свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушителем по которому был признан Хрящиков Ф.С.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

В соответствии со статьей 26.11. Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 24.5, 30.7. - 30.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление старшего инспектора ОГИБДД ОВД по Краснослободскому муниципальному району Республики Мордовия Н*** серия 13 МР № 109029 от 1 июня 2011 года об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о назначении главе администрации Шаверского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Хрящикову Федору Сергеевичу административного наказания в виде штрафа в размере 2000 рублей отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации в отношении Хрящикова Федора Сергеевича прекратить в связи с отсутствием в его действиях события административного правонарушения.

На решение судьи могут быть поданы жалоба или протест прокурора в Верховный Суд Республики Мордовия через Краснослободский районный суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья Краснослободского районного суда

Республики Мордовия О.П. Ледяйкина