Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2010 года
Красносельский районный суд Костромской области в составе:
Председательствующего судьи Богачевой Е.Б.
С участием прокурора Черновой Л.В.
При секретаре Ярдаковой С.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красносельского района в интересах воспитанников МОУ «Шолоховская средняя общеобразовательная школа» к администрации Красносельского муниципального района Костромской области, МОУ «Шолоховская средняя общеобразовательная школа» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красносельского района в соответствии со ст. 45 ч.1 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах воспитанников МОУ «Шолоховская средняя школа» к Администрации Красносельского района в лице Управления образования об обязании проведения организационно-хозяйственных мероприятий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно обязать МОУ «Шолоховская средняя общеобразовательная школа» обеспечить гардероб с оборудованными ячейками для каждого класса (п.2.3.5 СанПин 2.4.2.1178-02); создать в школе медицинский пункт (п.2.3.22 СанПин 2.4.2.1178-02); возле школы оборудовать бетонированную площадку под мусорозборник (п.2.2.9 СанПин СанПин 2.4.2.1178-02); произвести частичный ремонт кровли школы и здания начальной школы (детский сад) (глава 2.4.4. п.2.4.8,п.2.4.9.СанПин 2.4.2.1178-02); в 9,7,4,5 «б» классах рассаживание детей произвести в соответствии с требованиями по росто-возрастным показателям (п.2.4.2. СанПин 2.4.2.1178-02), обеспечив приобретение комплектов необходимой учебной мебели; в кабинетах средней школы и 3-м классе начальной школы обеспечить оклейку стен школы обоями, позволяющими проводить влажную уборку с применением дезинфицирующих средств ( п.2.4.8 СанПин 2.4.2.1178-02); при спортивной зале в раздевалках для мальчиков и девочек оборудовать душевые комнаты, санитарные узлы (п.2.3.17 СанПин 2.4.2.1178-02); классные доски в кабинете 10-го класса, в 4,3 классах начальной школы, кабинетах математики, кабинете русского языка оборудовать софитами; в зданиях начальной школы и средней школы провести ограждение отопительных приборов съемными деревянными решетками в классах (п.2.5.1 СанПин 2.4.2.1178-02); учебные кабинеты начальной школы обеспечить холодным и горячим водоснабжением ( п.2.7.5. СанПин 2.4.2.1178-02).
Обязать администрацию Красносельского муниципального района Костромской области осуществить финансирование вышеуказанных организационно-хозяйственных мероприятий.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что МОУ «Шолоховская средняя общеобразовательная школа» является муниципальным образовательным учреждением и целью общеобразовательного процесса является реализация образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Согласно ст.51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников. В ходе проведенной проверки в порядке надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, в деятельности школы были выявлены нарушения ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарных правил 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Обязанность по устранению имеющихся нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства лежит, согласно законодательства на администрации учреждения, а обязанность по финансированию на Управлении образования Красносельского муниципального района, как на Учредителе и главном распорядителе средств районного бюджета.
При проверке образовательного учреждения в марте 2010 года специалистами Роспотребнадзора в адрес директора МОУ «Шолоховская средняя общеобразовательная школа» было направлено письмо об устранении нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени такие нарушения не устранены из-за отсутствия финансирования со стороны Учредителя. Несоответствие имеющихся помещений требованиям санитарных норм и правил являются, согласно п.9 Положения о лицензировании, грубым нарушением лицензионных требований и условий и лицензирующий орган в соответствии со ст.33 п.14 Закона « Об образовании», п.36 Положения о лицензировании обязан направить лицензиату обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока их устранения ( не более 6 месяцев) и начать процедуру приостановления действия лицензии, и её аннулирования, однако до настоящего времени такие требования ответчикам не предъявлены. Бездействие Управления образования администрации Красносельского муниципального района Костромской области приводит к грубому нарушению прав социально незащищенной категории населения - учащихся этого образовательного учреждения на получение образования, получение государственных мер социальной поддержки.
В судебном заседании прокурор Красносельского района Чернова Л.В. требования поддержала частично, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении, уточнив их, и пояснила, что до настоящего времени все указанные в исковом заявлении нарушения ответчиками полностью не устранены. На данный момент школой только выполнено требование об оборудовании бетонированной площадки под мусоросборник и оборудованы софитами классные доски в 4,3 классах начальной школы, кабинетах математики, русского языка средней школы, осталось не оборудованной софитами классная доска в кабинете информатики. Поэтому в этой части требования не поддерживает, в остальной части иск просит удовлетворить. Кроме того, просит суд обязать Управление образования Краносельского муниципального района направить денежные средства школе на выполнение мероприятий по устранения выявленных нарушений, так как распределением бюджетных средств занимаются именно они.
Ответчик по делу представитель МОУ «Шолоховская средняя общеобразовательная школа» директор Черепенина С.Л. требования признала и пояснила, что действительно такие нарушения были выявлены, и они уже приступили к их устранению. Однако возникают сложности с финансированием, так как не на все мероприятия по устранению нарушений имеются денежные средства в этом году. Кроме того, при строительстве школы изначально не были сделаны душевые кабинки, и горячая вода и сейчас для их оборудования потребуется значительные средства, а их в 2010 году нет, но они и это нарушение будут устранять при наличии финансирования. В настоящее время они начали ремонт крыши, оборудовали одно помещение под медпункт и закупили в него оборудование, забетонировали площадку под мусоросборник, начали оклеивать кабинеты обоями, оборудовали все классные доски софитами, кроме кабинета информатики, так как в нем проходя экзамены.
Ответчик по делу представитель администрации Красносельского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания извещены надлежащим образом, прислали заявление, в котором просят дело рассмотреть в их отсутствие, иск не признают, поскольку денежные средства, которые были заложены в бюджете на 2009 года на эту школу, израсходованы. В 2010 году на содержание данной школы заложено 230 тысяч рублей и этих средств не хватит на осуществление ремонта указанного в иске. Рассмотрение и утверждение бюджета муниципального образования и отчет о его исполнении находится в исключительной компетенции Собрания депутатов Красносельского района, поэтому считают себя ненадлежащими ответчиками.
Ответчик - представитель Управления образования администрации Красносельского муниципального района по доверенности Попова О.В. требования не признала и пояснила, что их Управление действительно направляет денежные средства МОУ «Шолоховская средняя общеобразовательная школа» согласно смет, предоставленных директором школы и в пределах поступивших от администрации денежных средств. В настоящее время перечислены школе средства на проведение ремонта крыши здания. На 2010 год не были запланированы средства на другие мероприятия по устранению выявленных нарушений, но они примут все меры, чтобы в установленный прокурором срок такие средства перечислить школе. Финансирование осуществляет администрация Красносельского района а они эти средства только распределяют.
Третье лицо- представитель Управления Роспотребнадзора по Костромской области по доверенности Галамий Т.В. требования прокурора поддержала и пояснила, что они проводили проверку общеобразовательных школ и в МОУ «Шолоховская средняя общеобразовательная школа» были выявлены нарушения, которые все отражены в акте. Целью проведения таких проверок и вынесения предписаний является то, чтобы обязать администрации районов профинансировать школы, так как фактически такое финансирование очень плохое, средств выделяется мало. По истечении срока, который они установили школе для устранения недостатков, они вновь будут их проверять.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу:
Согласно ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение должно создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 года № 196 (п.4,7) деятельность общеобразовательного учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования. Общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
На основании ст.11 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
Ст.28 этого Закона предусматривает, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, с 1 сентября 2003 года, которые в соответствии с вышеизложенным должны полностью исполняться общеобразовательными учреждениями, в том числе и ответчиками.
МОУ « Шолоховская средняя общеобразовательная школа» Красносельского района Костромской области является муниципальным гражданским светским некоммерческим средним общеобразовательным учреждением и юридическим лицом и включена в единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии с п.1.5 его Устава целью образовательного процесса Школы является реализация образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Факт того, что МОУ «Красносельская средняя общеобразовательная школа» выполняет не все требования указанных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, нашел свое подтверждение в судебном заседании и не оспаривается самим ответчиком.
Из акта проверки Управления Роспотребнадзора Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что выявлены нарушения п.2.3.5., то есть в школе отсутствует гардероб, оборудованный ячейками для каждого класса, учащиеся оставляют верхнюю одежду и обувь в раздевалке при спортивном зале; п.2.3.22, в школе отсутствует медицинский пункт, хотя в соответствии и с п. 23. Типового положения об образовательном учреждении», медицинское обслуживание обучающихся в общеобразовательном учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения за этим общеобразовательным учреждением и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. Общеобразовательное учреждение обязано предоставить соответствующее помещение для работы медицинских работников.
Нарушен п.2.2.9, а именно не оборудована бетонированная площадка под мусоросборник, а установленный мусоросборник без крышки; глава 2.4.4. п.2.4.8,п.2.4.9, а именно имеются следы протечек в кабинете иностранного языка, в коридорах начальной школы. Поэтому требуется частичный ремонт кровли здания школы и здания начальной школы (детский сад); п.2.4.2.- на основании измерений учебной мебели в 9-м, 7-м, 4-м и 5 «б» классах рассаживание детей проведено без соответствующего требованиям по росто-возрастным показателям; п.2.4.8. в кабинетах школы и в 3-м классе начальной школы стены оклеены обоями, что не позволяет проводить влажную уборку с применением дезинфицирующих средств; п.2.3.17 при спортивном зале в раздевалках мальчиков и девочек не работают душевые комнаты и санитарные узлы; п.2.6.2. классные доски в кабинете 10-го класса школы и 3,4 классах начальной школы, кабинетах математики, кабинете русского языка не оборудованы софитами. В игровой комнате второго класса осветительные приборы грязные. Уровень искусственного освещенности не соответствуют требованиям санитарных норм и правил (по протоколу измерений № ГД от ДД.ММ.ГГГГ из 25 проведенных измерений 17 измерений не соответствуют требованиям санитарных норм); п.2.5.1.- не проведено ограждение отопительных приборов съемными деревянными решетками в классах и коридорах ( частично закрыты только приборы на первом этаже) в начальной школе не ограждены отопительные приборы; п.2.7.5- учебные кабинеты начальной школы не обеспечены холодным и горячим водоснабжением.
Согласно постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ главного санитарного врача по Костромской области МОУ «Шолоховская средняя общеобразовательная школа» Красносельского муниципального района Костромской области привлечена к административной ответственности по ст. 6,7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 рублей. данное постановление вступило в законную силу.
Следовательно, требования прокурора в части понуждения МОУ «Шолоховская средняя общеобразовательная школа» устранить выявленные нарушения обоснованные и подлежат удовлетворению.
Подлежит удовлетворение и требование прокурора, заявленное к администрации Красносельского муниципального района Костромской области, и к Управлению образования администрации Красносельского муниципального района Костромской области о обязании осуществить финансирование и направить денежные средства на выполнение вышеуказанных организационно-хозяйственных мероприятий.
В соответствии со ч.1 п.1.4. учредителем МОУ «Шолоховская средняя общеобразовательная школа» является администрация Красносельского муниципального района Костромской области и Школа находится в ведении Управления образования администрации Красносельского муниципального района. Так же МОУ «Шолоховская средняя общеобразовательная школа» является так же бюджетным учреждением.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Данное учреждение в соответствии с Уставом ( ч.1 п.1.8) имеет самостоятельный баланс и смету бюджетного финансирования, обладает обособленным имуществом, являющимся муниципальной собственностью муниципального образования Красносельского муниципального района, на праве оперативного управления. Согласно статье 31 Закона Российской Федерации "Об образовании" органы местного самоуправления ответственны за обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
Следовательно, именно администрация Красносельского муниципального района, как собственник имущества, обязана финансировать МОУ «Шолоховская средняя общеобразовательная школа», в том числе и на эти цели.
В соответствии с Положением об Управлении образования администрации Красносельского муниципального района Костромской области, утвержденном главой администрации Красносельского муниципального района 24.01.2006 года Управление образования является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банках, гербовую печать, штампы и бланки и имеет в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. Управлению образования подконтрольны подведомственные ему образовательные учреждения: дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования, находящиеся на территории Красносельского муниципального района. Основной из задач Управления является в том числе и обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий и одной из её функций является распределение и использование бюджетных средств образования.
Следовательно, именно Управление образования администрации Красносельского района ответственно за поступление бюджетных средств МОУ «Шолоховская средняя общеобразовательная школа» и требования, заявленные прокурором обоснованные.
Так же суд приходит к выводу, что с МОУ «Шолоховская средняя общеобразовательная школа» подлежит взысканию госпошлина за рассмотрение данного дела, однако с учетом финансового положения ответчика суд считает возможным снизить её размер до 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Красносельского района, заявленные в интересах учащихся и воспитанников МОУ «Шолоховская средняя общеобразовательная школа» удовлетворить.
Обязать МОУ «Шолоховская средняя общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
обеспечить гардероб с оборудованными ячейками для каждого класса (п.2.3.5 СанПин 2.4.2.1178-02); создать в школе медицинский пункт (п.2.3.22 СанПин 2.4.2.1178-02); произвести частичный ремонт кровли школы и здания начальной школы (детский сад) (глава 2.4.4. п.2.4.8,п.2.4.9.СанПин 2.4.2.1178-02); в 9,7,4,5 «б» классах рассаживание детей произвести в соответствии с требованиями по росто-возрастным показателям (п.2.4.2. СанПин 2.4.2.1178-02), обеспечив приобретение комплектов необходимой учебной мебели; в кабинетах средней школы и 3-м классе начальной школы обеспечить оклейку стен школы обоями, позволяющими проводить влажную уборку с применением дезинфицирующих средств ( п.2.4.8 СанПин 2.4.2.1178-02); при спортивной зале в раздевалках для мальчиков и девочек оборудовать душевые комнаты, санитарные узлы (п.2.3.17 СанПин 2.4.2.1178-02); классные доски в кабинете информатики оборудовать софитами; в зданиях начальной школы и средней школы провести ограждение отопительных приборов съемными деревянными решетками в классах (п.2.5.1 СанПин 2.4.2.1178-02); учебные кабинеты начальной школы обеспечить холодным и горячим водоснабжением ( п.2.7.5. СанПин 2.4.2.1178-02).
Обязать администрацию Красносельского муниципального района Костромской области осуществить финансирование этих организационно-хозяйственных мероприятий.
Обязать Управление образования администрации Красносельского муниципального района Костромской области направить денежные средства на выполнение этих организационно-хозяйственных мероприятий.
Взыскать с МОУ «Шолоховская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в доход бюджета Красносельского муниципального района в размере <данные изъяты> рублей.
Решение в течение 10 дней со дня его вынесения может быть обжаловано или опротестовано в Костромской областной суд с подачей жалобы через Красносельский райсуд.
Судья: