об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства



Дело № 2-207/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июля 2010 года

Красносельский районный суд Костромской области

в составе: председательствующего судьи Сидорова Н.Ф.

с участием прокурора Рассказовой О.М.,

при секретаре Смирновой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красносельского района в интересах воспитанников МДОУ «Сопыревский детский сад» к администрации Красносельского муниципального района Костромской области, МДОУ «Сопыревский детский сад» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Красносельского района в соответствии со ст. 45 ч.1 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах воспитанников МДОУ «Сопыревский детский сад» к Администрации Красносельского района Костромской области, МДОУ «Сопыревский детский сад» об обязании проведения организационно-хозяйственных мероприятий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно обязать МДОУ «Сопыревский детский сад» создать в детском саду медицинский блок (п.2.2. 22 Сан-эпид. требования №2.4.1. 1249-03); в туалетной комнате установить 4 детских раковины и 3 детских унитаза (п.2.2.17 Сан-эпид. требования № 2.4.1. 1249-03); приобрести необходимое количество мебели ( 2 стола и 4 стула группы 00; 3 стола и 5 стульев группы 0; 3 стула группы1) в соответствии с требованиями по росто -возрастным показателям детей (протокол измерений мебели №180-ГД от 06.05.2010 года); приобрести в помещение детского сада приточно-вытяжную вентиляцию (Сан-Пин 2.3.6. 1079-01 п.4.4.); приобрести необходимое количество кухонной посуды (п.2.10.8 Сан-эпид. требования № 2.4.1. 1249-03). Обязать администрацию Красносельского муниципального района Костромской области осуществить финансирование вышеуказанных организационно-хозяйственных мероприятий.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что МДОУ «Сопыревский детский сад» является муниципальным дошкольным образовательным учреждением, которое создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Основными задачами ДОУ являются: охрана жизни и здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей. Согласно ст.51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников. В ходе проведенной проверки в порядке надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, в деятельности детского сада были выявлены нарушения ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарных правил 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных общеобразовательных учреждений». В соответствии со ст.11 вышеуказанного Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Проведенная 02 июня 2010 года проверка показала, что в учреждении не созданы условия для проживания детей, допускаются грубые нарушения санитарных правил. В частности отсутствует медицинский блок, в туалетной комнате установлено 2 умывальных раковины для мытья рук и один унитаз, вместо 4 детских раковин и 4 детских унитазов, мебель не соответствует требованиям по росто-возрастным показателям детей, отсутствует необходимое количество кухонной посуды, а также отсутствует приточно-вытяжная вентиляция. В соответствии с п.7 ст. 51 Закона «Об образовании» ответственность за создание необходимых условий для учёбы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. В соответствии с п.1.4 Устава ДОУ «Сопыревского детского сада» утвержденного постановлением главы Красносельского муниципального района от 26 февраля 2009, учредителем ДОУ является администрация Красносельского муниципального района Костромской области, ДОУ «Сопыревский детский сад» находится в ведении управления образования администрации Красносельского муниципального района, является бюджетным учреждением и финансируется из бюджета Красносельского муниципального района Костромской области на основе сметы, которая утверждается Учредителем. ДОУ «Сопыревский детский сад» сад отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам несет Главный распорядитель бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Обязанность по устранению имеющихся нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства лежит, согласно законодательства на администрации учреждения, а обязанность по финансированию мероприятий по устранению данных нарушений на Управлении образования Красносельского муниципального района, как на Учредителе и главном распорядителе средств районного бюджета. В соответствии с пунктом 6 статьи 33 Закона РФ «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. Общие правила лицензирования образовательной деятельности определены Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 года № 277 и ранее действовавшим Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 года №796. Согласно п.п. « б» п. 8 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ №277 от 31.03.2009 года лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности является наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, помещения для работы медицинских работников, питания обучающихся и воспитанников) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям. При проверке образовательного учреждения в мае 2010 года специалистами Роспотребнадзора в адрес заведующего МДОУ «Сопыревский детский сад» было направлено письмо, в котором предписано в срок до 01 августа 2010 года устранить все вышеперечисленные нарушения, однако до настоящего времени такие нарушения не устранены из-за отсутствия финансирования со стороны Учредителя. Несоответствие имеющихся помещений требованиям санитарных норм и правил являются, согласно п.9 Положения о лицензировании, грубым нарушением лицензионных требований и условий. В соответствии со ст. 33 Закона РФ «Об образовании», п.36 Положения, контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется выдавшими лицензию лицензирующими органами в соответствии с их компетенцией. Лицензирующий орган, при выявлении грубых нарушений лицензионных требований в соответствии с п. 14 ст. 33 Закона «Об образовании», п. 36 Положения обязан направить лицензиату обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока их устранения (не более 6 месяцев) и начать процедуру приостановления действия лицензии, и её аннулирования, однако до настоящего времени такие требования ответчикам не предъявлены. Бездействие Управления образования администрации Красносельского муниципального района Костромской области приводит к грубому нарушению прав социально незащищенной категории населения - воспитанников этого образовательного учреждения на получение образования, получение государственных мер социальной поддержки.

В судебном заседании помощник прокурора Красносельского района Костромской области Рассказова О.М. требования уточнила, просит суд обязать МДОУ «Сопыревский детский сад» выполнить требования п.2.2.22 Санитарно-эпидемиологических требований №2.4.1.1249-03, а именно создать в детском саду медицинский блок в срок до 1 июля 2010года, а также обязать администрацию Красносельского муниципального района осуществить финансирование указанных организационно-хозяйственных мероприятий, пояснив, что остальные пункты исковых требований, ответчиком исполнены в добровольно порядке.

Представитель ответчика по делу заведующая МДОУ «Сопыревский детский сад» Полякова Т.А. в судебном заседании требования признала и пояснила, что действительно указанные в исковом заявлении нарушения санитарно-эпидемиологических требований имели место. Они уже приступили к их устранению, однако возникают сложности с финансированием, так как не на все мероприятия по устранению нарушений имеются денежные средства. В настоящее время не исполнено только одно требование прокурора-создание медицинского блока, так как для этого требуется время и соответствующее финансирование.

Соответчик по делу- администрация Красносельского муниципального района Костромской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание своего представителя не направил, просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признает.

Представитель третьего лица по делу, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков- Управления образования администрации Красносельского муниципального района по доверенности Панова Ж.Н. требования прокурора признала и пояснила, что действительно указанные в исковом заявлении нарушения санитарных норм в МДОУ «Сопыревский детский сад» имели место. В настоящее время требования прокурора в большей части выполнены, осталось только создать в детском саду медицинский блок. Если администрация Красносельского муниципального района обеспечит финансирование, то медицинский блок будет создан.

Выслушав присутствующие стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение должно создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 года № 666 (п.9) дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями правительства РФ, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим типовым положением, уставом дошкольного образовательного учреждения, договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

В силу Пункта 5 указанного Типового положения основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей..

На основании ст.11 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Статья 28 указанного Закона предусматривает, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1. 1240-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 марта 2003 года, с 20 июня 2003 года, которые в соответствии с вышеизложенным должны полностью исполняться образовательными учреждениями, в том числе и ответчиками.

МДОУ «Сопыревский детский сад» Красносельского района Костромской области является муниципальным дошкольным образовательным учреждением и юридическим лицом и включен в единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с п.1.14 Устава МДОУ «Сопыревский детский сад» обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей от 2-х месяцев до 7-ми лет. МДОУ «Сопыревский детский сад» создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. ( пункт 1.15 Устава).

Факт того, что МДОУ «Сопыревский детский сад» выполняет не все требования указанных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, нашел свое подтверждение в судебном заседании и не оспаривается самим ответчиком.

Из акта проверки Управления Роспотребнадзора Костромской области от 31.04.2010 года следует, что в МДОУ «Сопыревский детский сад» выявлены нарушения обязательных требований СанПиН 2.4.1. 1249-03 «Санитрано - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (л.д. 9-13).

Следовательно, требования прокурора в части понуждения МДОУ «Сопыревский детский сад» устранить выявленные нарушения обоснованные и подлежат удовлетворению.

Подлежит удовлетворение и требование прокурора, заявленное к администрации Красносельского муниципального района Костромской области, об обязании осуществить финансирование на выполнение вышеуказанных организационно-хозяйственных мероприятий.

В соответствии с п.1.4 Устава МДОУ учредителем МДОУ «Шолоховская средняя общеобразовательная школа» является администрация Красносельского муниципального района Костромской области, ДОУ «Сопыревский детский сад» находится в ведении Управления образования администрации Красносельского муниципального района и является бюджетным учреждением.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Данное учреждение в соответствии с Уставом (п.1.8) имеет смету бюджетного финансирования, обладает обособленным имуществом, являющимся муниципальной собственностью муниципального образования Красносельского муниципального района, на праве оперативного управления.

Согласно статье 31 Закона Российской Федерации "Об образовании" органы местного самоуправления ответственны за обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, именно администрация Красносельского муниципального района, как собственник имущества, обязана финансировать МДОУ «Сопыревский детский сад» в том числе и на указанные выше цели.

При таких обстоятельствах у суда есть все основания для удовлетворения требований прокурора.

Кроме того, ответчики исковые требования признали в полном объеме и добровольно, данное признание иска не противоречит закону, не нарушает чьих-либо прав и законных интересов других лиц, поэтому принимается судом.

В силу ст.103 УПК РФ с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в силу закона.

В соответствии с подп.3 п.1 ст.333.19 гл.25.3 ч.2 НК РФ размер государственной пошлины, подлежащий уплате при подаче искового заявления неимущественного характера для организаций, составляет 4000рублей. Учитывая, что ответчиками заявлено ходатайство об уменьшении размера подлежащей взысканию государственной пошлины, принимая во внимание их имущественное положение, суд считает возможным уменьшить размер подлежащей взысканию государственной пошлины до 200рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39,173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Красносельского района заявленные в интересах воспитанников МДОУ «Сопыревский детский сад Красносельского района Костромской области» удовлетворить.

Обязать МДОУ «Сопыревский детский сад Красносельского района Костромской области» в срок до 1 июля 2011 года провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: создать в детском саду медицинский блок (п.2.2. 22 Сан-эпид. требования №2.4.1. 1249-03).

Обязать администрацию Красносельского муниципального района Костромской области осуществить финансирование указанных организационно-хозяйственных мероприятий.

Взыскать с МДОУ «Сопыревский детский сад Красносельского района Костромской области» и администрации Красносельского муниципального района Костромской области государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Красносельский муниципальный район Костромской области» в размере 100 рублей с каждого.

Решение в течение 10 дней со дня его вынесения может быть обжаловано или опротестовано в Костромской областной суд с подачей жалобы через Красносельский районный суд.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200