Дело № 2-53 /2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2010 года
Красносельский районный суд Костромской области
в составе председательствующего судьи Сидорова Н.Ф.,
при секретаре Смирновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации к Кондыреву Игорю Анатольевичу об освобождении самовольно занятого земельного участка, сносе незаконно возведенных объектов, проведение рекультивации самовольно захваченного земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Кондыреву И.А. об освобождении самовольно занятого им земельного участка береговой полосы водного объекта общего пользования - реки <адрес>, о сносе незаконно возведенных объектов на данном земельном участке - дачного жилого <адрес> и о проведении рекультивации самовольно захваченного земельного участка. Свои требования истец мотивирует тем, что в результате проведенной Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения природоохранного законодательства в водоохраной зоне водного объекта - реки <адрес>, были выявлены грубые нарушения водного законодательства при строительстве и эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Согласно справки администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области за № от ДД.ММ.ГГГГ года у Кондырева И.А. имеется дачный дом, расположенный на земельном участке, общей площадью <данные изъяты> кв. метров по адресу: <адрес>. На указанный земельный участок и возведенные на нём строения имеется схема расположения земельного участка согласованная архитектурой Красносельского района от ДД.ММ.ГГГГ года, технический паспорт «<адрес>» Костромского городского филиала ГП «Костромаоблтехинвентаризация» инв. № от ДД.ММ.ГГГГ; справка о данных технического учёта по дачному дому от ДД.ММ.ГГГГ № ГП Костромской области по техническому учёту и инвентаризации объектов недвижимости «Костромаоблтехинвентаризация». Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины, водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения, каналы, сооружения (дамбы); устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов. В соответствии с ч.1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии рек, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохохяйственное значение (места нереста, нагулы, зимовки рыбы и других водных биологических ресурсов) устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель. ( часть 13 ст. 65 Водного Кодекса РФ). В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы. На основании ч.17 п.1, ч.15 п.п. 2, 4 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полосах запрещаются распашка земель; размещение мест захоронения отходов производства и потребления; движение и стоянка транспортных средств. В соответствии с ч.6 ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. ( часть 8 ст. 6 Водного кодекса РФ). Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования- Горьковское водохранилище (р.Волга) составляет 20 метров. Согласно п.10 ч.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений. Проверкой, проведенной Управлением Росприроднадзора по Костромской области установлено, что в нарушение режима использования земельных участков в водоохраной зоне, в береговой полосе водного объекта ответчиком Кондыревым И.А. на самовольно занятом им земельном участке построены без разрешительных документов следующие объекты: <данные изъяты>. Земельный участок в установленном законом порядке Кондыреву И.А. не предоставлялся, правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют, и разрешения на постройки ему не выдавались. Указанные нарушения подтверждаются актами проверок от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Роспироднадзора по Костромской области. Таким образом, требования действующего природоохранного законодательства самовольным застройщиком - Кондыревым И.А. не соблюдаются. В соответствии со ст. 25 Земельного кодекса РФ право на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним». В нарушение требований законодательства у ответчика правоустанавливающая документация на земельный участок и возведенные постройки отсутствуют. Размещение вышеуказанных построек в береговой полосе Горьковского водохранилища влечет за собой несоблюдение режима использования территории водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта. В результате размещения указанных строений и ограждение их забором в береговой полосе Горьковского водохранилища (р. Волга) нарушается режим использования земельного участка в водоохраной зоне и права граждан на свободный проход к водному объекту общего пользования, передвижение и пребывание возле него, установленный ст. 6 Водного кодекса РФ. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ Кондырев И.А. был привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 8.12 КоАП РФ. Кроме того, Кондыреву И.А. Управлением Роспироднадзора по Костромской области было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ с установлением срока исполнения обязанности обеспечения свободного прохода береговой полосы <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Однако по настоящее время предписание не исполнено. Действиями КондыреваИ.А. затронуты государственные интересы, выразившиеся в нарушении требований закона, регулирующих установленный государством порядок проектирования, строительства и эксплуатации объектов, а также нарушаются требования водного законодательства. Так, согласно ст. 3 Водного кодекса РФ, водное законодательство РФ основывается на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека; приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования; регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему. Статьей 12 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством воспроизводства в сельском, лесном хозяйстве и иных видов деятельности. В соответствии со ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот, сохранению плодородия почв и их использованию при проведение работ, связанных с нарушением земель.
Исходя из вышеизложенного, прокурор Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры просит обязать Кондырева И.А. освободить самовольно занятый им земельный участок береговой полосы водного объекта общего пользования - <данные изъяты>, а также провести рекультивацию земельного участка в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры МоисеевС.Н. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив исковые требования, просит обязать КондыреваИ.А. освободить самовольно занятый земельный участок береговой полосы водного объекта- <данные изъяты> и провести рекультивацию земельного участка в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика по делу по доверенности СмирновА.Н.. в судебном заседании требования прокурора признал частично, пояснив, что за разрешением на строительство дачного дома в дер. Гомониха КондыревИ.А. обращался в администрацию Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района, и ему устно пояснили, что он может начать такое строительство. Документально это разрешение он не оформил. Земельный участок ему также официально не выделялся. Урез воды Горьковского водохранилища постоянно меняется, в зависимости от количества выпавших осадков и других факторов. Поэтому выстроенный ответчиком дачный домик может и не попадать в 20метровую береговую полосу. Остальные объекты(баня, сараи) действительно находятся в зоне береговой полосы. Ответчик в определенный прокурором срок освободит береговую полосу от возведенных строений.
Представитель третьего лица по делу, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, на стороне истца -Управления Росприроднадзора по Костромской области по доверенности КрасавинА.Р. требования прокурора поддержал и пояснил, что Управлением Роспироднадзора была проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в дер. <адрес>. В ходе проверки было установлено, что Кондырев И.А. в нарушение режима использования земельных участков в водоохраной зоне, в береговой полосе водного объекта, на самовольно занятом им земельном участке, построил без разрешительных документов <данные изъяты>. Земельный участок в установленном законом порядке Кондыреву И.А. не предоставлялся, правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют, и разрешения на постройки ему не выдавались. Указанные нарушения подтверждаются актами проверок от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ года № Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Роспироднадзора по Костромской области. Кондыреву И.А. Управлением Роспироднадзора по Костромской области было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ года обеспечить свободный проход береговой полосы к <адрес>. Однако до настоящего времени предписание им не исполнено.
Представитель администрации Красносельского муниципального района Костромской области, привлеченной судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца по доверенности ЮурковА.Д. в судебном заседании требования прокурора поддержал, пояснив, что земельный участок в <адрес> <адрес>, на котором КондыревИ.А. возвел строения, администрацией Красносельского муниципального района и администрацией Боровиковского сельского поселения ответчику не выделялся, разрешение на строительство не выдавалось.
Третье лицо по делу, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - администрация Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание своего представителя не направило, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры обоснованные и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии рек, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Ширина водоохраной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров (Пункт 3 ч.4 ст. 65 Водного кодекса РФ).
На основании ст. 6 ч.6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования (Горьковского водохранилища -<адрес>) составляет двадцать метров.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. ( часть 8 ст. 6 Водного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании Кондырев И.А. в нарушение режима использования земельных участков в водоохраной зоне, в береговой полосе водного объекта общего пользования - реки Волга, в районе д. Гомониха Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области незаконно на самовольно занятом им земельном участке построил без разрешительных документов следующие объекты: <данные изъяты> м находится ориентировочно на расстоянии 8 метров от береговой линии водного объекта; деревянный забор.
Указанные нарушения подтверждаются актами проверок от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ года № Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по <адрес>. ( л.д.9 -10; 11-14).
В соответствии со ст. 25 Земельного кодекса РФ право на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним».
На основании ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях. (Часть 3 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
В силу ч.4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. (Часть 5 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
В силу п.5 Положения о водоохранных зонах(полосах) рек, озер и водохранилищ в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 17.03.1989года №91, действующего на период возведения ответчиком спорных строений, в водоохраной зоне рек, озер и водохранилищ запрещается проведение без согласования с органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, бассейновыми водохозяйственными объединениями Комитета Российской Федерации по водному хозяйству замыва пойменных озер и стариц, добычи местных строительных материалов и полезных ископаемых, строительства новых и расширения действующих объектов производственного назначения и социальной сферы.
Прибрежные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарной растительностью или залужены( п.6).
В судебном заседании установлено, что Кондыреву И.А. земельный участок в установленном законом порядке не предоставлялся, разрешения на строительство возведенных вышеуказанных объектов не выдавалось, согласие на возведение спорных строений в соответствующих природоохранных органах он не получал.
В соответствии с ч.2 ст.12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных(вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
В силу ч.1 ст.13 ЗК РФ землепользователи обязаны провести мероприятия по рекультивацию нарушенных земель, восстановлению плодородия почв.
При таких обстоятельства, у суда есть все основания для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры к Кондыреву Игорю Анатольевичу удовлетворить.
Обязать Кондырева Игоря Анатольевича освободить самовольно занятый земельный участок береговой полосы водного объекта Горьковского водохранилища- <адрес> от самовольно возведенных строений: <данные изъяты> и провести рекультивацию земельного участка в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в Костромской областной суд с подачей жалобы в Красносельский районный суд.
Судья: